Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Книги для детей в советское время поистине были произведениями искусства. Новое слово в книгоиздательское дело внесли иллюстраторы. Среди них и Евгений Чарушин. Все помнят книгу Маршака «Детки в клетке» с прекрасными чарушинскими иллюстрациями. Именно в тандеме Маршака и Чарушина родился этот шедевр детской литературы, вошедший в мировую историю книжного искусства.
Евгения Чарушина-Капустина, художница, правнучка Евгения Чарушина:
− Первый вариант этой книги вышел еще в 1935 году. Книга сразу стала популярной и довольно активно переиздавалась в последующие десятилетия. В 1961 году Евгению Чарушину предложили сделать новый вариант иллюстраций в более современной технике, с другим взглядом художника (потому что у любого профессионального творца творческий стиль с годами меняется и совершенствуется). И Евгений Иванович начинает работу над иллюстрациями, которая продолжается несколько лет. Эти иллюстрации становятся самим известным, классическим вариантом книги «Детки в клетке». В 1965 году за иллюстрации к этой книге Евгению Чарушину была присуждена золотая медаль на Международной выставке детской книги в Лейпциге. После этого книга довольно много переиздавалась, в том числе за рубежом на разных языках. Но на сегодняшний день, к сожалению, эти иллюстрации можно видеть только в оригиналах на выставке, поскольку в классическом виде книга не переиздается. Поэтому наша семья вынуждена представлять эти иллюстрации только в экспозиции.
Евгений Иванович Чарушин родился в 1901 году в Вятке. Его отец, Иван Аполлонович Чарушин, тоже был художником, точнее архитектором, при этом главным – губернским. По его проектам строились не только дома, но и храмы. Отец вложил в сына любовь к миру и одухотворенное отношение к живописи.
Евгения Чарушина-Капустина:
− В Вятке Иван Аполлонович приобрел дом и, перестроив его, превратил в настоящую усадьбу семьи Чарушиных. Это был культурный центр города: там собирались писатели, музыканты, художники, проходили творческие вечера, обсуждения. И в такой удивительной атмосфере росли дети Ивана Аполлоновича, в том числе маленький Женя Чарушин − будущий известный художник и писатель.
Любовь к природе ему прививали с детства, в основном мама Любовь Александровна. Они вместе гуляли, ходили в лес, собирали семена растений и выращивали их в своем большом саду. Кроме того, со всей округи в дом Чарушиных приносили найденных птенцов, домашних животных и диких зверей. Чарушины их выкармливали, выхаживали и отпускали на волю. А Женя Чарушин наблюдал за ними и старался их рисовать. Конечно, часто рисование – это одно из детских увлечений, но Евгений Чарушин смотрел на то, как плодотворно работает его отец-архитектор (блестящий рисовальщик), и тоже захотел стать художником.
Окончив факультет живописи Академии художеств, Евгений Чарушин начинает работать над иллюстрированием детских книг. Он делает то, к чему у него всегда лежала душа, – рисует животных достоверно и трогательно, мастерски и с любовью.
Евгения Чарушина-Капустина:
− С конца 1920-х годов Евгений Иванович начинает сотрудничество с детским отделом Государственного издательства. И первая книга, которую ему поручают проиллюстрировать, − это «Мурзук» Бианки. Книга сразу же становится популярной: изобразительная стилистика Чарушина привлекает огромное количество читателей. Начинается сотрудничество Евгения Ивановича с Пришвиным, Ниной Смирновой и многими другими писателями. Кроме того, он иллюстрирует зарубежных авторов: Чарльза Робертса, «Стрикс» Свена Флейрона и других.
В 1930 году выходит первая авторская книга Евгения Ивановича «Щур», где он выступает и как художник, и как писатель. Теперь читатели знают Евгения Ивановича не только как иллюстратора писателей-современников, но и как автора собственных, удивительно натурных рассказов о природе. Выходят его авторские книги «Разные звери», «Вольные птицы», «Мохнатые ребята», «Цыплячий город». Изначально текста в книгах было совсем немного, преобладали иллюстрации. Текст служил лишь дополнением к рисункам. Позже Евгений Иванович начинает создавать более объемные тексты: он пишет о природе, о том, что он любит, знает, о своих детских впечатлениях. На детских воспоминаниях, например, выстраивается его книга «Джунгли − птичий рай», которая описывает жизнь маленького Жени Чарушина в том самом доме в Вятке.
Мало кто знает, что Евгений Чарушин рисовал еще эскизы костюмов и декораций для Кировского театра и ленинградского ТЮЗа. Императорский фарфоровый завод и сейчас выпускает фигурки по его образцам. Евгений Иванович брался за все и не прекращал работы даже в самые суровые военные годы. Но все-таки в первую очередь Евгений Чарушин – художник, воспевающий тварный мир (зверей и птиц), который, по словам преподобного Исаака Сирина, создан Богом как великолепный храм, отражающий Его величие и красоту. Мир природы увлекал Чарушина своими неразгаданными тайнами. Его он любил всем сердцем, этому учил своих юных читателей, а заодно и их родителей.
После войны Евгений Чарушин переживает пик своей писательской карьеры: выходят книги, которые по сей день есть почти в каждом доме: «Вот они какие», «Зверята», «Большие и маленькие», про Тюпу и Томку. Сюжеты для историй предлагала сама жизнь. Евгений Иванович был внимательным наблюдателем, способным на бумаге словом и кистью описать радость общения со зверями.
Главным героем многих рассказов Евгения Чарушина был мальчик Никита, впоследствии тоже ставший известным художником-иллюстратором и автором детских книг.
Евгения Чарушина-Капустина:
− Сын Евгения Ивановича Чарушина Никита был воспитан в лучших традициях всемирно известной ленинградской школы книжной графики. Конечно же, глядя на труды своего отца, на то, как работают художники и старшие товарищи, он тоже выбирает путь художника-иллюстратора книг о природе. Но его изобразительный язык заметно отличается от изобразительного языка его отца. Никита Евгеньевич также оканчивает живописный факультет Института имени Репина, после чего обращается к книжной и журнальной графике. В то же время он очень много рисует с натуры, делает этюды и наброски зверей и птиц в зоопарке, в живой природе. Конечно, это ему помогает в будущем в работе над иллюстрациями. Он сотрудничает с журналом «Нева», с детскими журналами «Веселые картинки», «Чиж», «Мурзилка».
Никита Чарушин начинает создавать свои авторские книги. Например, «Невиданные звери». Для своего времени (начало 60-х) эта книга уникальна, потому что возможность изучить зверей и существ, которых вживую никто не видел, была только в музеях. Изобразительно-творческий метод у Никиты Чарушина совершенно иной: более фактурный, живописный, есть в нем что-то даже от наскальной росписи, китайской и японской живописи. Вообще любой художник должен знать историю искусства, чтобы понимать, что было до него, и создавать уже что-то свое.
Еще у Никиты Чарушина есть замечательная авторская книга «Птицы», где коротко и ярко он словами описывает разных пернатых обитателей наших лесов и крупно изображает их. Он преподносит ребенку абсолютно реалистичный, достоверный образ без попытки имитировать детское рисование (как это сейчас модно). Ребенок – очень внимательный читатель и слушатель, и художник, писатель должен общаться с ним наравне. Поэтому книги для детей – это не такая простая задача, как кажется. Это долгий и упорный труд, и за него берется не каждый художник.
В то же время Никита Чарушин помимо своих книг иллюстрирует зарубежных и отечественных классиков: Киплинга, Бориса Житкова, Сергея Образцова (того самого, у которого был кукольный театр; не все знают, что он еще писал замечательные рассказы), Николая Сладкова, Виталия Бианки − всех самых любимых и известных писателей. Но в большей степени Никита Евгеньевич известен как иллюстратор книг своего отца. В книге «Моя первая зоология» содержатся небольшие рассказы Евгения Чарушина, а иллюстрации принадлежат Никите Чарушину. Я всегда обращаю на это внимание читателей и прошу внимательно читать имя автора и имя художника.
Иллюстрировал Никита Чарушин большой сборник рассказов под названием «С севера на юг». Это своего рода художественная энциклопедия о мире природы, животных начиная от самого Севера (Арктики) и заканчивая жаркими пустынями (то есть это книга обо всех природных зонах нашей страны). Она также выходила отдельными книгами по зонам: «В степи», «Во льдах», «В лесу», «В горах» и так далее. Позже по мотивам этой книги Никита Чарушин создает отдельные, импрессионические композиции, в которых проявляется скорее живописное начало художника. Эти рисунки были предназначены для создания альбомов под названием «С севера на юг», которые распространялись по библиотекам, школам (где-то они до сих пор сохранились). Там они также развешивались по стенам, и читателям, учащимся по ним рассказывали о мире природы нашей страны.
Отношение к творческой профессии имела и супруга Никиты Чарушина Полина Леонидовна. Она много лет работала техническим редактором в издательстве «Детгиз». И многие книги Никиты и Евгения Чарушиных были сделаны по ее макетам и выпущены под ее руководством. Воспитанная в творческой среде Наталья, дочка Никиты Евгеньевича (моя мама), разумеется, глядя на наследие своего деда и отца, тоже выбрала путь художника. В 1990 году мама окончила Институт имени Репина. В это время наступает период, когда хорошая детская литература, к сожалению, не издается (особенно о природе). Успевает выйти только одна авторская книга мамы «На все лапы мастера». Это книжка-картинка, где на каждом развороте немного текста и крупное изображение зверей и птиц. Книга рассказывает о том, как строят свои дома разные обитатели природы нашей Ленинградской области.
Примерно с начала 2000-х годов удивительным образом начинается сотрудничество Натальи Никитичны с японским издательством. Это издательство чуть раньше сотрудничало с Никитой Чарушиным. Книга Сладкова «С севера на юг» была переведена на японский язык и издана с иллюстрациями Никиты Евгеньевича. Позже было издано несколько его сборников на японском языке, вышел в Японии тираж открыток с рисунками Никиты Чарушина к произведениям Сладкова. На удивление, такие рисунки японским читателям понравились, несмотря на то, что в японском современном искусстве и литературе существуют сомнительные тенденции. Такое отношение к классическому русскому рисованию в книжной графике было удивительным.
То же издательство обращается к моей маме с предложением проиллюстрировать несколько книг. Сначала это были книги Сладкова и Бианки, переведенные на японский язык. Книги были хорошо изданы, в суперобложках. В этом издательстве удивительная позиция в отношении именно книг о природе: издатели убеждены (и эта позиция очень правильная), что ребенок должен с детства получать из книг достоверную информацию. Иначе как потом ребенка переучить? Он уже что-то увидел в книге, запомнил, поверил в это. Значит, то, что ему преподносится в книге, должно быть достоверным. Японские издатели проверяют все эскизы на достоверность. Привлекают к этому биологов, зоологов, орнитологов. Они проверяют, правильный ли окрас перьев, сколько пальцев на передних и задних лапах у зверей, где какое растение… Проверяют моменты, связанные с нашей русской природой, которые им не совсем понятны: например, почему черника и брусника могут расти рядом и как это происходит. Им приходится объяснять это с доказательствами, и они убеждаются, что все на самом деле так и ребенок не будет обманут. Поэтому, мне кажется, стилистика Натальи Никитичны за счет детальной проработки отличается от произведений Никиты и Евгения Чарушиных. Это очевидно, потому что специфика работы с японцами, конечно, накладывает свой отпечаток на создание иллюстраций.
У меня часто спрашивают, не было ли у меня желания стать еще кем-нибудь, кроме художника. Первые уроки живописи мне дал дедушка Никита Евгеньевич. Я наблюдала, как к нему приходят в гости его друзья, товарищи: соратники по книжной графике Май Митурич-Хлебников, Валерий Траугот, живописцы Владимир Прошкин, Герман Егошин и многие другие представители классической живописной школы и нашей отечественной школы иллюстрации. Я слушала их разговоры, с воодушевлением смотрела на них и, кончено, думала, что тоже стану художником.
Конечно, на мое становление повлияли и родители. Мама и папа познакомились на графическом факультет Института имени Репина. Папа занимается издательской деятельностью. В начале 90-х годов у него было издательство, которое публиковало классику (в том числе Евгения Ивановича) и опубликовало первую авторскую книгу моей мамы. Сейчас мы вместе занимаемся переизданием книг, курируем работу издательств, отслеживаем соблюдение авторского права. На сегодняшний день это очень важный момент, потому что управление наследием – вещь серьезная, важная, и, к сожалению, не все наследники художников, писателей это осознают.
Воспитываясь в нашей семье, я всегда хотела стать художником. По семейной традиции я поступила в Институт имени Репина на графический факультет. Там я изучала печатные техники, линогравюру, ксилографию, литографию. Параллельно с учебой в институте, изучением станковой графики мне стали предлагать работу над детскими книгами. Первой книгой, которую я проиллюстрировала, была книга о путешествии на ледоколе на Северный полюс «В гостях у белого медведя», автор Олег Бундур. Причем книга стала довольно популярной, и в 2019 году вышел уже ее второй тираж.
Далее я попробовала силы в работе над авторской книгой. Мне захотелось немного отступить от изображения природы северо-запада европейской части России и окунуться в мир африканских джунглей, изучить его, найти в нем что-то интересное, новое и поделиться своими впечатлениями с читателями. Здесь я являлась автором текста и иллюстраций. Текст преподносится в игровой форме: мартышка служит проводником в мир природы джунглей, и маленькие читатели путешествуют вместе с ней.
Кроме этого, конечно, я иллюстрирую и других авторов. Например, я иллюстрировала сборник произведений Геннадия Снегирева к 85-летию со дня рождения автора. Это один из моих любимых классиков, и я мечтала его проиллюстрировать. Его рассказы были темой моей дипломной работы в институте (я делала серию линогравюр по его произведениям). После защиты дипломной работы мне предложили в издательстве поработать над этой книгой, и я уже делала иллюстрации в смешанной технике. Это рисунок на переплет книги. На творческих встречах я читателям показываю оригинал рисунка и рядом ставлю книгу. Конечно, между ними всегда есть отличия, и такое сравнение очень интересно.
Для следующей моей авторской книги «Тайны сентября» у меня было сделано несколько вариантов рисунка на переплет. Один в более зеленой цветовой гамме, а другой в более желтой. И я никак не могла определиться, какой рисунок выбрать. В итоге я на одной из творческих встреч показала два рисунка читателям (маленьким и взрослым) и задала вопрос, какой рисунок им нравится больше. Все выбрали зеленый. В итоге он и попал на переплет. Мне очень понравилось такое сотрудничество с читателями, которое позже выливается в книгу.
Есть замечательный современный писатель Виктор Бован. Он живет в Омской области. Мы с ним активно сотрудничаем. Недавно вышла уже вторая наша совместная книга. Он автор рассказов, я – художник-иллюстратор и автор макета книги. Виктор Бован пишет в замечательной стилистике. Я бы поставила его в один ряд со Сладковым, Соколовым-Микитовым и Евгением Чарушиным. То есть это человек, который знает писательские классические традиции и ценит их. Естественно, он ничего не копирует, не заимствует, а пишет по-своему. Он описывает свои впечатления, свое мировоззрение в абсолютно понятной детям форме: с изображением звуков, запахов. Он умеет рассказать о паутине в лесу так, что дух захватывает.
В конце 2020 года к 120-летию Евгения Ивановича Чарушина вышла книга «Удивительное приключение маленького охотника». Я бы назвала ее рассказ-сказка. Написана и опубликована она была впервые в 1939 году в журнале «Чиж». После этого была публикация в 1971 году в сборнике рассказов Евгения Чарушина, и больше этот рассказ не публиковался. Поскольку это была не первая моя работа с текстом прадеда, я решила, что этот рассказ достоин того, чтобы быть изданным в виде полноценной книги. Таким образом, я создала целое издание, проработала макет, сделала иллюстрации. Сейчас эта книга уже есть в библиотеках, магазинах − с ней можно познакомиться.
Выставка к 120-летию Евгения Чарушина в Детской библиотеке истории культуры Петербурга вот-вот закончится. Но начнутся творческие встречи с писателями и иллюстраторами. Библиотеки – не пережиток минувшего, и в книгах не только прошлое, но и настоящее, и будущее наше и наших детей.
Автор и ведущая Марина Ланская
Записала Наталья Богданова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!