Архипастырь. Юбилей Магаданской епархии

2 января 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает архиепископ Магаданский и Синегорский Иоанн.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Дорогой владыка, мы рады приветствовать Вас в нашей студии в Москве! От всех наших телезрителей, от нас выражаем благодарность, что Вы нашли время приехать к нам через такое большое расстояние. В последний раз Вы у нас были прошлой весной. Конечно, 2016 год еще был годом 25-летия Магаданской епархии. Расскажите, как вы отпраздновали этот юбилей.

– Празднования только начинаются. Сейчас, в декабре (ближе к двадцатому числу), начинаются торжества. Мы проведем Рождественские чтения, будет открытие выставок по истории епархии и много важных собственно церковных событий. Например, будет освящен нижний этаж нашего огромного Троицкого кафедрального собора. Работы уже завершены. Пройдет множество конференций, будут встречи с молодежью, с нашими прихожанами. Я думаю, празднование юбилея Магаданской епархии запомнится хотя бы еще на 25 грядущих лет.

– Может, и больше.

– Надеюсь, что больше.

– Когда берет начало история епархии?

– Если мы будем говорить несколько формально, привязываясь к этой цифре в 25 лет, то история началась в 1991 году, когда был назначен первый магаданский архиерей. Но вместе с тем следует понимать, что христианизация нашего края началась во второй половине XVI столетия, и связано это с тем, что на нашей Колымской земле стали селиться православные люди, казаки. Если говорить о христианизации населения, примерно с этого периода она и начинается. Но XIX век и усилия святителя Иннокентия Московского сделали эту христианизацию действительно подобной Крещению Святой Руси при князе Владимире. Тогда практически все местные племена приняли христианство, Священное Писание было переведено на местные языки. С тех пор мы можем называть Колымскую землю, Охотское побережье воистину христианской землей.

Наверное, для нас особенно важно не забыть то, что было при нашей жизни, то, что мы видели собственными глазами. Двадцать пять лет – это на самом деле очень много. Для меня особенно приятно, что пять лет (уже немного больше, когда я был назначен магаданским архиереем) из этих двадцати пяти Магаданская епархия живет вместе со мной. Соответственно, двадцать процентов времени, этой четвертьвековой истории, я живу вместе со своей паствой, со своей территорией и хотя бы благодаря этому процентному соотношению понимаю, что сам уже потихоньку становлюсь историей моей любимой Колымской земли, любимой Магаданской епархии.

– Владыка, а сами Вы откуда?

– Я родился в Москве, родители мои москвичи. Так что Божиим Промыслом от восток солнца до запад (или от запада к востоку, наоборот) мы, церковные люди, особенно архипастыри, монахи, исполняем то послушание, которое нам дается. Сегодня мы в Москве, а завтра – в Магадане. И должны туда принести то, что мы смогли увидеть в наших духовных школах, в духовных столицах и в нашей главной церковной столице – городе Москве. Прекрасные навыки общения с удивительными духовными людьми в стенах московских духовных школ – конечно, это дает колоссальный заряд и в некотором роде гарантию, что человек, приезжающий  из Москвы, имеет что сказать там, на Дальнем Востоке, в том месте, где люди до 1991 года, до начала существования епархии, едва ли слышали о Христе.

Люди приезжали туда – кто-то заработать деньги, кто-то по зову комсомольского горячего сердца. Но в этом зове молодости и комсомольского сердца вряд ли было что-то по-настоящему христианское. Поэтому люди в 1991 году практически впервые открыли глаза, посмотрели на свою историю, удивились, что, оказывается, они приехали на землю, которая была освящена не только подвигом новомучеников и исповедников. Все мы знаем, что Колымская земля – это Колымская Голгофа, где сотни тысяч людей сгинули практически в небытие, умерли, иногда в подлинных гонениях на Церковь. Люди 25 лет назад впервые узнали о том, что была христианская история – это гонения начиная с 30-х годов и та самая история, о которой мы начали говорить, связанная с именами святителя Иннокентия и других проповедников, которые служили на нашей земле.

К удивлению своему, люди стали находить остатки православных храмов. К сожалению, некоторые даже в позднее советское время исчезли… Предположим, стоял деревянный храм в поле, вот его сожгли. Немножко до начала бытования епархии не дожили. В каких-то местах, где люди сейчас уже совсем не живут, на берегах Охотского моря, иногда и до сих пор стоят небольшие часовенки, храмики. Может быть, мы поговорим еще о том, что осталось много удивительных памятников христианской старины. Например, удивительные христианские кладбища эвенов. Занимаясь церковным искусством, я не мог себе представить, зная множество образцов церковного искусства, деревянного зодчества в том числе, каких-то храмовых и кладбищенских комплексов, что столь высокохудожественные постройки и устройства будут у древних, старинных эвенских кладбищ. В планах даже есть, может быть, написать работу, чтобы рассказать о том, какая была традиция захоронения у христиан-эвенов.

Так вот, 25 лет назад люди впервые услышали, что указом Патриарха, решением Священного Синода устроена Магаданская епархия. Она включала тогда в себя территорию четырех ныне действующих епархий, очень крупных. В нее входила Чукотка, Камчатка и Южный Сахалин со столицей в Южно-Сахалинске. Первым магаданским архиереем был владыка Аркадий (Афонин). Можете себе представить, на какой территории велась им миссионерская работа, подлинно миссионерская. Действительно, это были моменты, когда люди впервые в жизни услышали о Христе. В это время владыкой буквально лично были крещены тысячи людей. Я помню его рассказ: когда он по приезде в Магадан общался с первым секретарем партии, ему сказали: «Владыка, Вас поспешили назначить сюда, нам не нужно никакой епархии». Но у владыки Аркадия был (и есть) достаточно сильный характер, и вскоре все поняли, что епархия должна быть, и она есть. Его колоссальнейшими трудами люди впервые смогли услышать о Христе, в том числе и на территории теперь уже меньшей епархии, как я уже сказал, потому что…

– …поделили, да?

– …от той колоссальной епархии вскоре отделили Южный Сахалин, Камчатку и Чукотку. Из его уст люди впервые услышали о Христе. У нас бережно хранятся старые фотографии: виден в прекрасном лике святителя тот порыв и талант проповедника. Из его уст звучали слова, побудившие множество людей действительно стать чадами Православной Церкви.

Сколько он сделал! Это строительство Духовского кафедрального собора. Пусть этот собор был не очень большого размера, но сейчас, в последние десятилетия, совершенно изменились представления о том, каким должен быть собор и что такое большой храм и маленький храм. Потому что тысячи и тысячи, миллионы людей за эти годы, десятилетия приходят в храм, храмы нужны все больше и больше. Очень трудно было во времена, так скажем, постперестройки заниматься строительством храмов. Был финансовый кризис в целом в стране, падение курса рубля. Собственно говоря, разрушение Советского Союза.  Храмы, которые владыка построил в Магадане, это не только Духовской собор, это еще и Покровский, впоследствии женский монастырь. Этот храм был построен на месте первого деревянного домика-храма, который освятил временно управлявший епархией владыка Гавриил (Стеблюченко), не так давно почивший архипастырь. Были владыкой Аркадием заложены храмы, которые достраивались впоследствии; было устроено немалое количество храмов в приспособленных помещениях. Но благодаря ему христиане впервые поняли, что такое Церковь, впервые вошли в храм, приняли Святое Крещение. Люди помнят о владыке. Наверное, слава Богу, помнят и о всех архипастырях, которые трудились на Колымской земле.

С 1991 по 1993 год владыка Аркадий управлял той епархией, столицей которой был город Магадан. С 1993 по 1998 год – это новая страница истории Магаданской епархии. Она уже была поменьше, но все же тогда включала еще в свой состав Чукотку. Преосвященным Магаданским и Чукотским в 1993 году становится владыка Ростислав. Особенно приятно о нем говорить. Это мой классный руководитель в бытность мою студентом, из руководства нашего курса практически…

– Это Московская духовная академия?

– Да, владыка Ростислав, совсем тогда еще молодой иеромонах, был назначен Преосвященным Магаданским. Хочется еще отметить, что я знал всех своих предшественников. Как-то пересекались в годы обучения в московских духовных школах, были  дружеские, человеческие отношения. И сейчас вспомнили о владыке Ростиславе. Вспоминается момент, как я был в Москве по своим делам, нес послушание в московском храме. Поезд проезжает станцию «Бауманская», останавливается, и в двери напротив меня заходит уже нареченный епископом Магаданским и Чукотским владыка Ростислав. Это было прямо после вечернего богослужения, когда совершалось его наречение в магаданского святителя.

В  этом знакомстве практически со всеми моими предшественниками я вижу некоторое Божие предуготовление меня к моему теперешнему церковному послушанию. И если я Вам сейчас рассказываю об истории Магаданской епархии, то не страницы каких-то книг по-своему пытаюсь интерпретировать, не просто какие-то холодные знания. Это то, что я знаю из рассказов своих предшественников. Даже, скажем так, за какими-то событиями, которые происходили в Магадане, я мог наблюдать, еще будучи студентом, благодаря рассказам того или иного Преосвященного.

– Даже не помышляя о том, что когда-то будет там послушание.

– Конечно. Мы начали говорить о владыке Ростиславе. Владыка Ростислав был и остается (сейчас он митрополит Томский) в добром здравии. Это замечательный духовный человек. Человек, несмотря на свой молодой тогда возраст, еще даже до назначения архиереем окормлял огромное количество людей. Многие из столицы приезжали к нему специально, чтобы получить  духовный совет. К этому архипастырю и с самого начала, когда он совсем молодым человеком приехал в Магадан, люди относились как к старцу. Его имя, конечно, на памяти у многих моих прихожан, моих чад. Владыка Ростислав для них – огромный авторитет. Многие из них имеют общение с владыкой Ростиславом даже до сего дня. И конечно, он очень достойно продолжил то дело, которое начал владыка Аркадий. Строились храмы, завершалось строительство начатого владыкой Аркадием.

Владыка Ростислав был достаточно строгий архипастырь, аскет. При нем было устроено Епархиальное управление – здание на улице Гагарина. Было положено начало строительству многих храмов, многим важным постройкам. Часовня на центральной улице в честь Георгия Победоносца была построена и освящена при владыке Ростиславе. При Духовском соборе построен Предтеченский крестильный храм. Также был заложен храм в Синегорье в честь Благовещения, в поселке Снежный  построен деревянный храм. Надо отметить, что при нем велось много просветительской работы. Он привлекал своих чад из Москвы, многие из них становились монахами и священнослужителями Магаданской епархии. Было живое общение с паствой. Стали действовать воскресные школы. Владыка был очень интересным проповедником. Он умный, не по годам духовно развитый человек (имеется в виду его юный, почти тридцатилетний возраст, когда он стал епископом Магаданским и Чукотским). Память о нем будет жить, я думаю, многие десятилетия.

Его через некоторое время сменил владыка Анатолий (Аксенов). Когда я был студентом, он был нашим академическим экономом. Даже удивительно было… Накануне наречения (я уже тогда был священнослужителем) раздался стук в комнату. Владыка обратился с просьбой, что-то было ему нужно именно для наречения. Так что я даже запомнил этот момент… Ну а так, конечно, мы много трудились у него на послушаниях.

Владыка Анатолий недолго служил на Магаданской земле. Наверное, можно так сказать, были какие-то искушения, недовольства, и он был вскоре переведен. Но оставил о себе также добрую память; его подпись мы видим на антиминсах некоторых храмов, например храма в Синегорье, который он освящал. Также при нем начали действовать православные летние детские лагеря, это тоже событие, связанное с владыкой Анатолием. Владыка Анатолий вместе со Святейшим Патриархом пять с лишним лет назад приезжал на Колымскую землю, увидел то, что сделано при его последователях, радовался и мне давал некоторые вполне дельные советы по устройству церковной жизни. Он был, повторюсь, недолго, но память о нем, конечно, тоже остается.

Один из самых выдающихся архиереев Русской Православной Церкви, на мой взгляд,  владыка митрополит Феофан, в управлении которого находится весь Татарстан. Свое архиерейское послушание он начал с Магаданской епархии. В 2000 году посвящен в архиереи, назначен епископом Магаданским. Уже впервые звучит современное название епархии: если при владыке Ростиславе был правящий архиерей Магаданский и Чукотский, то начиная с владыки Феофана – Магаданский и Синегорский. Тогда только Магаданская область была в управлении Преосвященного Магаданского. Владыка Феофан во всех епархиях, которые он возглавлял, оставил о себе добрую память, колоссальный след. Он известен как достаточно строгий архиерей, но я его знаю также с юношеских лет, когда он был заместителем председателя ОВЦС, и мы, студенты, обращались к нему всегда – предположим, оформить какие-то документы для поездок с хором, что-то еще, какие-то частные поездки. Его всегда все боялись, а я удивлялся и людям говорил, что это самый добрый, самый прекрасный человек, которого я знаю.

– В Магадане боялись, в епархии?

– В ОВЦС. Человек всегда относился с вниманием к моим просьбам.  Сейчас, управляя Магаданской епархией, я вижу, имею возможность убедиться, как тепло, по-доброму, по-отцовски он общался со своей паствой. Не было никаких закрытых тем  в общении с ним. В очень сложных обстоятельствах он давал по-настоящему отеческие советы. Это добрый, прекрасный архипастырь, наделенный колоссальными организаторскими способностями. И эти способности породили наш прекрасный Троицкий кафедральный собор города Магадана, который  строился достаточно долго, но сейчас его строительство завершено. Будем, как я уже говорил, освящать нижний храм, Троицкий придел, главную храмовую часть этого собора освятил Святейший Патриарх пять с лишним лет назад.

Так вот, трудами владыки Феофана было сделано невозможное. В девяностые, достаточно тяжелые годы, он смог убедить губернатора, убедить в целом власти города, региона, что необходим большой собор на месте Дворца советов, который не был достроен, многие годы зиял пустыми окнами. Колоссальный масштаб собора смог по-новому организовать город, это, так скажем, самая главная точка. Если улицы идут от этой точки веером, то собор – основание, главная точка.

– На картинке мы можем это увидеть.

– Да, мы это как раз видим, картинка вполне удачная. В дневное время, наверное, это более очевидно, чем в вечернее, как представлено здесь на фотографии.

– Собор, получается, стоит прямо на окраине города?

– Это не окраина, можно сказать, что это самый центр города. Самая важная точка города. Перед ним площадь; называется, соответственно, Соборная. Кое-что на этой площади появилось, но об этом мы поговорим чуть позже, когда дойдем уже до времени управления епархией моим недостоинством.

Владыка Феофан впервые заложил традицию освящения вод Охотского моря на праздник Крещения. Народ очень любит ее. И несмотря на лютые морозы, люди выходят на лед, окунаются троекратно пусть в соленую, но уже освященную воду Охотского моря в дни Крещения Господня.

– Какие же это морозы?

– Вы хотите услышать сейчас цифры вроде минус пятьдесят градусов? Вы их не услышите.

– У нас бывает в Москве минус двадцать, даже чуть больше.

– Вот и у нас в Магадане бывает, только не «чуть больше», а «чуть ниже»; Вы имели в виду: двадцать пять – это ниже, чем минус двадцать. Конечно, такие лютые холода бывают, их можно на пальцах перечесть, но поскольку Магадан стоит на море, за счет некоторых теплых воздушных масс, которые над морем, прогревающимся за летнее время, и которые близки к берегу, там не такие холода. А вот если в глубь материка, буквально с каждым километром чувствуешь, что становится на градус холоднее. Проедешь какой-то перевал – на пять градусов холоднее. И действительно, если в Магадане зимой, предположим, минус двадцать градусов, то в глубине епархии, конечно, все минус пятьдесят. Такое вот преимущество Магадана, что там по сравнению с глубинками епархии, можно сказать, тепло.

Владыка Феофан сделал очень много важного. Конечно же, это не только строительство собора, не только освящение вод на Крещение. При нем были проведены первые Рождественские чтения. С тех пор ежегодно неукоснительно совершаются эти очень полезные образовательные чтения. Владыка Феофан положил им начало.

Также при владыке Феофане начался выпуск газеты «Колымская лампада».

– Епархиальная, да?

– Да. Появились молитвенные комнаты в Управлении внутренних дел Магаданской области, в колонии строгого режима в поселке Уптар. Так что за три года управления епархией владыка Феофан смог очень многое сделать.

Немного подытоживая, будем говорить уже о годах моего управления. Сделано очень немало, но я всегда говорю, что я при всей своей активности никогда не смог бы построить такой собор и даже подумать и помечтать о нем, который смог построить – начать и довести до куполов – владыка Феофан. Это человек с большим опытом, с колоссальным духовным размахом. Сейчас очень чувствуется польза от этого собора. Действительно, жители города и в целом региона относятся к нему, как москвичи к Московскому Кремлю.

– Это визитная карточка.

– Да, как москвичи относятся к Храму Христа Спасителя. Они всегда говорят: это наш собор. Конечно, это самое красивое и самое большое сооружение на Колыме. Огромные слова благодарности владыке Феофану. Это человек, очень многое сумевший сделать на нашей Колымской земле.

Теперь надо сказать о периоде с 2003 по 2011 год, когда епархией управлял владыка Гурий (Шалимов). Он сделал также очень немало. Собор, начатый при владыке Феофане, был завершен; строительство верхнего храма было завершено именно при владыке Гурии. Святейший Патриарх в 2011 году совершил освящение собора. Трудами владыки было завершено строительство Троицкого кафедрального собора. Он освятил, построил часовню-грот в честь Андрея Первозванного на Ольском побережье, часовню преподобного Ильи Муромца на территории пограничной части. В Сеймчане был освящен храм в честь Владимирской иконы Божией Матери, часовня в честь святителя Алексия, митрополита Московского на золоторудном месторождении «Джульетта». Были им совершены первые богослужения в строящемся тогда Троицком соборе. Владыка Гурий также запомнился очень по-доброму в сердцах жителей Магадана; он был простой в общении, очень умный, развитый человек, знавший несколько языков, с хорошим образованием, с прекрасным чувством юмора. Власти города и области к нему очень хорошо относились и помнят добрым словом до сего дня. Владыка иногда и сейчас приезжает на Колыму, радушно его принимаю и я, и руководство области с моими прихожанами.

В 2011 году мое недостоинство было назначено Преосвященным Магаданским и Синегорским. Конечно же, нужно отметить, что Святейший Патриарх при хиротонии дал много значимых заданий, со многими из которых удалось справиться. Необходимо было увеличить количество духовенства. Штатных священников было шесть на момент моего назначения, сейчас тридцать.

– А какова площадь епархии?

– Свыше четырехсот шестидесяти тысяч квадратных километров.

– И шесть священников на такую территорию.

– Да. Сейчас уже, как я сказал, их тридцать. Милостью Божией они, мне кажется, не стремятся уехать из Магадана, то есть созданы условия, чтобы жизнь их была вполне сносной, какое-то материальное обеспечение, возможность людям выезжать на большую землю в отпуска; какая-то забота об их семьях. Я сделал ставку, скажем так, на женатое духовенство. Подавляющая часть духовенства  женатые священники; не монахи, которым все-таки удобнее было бы быть в монастырях. Конечно, человеку, живущему вдали от Большой земли, очень важно, чтобы рядом были родные люди. Человек-миссионер все-таки должен иметь рядом сподвижников, родных, близких людей, супругу, семью. Ему, конечно, так легче жить, кто-то ему поможет обустроить быт, с любовью примет после тяжелого рабочего дня. Священнослужители несут очень тяжелые, в том числе физические, нагрузки.

Конечно же, было заложено очень много храмов. Сейчас строится тридцать храмов, строительство примерно половины из них уже завершено. Очень большая часть этих храмов освящена. Это было очень важно. Представьте себе, если в каком-то поселке какой-то бывший магазинчик, конторка с прогнившими полами, потолками  были храмом. Но все равно даже если люди верующие ходят в этот храм, они воспринимают его как какое-то приспособленное помещение и помнят, как когда-то ходили в этот магазин или контору, может быть, слышали там даже что-то для себя неприятное. Конечно, дом Божий, храм, должен устраиваться специально и иметь самые необходимые атрибуты и внешний вид, который всегда для человека ассоциируется именно с домом Божиим. Действительно, люди приходят с большим духовным сосредоточением в красивый храм, и отношение у людей именно как к дому Божиему все-таки к тому храму, который украшен золотыми куполами, где звучат церковные звоны, зовущие в храм.

Надо, конечно, отметить, что было и есть много добрых помощников. Если говорить о Колыме, нужно сказать, что усилиями крупного предпринимателя Александра Александровича Басанского уже построены два прекрасные храма. Построены, великолепно внутри украшены, расписаны, со всем необходимым. Это человек большой души, огромных, колоссальных человеческих и духовных способностей. Нужно отметить, что строительство храма у нас в разы дороже, чем на территории, скажем, европейской части страны. У нас нет железных дорог, все стройматериалы доставляются морем. Также хочу поблагодарить особенно Олега Геннадьевича Карчева, завершающего сейчас строительство третьего каменного храма. Это московский предприниматель, у которого есть золотые рудники на Колыме.

Строят, принимают участие в строительстве практически все предприниматели нашей Колымской земли, им огромная благодарность. Эти люди искренне понимают, что без этого настоящей жизни в колымских далеких селениях быть не может. Например, Сеймчан. Построили прекрасный каменный кирпичный храм. Люди стали совершенно иначе относиться к своему поселку. Этот храм буквально как Красная площадь в Москве. Люди в стройках, окружающих их, никогда и не видели кирпича. Золотые купола все-таки вселяют надежду, что регион будет развиваться, жизнь в нем будет продолжена.

Ведь все мы понимаем, что за эти десятилетия с момента перестройки практически две трети населения с Колымы отбыло на территорию так называемой Большой земли. А регион вполне способен существовать не только за счет золота, но и за счет моря. Сейчас разведываются месторождения газа и нефти; мы верим, что вскоре они будут добываться вблизи наших колымских берегов, на бассейне Охотского моря. За дальнейшую благополучную жизнь, которая не может быть без Бога, храмы несут самую важную ответственность. Огромная роль отведена храму при Северо-Восточном государственном университете Магадана. Храм по примеру нашего Московского университета назван в честь великомученицы Варвары. Он уже привлекает внимание и педагогического состава, и студентов. Это красивый храм во дворе университета.

Наверное, особенно важно отметить, что на территории Колымы появились значимые, важные святыни. Это часть мощей преподобного Андроника (Лукаша), о котором мы сегодня уже говорили, нашего колымского исповедника, известного российского старца. Была перенесена рака с его мощами. Также вскоре была перенесена с Афона, из Ватопедского монастыря, точная копия иконы Божией Матери «Пантанасса (Всецарица)», помогающей при злокачественных болезнях, которых немало также на Колымской земле. Конечно, важнейшим событием было строительство и устройство на Соборной площади Магадана памятника святителю Иннокентию Московскому, который несколько десятилетий своей жизни провел у нас, окормляя свою паству. Прекрасный, великолепный восьмиметровый памятник по-настоящему украсил площадь, которая действительно смотрится как неотъемлемая часть церковной жизни нашего города.

Также были перенесены мощи – часть стопы святителя Иннокентия Московского по благословению Святейшего Патриарха Кирилла. Это было удивительное, радостное событие, когда тысячи магаданцев вышли на Соборную площадь, чтобы встретить того, кто десятилетия своей жизни, прежде чем стал митрополитом Московским, провел на нашей Колымской земле, на Дальнем Востоке, просвещая местные народы, научая всех своих последователей миссионерской проповеди, жизни ради своей паствы. Святитель – это наш любимый святой, которому мы молимся, скажем так, ежедневно. Помощь его вполне ощутима. С прибытием его мощей очень многое изменилось в городе.

Также следует отметить, что были устроены помимо областных Рождественских чтений и Пасхальные студенческие чтения, которые привлекают ребят уже со школьной скамьи участвовать в церковной жизни, в обсуждении и изучении богословских вопросов. Следует отметить, что сейчас Колымская земля вполне близка к стопроцентной занятости детей в обучении основам православной культуры. Порядка 80% школьников изучают именно основы православной культуры. Это большое достижение наших священнослужителей, огромная благодарность нашему прекрасному губернатору Владимиру Петровичу Печёному, который очень активно и сам участвовал в том, чтобы именно православная церковная дисциплина преподавалась в рамках изучения такого мировоззренческого предмета.

– Владыка, судя по Вашему рассказу, есть какая-то положительная динамика в развитии Магаданской епархии. Какие есть проблемы в вашей епархиальной жизни? Не все же так гладко бывает.

– Знаете, когда есть большая радость, где-то рядом может находиться и большое горе. Духовные подвиги не могут происходить без искушений. Такое искушение, которое мои чада, моя паства именно так воспринимает (за 25 лет существования епархии не было таких серьезных искушений), как, например, вдруг ни с того ни с сего было принято решение о строительстве в городе крематория. Понять людей, которые хотят подзаработать, в принципе, всегда можно; в своем определении такого бизнеса они руководствовались тем, что люди, уезжая (а народ все-таки уезжает с Колымы), хотят увозить с собой тех, кто почил, своих родных и близких. Люди считают, что жители будут предпочитать своих умерших не предавать земле, а увозить с собой с Колымы урны с прахом.

Все-таки Православная Церковь иногда закрывает, скажем так, глаза на то, что происходит в современном мире касательно таких непервостепенных вещей (предположим, в больших городах огромная проблема с землей, дороговизна, связанная с захоронением людей)… Если говорить о Европе, о каких-то других странах, то там, может быть, кремирование людей хотя бы в какой-то степени оправданно. Хотя это совершенно жуткая процедура, которая не оставляет от человека практически ничего. Горстка пепла… все мучительно сжигается и в «кофемолках» перерабатывается, прежде чем эта горстка будет выдана человеку в каком-то красивом, респектабельном сосуде.

А на Колыме нет никаких проблем с местами захоронений. Понятно, кладбища должны быть более благоустроенными, нужно потрудиться всем нам вместе для этого. Собственно говоря, этот бизнес, если так можно назвать кремацию, оправдывает себя в городах с населением свыше пятисот тысяч. Это совсем не те сто тысяч, что живут у нас в Магадане. Поэтому эта идея даже в финансовом плане, может быть, не совсем удачная. Но православная общественность стала активно настаивать, чтобы это решение было отменено, и мы верим, что крематорий не будет построен в Магадане. Нашу позицию поддерживает и губернатор области. Хочется верить, что слова такого духовного убеждения со стороны моего недостоинства и священнослужителей дойдут до ушей, умов и сердец тех, кто задумал этот бизнес (это частный бизнес, не городской, не областной). Надеюсь, что никакого крематория у нас не будет.

Это одно из самых важных так называемых искушений, которое посетило Колымскую землю. Надо много работать…

– Все-таки мы не можем закончить передачу на негативной ноте. Владыка, мы подготовили ролик для Вас и для всей нашей страны, для всех, кто нас смотрит, и, конечно, для Магаданской епархии. Я подчеркну, что слова и музыку гимна Магаданской епархии написал сам владыка. Сейчас мы попрощаемся с нашими телезрителями, а у вас еще будет возможность посмотреть замечательный ролик, посвященный истории Магаданской епархии, Колымского края.

(Идет ролик)

Ведущий Сергей Платонов
Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​