Воскресные беседы. Апостол Иоанн Богослов

8 октября 2023 г.

– 9 октября – день окончания земной жизни апостола, евангелиста Иоанна Богослова. Иоанн был одним из 12 апостолов Господа Иисуса Христа, причем самым молодым по возрасту. Он прожил очень долгую жизнь, единственный из двенадцати умер естественной смертью в третий год царствования императора Траяна, то есть на рубеже первого и второго веков. Гробница Иоанна находится в нынешнем турецком городе Сельчук. Там сохранились развалины базилики, а место захоронения отмечено особым камнем.

Иоанн является автором одного из четырех Евангелий, трех посланий и самой таинственной книги всего Священного Писания – Апокалипсиса, или Откровения. Сохранились сведения о последних годах жизни апостола Иоанна, которые дошли до нас через его непосредственного ученика, святого Поликарпа Смирнского.

Апостолу Иоанну мы посвятили уже несколько передач. Сегодня расскажем о нем как об авторе одного из четырех Евангелий.

В начале было Слово. Каждый знает это замечательное начало Евангелия от Иоанна, которое сразу настраивает ум на высокий, философский лад.

Изучающий книги Нового Завета сразу обратит внимание на то, как сильно Евангелие от Иоанна отличается от остальных трех. Три других Евангелия – от Матфея, Марка, Луки – сильно друг на друга похожи. В них очень много общего, поэтому их называют синоптическими, от греческого «синопсис» – «совместное рассмотрение».

В тексте Евангелия от Иоанна есть масса таких сведений, которых нет в синоптических Евангелиях. Матфей, Марк и Лука в основном описывают действия, происшествия. В них много говорится о различных событиях из жизни Христа, о чудесах, исцелениях. А из речей Господа они передают только самые краткие, яркие, в основном запоминающиеся притчи. Иоанн же в большей степени рассуждает о философских, возвышенных предметах.

Когда Иоанн пересказывает речи Христа, то часто это обширные поучения. Например, последняя беседа с учениками за пасхальной трапезой.

Святитель Иоанн Златоуст подчеркивает: «Прочие евангелисты большей частью повествовали о человеческом естестве Сына Божия. Иоанн начинает свое повествование свыше, от Бытия Предвечного».

Примечательно, что в Евангелии от Луки, скажем, содержится целых 25 притч. У Иоанна нет ни одной притчи. Иоанн ни разу не упоминает слово «чудо», зато у него порядка пятидесяти раз встречается слово «любовь». В Евангелии от Матфея слово «любовь» употребляется только пять раз. Слово «истина» встречается у Матфея два раза, а у Иоанна – сорок шесть.

Слова «космос», «мир» у Матфея употребляются два раза, у Иоанна – семьдесят восемь. За высоту учения, которое содержится в этом Евангелии, Церковь дала апостолу Иоанну имя Богослова.

Понимать Евангелие от Иоанна значительно сложнее, чем другие тексты. Давайте обратим внимание на одно выражение, которое часто употребляет апостол Иоанн, вкладывая его в уста Самого Христа Спасителя. Мы хорошо знаем это выражение. Христос часто свидетельствует о Самом Себе, и по-славянски это свидетельство начинается выражением: «Аз есмь». «Аз есмь свет мира», «Аз есмь дверь», «Аз есмь пастырь добрый», «Аз есмь воскресение и жизнь», «Аз есмь путь, истина и жизнь». Выражение «Аз есмь» – это точный перевод греческого Ἐγώ εἰμί (эго еими). Запомним это выражение.

Чтобы хорошо понять мысли, заложенные в приведенных цитатах, придется провести небольшое филологическое исследование. Наш выдающийся специалист в области Нового Завета архимандрит Ианнуарий (Ивлиев), мой учитель, почивший в 2017 году, обращал внимание, что в греческом языке выражение «Аз есмь» (Ἐγώ εἰμί) – является не подлежащим, а сказуемым. То есть на русский правильно перевести все эти выражения следующим образом: «Свет мира – это Я»; «Дверь – это Я»; «Пастырь добрый – это Я»; «Путь, истина, жизнь – это Я». И так далее.

Не правда ли, сразу ощущаем разницу? Если бы Иисус Христос говорил: «Я есть дверь, путь», – то нельзя было бы отрицать существование и других путей и дверей. Кто-нибудь другой (Сократ, Платон, Аристотель, Будда, Конфуций, Моисей) тоже есть путь и жизнь. Да мало ли в мире было мудрецов, учителей религии и нравственности? Каждый из них тоже по-своему и дверь, и путь, и жизнь. Но текст Евангелия от Иоанна, при правильном его прочтении, не оставляет возможности для подобных интерпретаций.

Христос заявляет ясно следующее. «Свет, который вам освещает дорогу, – это Я». «Путь, по которому вам всем нужно идти ко спасению, – это Я». «Божественная истина, которую вы все ищете, – это Я». Только Он один, Иисус Христос, – свет, путь, истина. Никакой другой истины в этом мире нет.

И еще одно наблюдение, которое дает нам повод понять, что в библейском выражении «Аз есмь» заключен гораздо больший смысл, чем кажется на первый взгляд. Давайте внимательно прочитаем 18-ю главу Евангелия от Иоанна. Иисус Христос находится в Гефсиманском саду. Иуда приводит стражников его арестовать. Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете? Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я. ...И когда сказал им: «это Я», они отступили назад и пали на землю. (Ин. 18, 4–5)

Читающим этот текст совершенно непонятна реакция стражников. Вместо того чтобы исполнить прямое повеление начальства, арестовать Иисуса, они вдруг при первых Его словах отступают и падают лицом на землю. В чем же дело? Дело в том, что Христос произнес то самое выражение – Ἐγώ εἰμί, «Аз есмь». Именно оно оказывает столь пугающее воздействие на стражу.

Выражение «Аз есмь» на языке Библии – одно из наименований Бога. Библия сообщает нам, что знать имя Божие очень важно, потому что так устанавливается возможность непосредственного, личного общения с Богом. Некогда, точнее за 13 веков до Рождества Иисуса Христа, Бог соблаговолил открыть Свое имя пророку Моисею. Об этом читаем в третьей главе Книги Исход. По-еврейски имя Божие звучит так: Эхье-Ашер-Эхье, а коротко – Яхве. В греческом переводе – Ἐγώ εἰμί. Вот более точный славянский перевод имени Божьего: «Аз есмь такой, какой Аз есмь». А еще более точный, русский: «Я буду с вами, но такой, какой Я буду с вами». Еще в глубокой древности стало очевидным, что Бог Моисея и евреев совсем не таков, как боги окружающих язычников.

Бог Моисея обращается к своему народу: «Я с вами, Я буду присутствовать среди вас, но при этом Я не такой, каким вы Меня захотите видеть. Меня нельзя использовать, Меня нельзя заставить делать то, что вы хотите. Я свободен от вас».

Языческие боги находятся совсем в другом положении по отношению к народам, которые их почитают. Язычники, призывая своих богов, стремятся заставить их, чтобы те им служили. Пытаются своими богами манипулировать, используя их сверхъестественную силу, могущество.

На подобном стремлении основана магия, чародейство, вся система заклинаний, колдовство. А Бог евреев – совсем другой. Он отказывает людям в попытках заставить Его служить их интересам. И в Своем имени Он открывается как Бог, не подвластный людям. Бог говорит: «Я буду с вами, но такой, какой Я буду с вами, а не такой, каким вы Меня захотите видеть».

И вот теперь, когда мы это вспомнили, становится понятной реакция окружающих на слова Иисуса: «Аз есмь». Когда Христос произносит эти слова, Он свидетельствует о Себе как о Боге. Такое свидетельство приводит в неописуемый ужас неподготовленных слушателей.

Если вдуматься, то в самом деле у евреев – современников Христа был один лишь выбор: либо принять Христа как Бога, Мессию, либо немедленно уничтожить Его за неслыханное богохульство.

И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу (Ин. 5, 18), – читаем мы в пятой главе Евангелия от Иоанна. На самом деле все Евангелие от Иоанна, с самой первой его знаменитой строки: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин. 1, 1), – непрерывное свидетельство о Божестве Второго Лица Святой Троицы – Господа Иисуса Христа.

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 12 мая: 06:15
  • Воскресенье, 12 мая: 15:15
  • Воскресенье, 19 мая: 06:15

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать