Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Евангелие от Матфея, глава 3, стихи 1–11
Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Сегодня, в субботу перед Богоявлением, за богослужением читается Евангелие от Матфея (Мф. 3, 1–11).
3.1. В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской
3.2. и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
3.3. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.
3.4. Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед.
3.5. Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему
3.6. и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.
3.7. Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?
3.8. сотворите же достойный плод покаяния
3.9. и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.
3.10. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.
3.11. Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем;
(Мф. 3, 1–11)
Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, повествуют нам о выходе на проповедь Иоанна Крестителя и его свидетельстве о Господе Иисусе Христе.
Место, где Иоанн начал свое служение, евангелист Матфей называет «пустыней Иудейской». Так называлось западное побережье Иордана и Мертвого моря из-за малонаселенности. После призвания Богом Иоанн вышел на проповедь к берегу реки Иордан, где можно было встретить разных людей, к которым и был обращен призыв к покаянию и омовению, то есть крещению.
Евангелист Матфей говорит, что Иоанн является тем, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему (Мф. 3, 3). Слова эти взяты из речи пророка Исайи, в которой он утешает Иерусалим, говоря, что кончилось время его уничижения и скоро явится слава Господня и узрит всякая плоть спасение Божие (Ис. 40, 5).
Это пророчество исполнилось, когда после семидесятилетнего вавилонского плена сорок две тысячи иудеев возвратились в свое отечество с разрешения персидского царя Кира. Это возвращение пророк изображает как радостное шествие во главе с Самим Богом. Перед этим шествием выступал вестник с призывом о том, чтобы в пустыне, по которой предстоит пройти Господу, приготовили Ему прямой путь: углубления наполнили бы насыпями, выровняли бы горы и холмы.
Архиепископ Аверкий (Таушев) замечает: «Пророчество это евангелисты изъясняют в виде прообраза: под Господом, шествующим во главе Своего народа, возвращающегося из плена, подразумевается Мессия, а под вестником – Его Предтеча, Иоанн. Пустыней же в духовном смысле является сам народ израильский, а неровности, которые надо бы устранить, как препятствия к приходу Мессии, – это грехи человеческие; вот почему сущность всей проповеди Предтечи и сводилась к одному, собственно, призыву: "Покайтесь!"»
Иоанн Креститель был строгим подвижником и носил самую грубую одежду из верблюжьего волоса, питался же диким медом и акридами, под которыми некоторые толкователи понимали плоды рожкового дерева, а другие род саранчи (разрешенной законом Моисея для употребления в пищу). Иоанн представлял собой резкую противоположность современным ему наставникам и руководителям иудейского народа. Обходя города и селения окрестной страны, он везде объявлял о том, что приблизилось Царство Небесное (Мф. 3, 2).
Александр Павлович Лопухин отмечает: «Под Царством Небесным Иоанн разумеет владычество Бога как Царя (царствующих), в противоположность земному владычеству мирских царей. Царства мирские существовали по-прежнему, но среди них появилось новое Царство, которое не имело с ними ничего общего, потому что имело не земное, а небесное происхождение».
Войти в это Царство можно только через покаяние, поэтому люди, которые слышали эту проповедь, шли за Иоанном на Иордан исповедовать свои грехи и, в знак очищения от них, омываться в речных водах.
Когда приблизились фарисеи и саддукеи, Иоанн, зная их помышления, обратился к ним с грозной обличительной речью. В этих его словах и заключалось все учение о покаянии для отпущения грехов: не всякий просящий у Бога прощения получает его, но только приносящий достойные плоды покаяния. Как вера без дел мертва, так и покаяние без дел недействительно.
Сегодня и для нас, дорогие братья и сестры, звучит этот призыв к покаянию, через которое мы и можем войти в Царство Небесное. Покаяние – это не что иное, как раскаяние в своих грехах и твердая решимость оставить прежнюю, стрáстную жизнь и начать новую, лучшую, богоугодную.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Ветхий Завет. «Обличение иудеи. Извращенный суд». Священник Константин Корепанов
Свет невечерний. Старец взялся за топор
Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
Хранители памяти. «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А.Н. Овчинникова». Часть 6
Православный словарь. Иконография
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!