Учимся растить любовью. Семейный центр «Русские традиции». Как проводить с детьми пост благочестиво

1 апреля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В Петергофе при приходе строящегося храма страстотерпца царевича Алексия действует семейный центр «Русские традиции». В дни поста все занятия в центре посвящены Святой Четыредесятнице. За основу взяты традиционные представления о том, как проводить с детьми пост благочестиво - что мастерить, во что играть, какие песни петь. Все это собиралось по крупицам в этнографических экспедициях и легло в основу целой воспитательной системы. Подробнее - в нашем выпуске. 

Родителей и педагогов волнует вопрос, как же выстроить детский пост и подготовить детей к предстоящему празднику Светлой Пасхи. Если недавно в одном из предыдущих выпусков мы отправились в гости в многодетную семью священника, чтобы поговорить на эту тему, то сегодня решили о том же самом поговорить в одной из воскресных школ нашего города.

Прихожане строящегося храма страстотерпца Алексия в Петергофе сейчас для молитвы собираются в церкви преподобной великой княгини Анастасии Киевской. Здесь же проходят занятия семейного центра «Русские традиции», где поют, мастерят, шьют, играют, то есть создают ту канву, на которую так прочно ложится узор жизни приходящих сюда семей, чей уклад построен на традиционных ценностях. В дни поста все занятия посвящены святой Четыредесятнице. Ребята мастерят из собственноручно собранных прутьев «лестницу Великого поста» – наглядный постный календарь, по которому вверх, к Пасхе, будет подниматься самодельный ангел.

Татьяна Евгеньевна Фокина, директор семейного центра «Русские традиции»:

– Почему мы делаем лесенку? Потому, что традиционно на четвертой неделе поста из ржаного пресного теста пекли «лествицы». Сейчас эта традиция забыта. Мы помним «жаворонков», которых пекут на второй неделе поста, а «лествицы» уже, к сожалению, больше не делают. Мы с ребятами решили сделать такой маленький пасхальный календарь − «лествицу», у которой семь ступеней по числу недель поста. Сейчас уже сделали пять ступеней. Сколько нам еще осталось? Всего семь недель поста, а перекладин приклеили пять. Значит, остались еще две перекладины. Давайте их приклеим, и «лествица» будет готова.

В основу ангела легла традиционная кукла, которая когда-то была обитательницей почти каждого деревенского дома.

Галина Владимировна Емельянова, этнохореограф, преподаватель семейного центра «Русские традиции»:

– В Вятской губернии она называлась Отдарок (Отдарок на подарок). Нам рассказали, что в старину в каждой семье был благотворитель (друг семьи). Дети любили, когда он приходил, потому что он дарил подарки. Если в семье был ребенок, который мог сделать своими руками такую куклу для благотворителя, то считалось, что он уже вырос, стал  взрослым. Благотворитель брал эту куклу у ребенка и вешал у себя дома на ковер. Некоторые благотворители коллекционировали Отдарки, и у них дома были целые ковры таких куколок, сделанных ребятами  без помощи взрослых.

И поделки, и разговоры, и звучащие духовные стихи – все создает на занятии нужный настрой: настрой на пост.

Татьяна Евгеньевна Фокина:

– Это, конечно, не случайность, а сознательная наша задумка. Если нет подготовки к празднику, то и сам праздник для ребенка не наступит. Все наше праздничное состояние,  настроение, стремление к празднику и заключены в этом периоде подготовки. Была масленица: гулянья, шутки, загадки, прибаутки, уличные блины, угощения. И вдруг мы входим в Великий пост: начинаются занятия совсем другого формата (более спокойные), песнопения меняют свой характер и становятся скорбными, трогательными, грустными (в них сиротка встречает Христа, птичка рвется в райские кущи). И это дает ребенку почувствовать очень резкий контраст: все меняется.

Весь период поста мы стараемся обязательно придерживаться не очень увеселительной тематики песнопений, которая уместна именно в пост. У нас одно время проходил фестиваль духовного стиха. Это тоже интересное мероприятие: подбираются песни, духовные стихи, которые настраивают на определенный скорбный лад. Это одновременно и коммуникация всех участников, и совместно проживаемая печаль, скорбь. Мне кажется, для поста это замечательное совместное делание: петь, говорить с ребятами об этом, что очень важно и нужно.

Постовые занятия заимствуются из народных традиций, знакомство с которыми происходило не через Интернет (что тоже неплохо), а вживую: традиции привозили из экспедиций.

Татьяна Евгеньевна Фокина:

– Мы идем по годовому кругу праздников, которые празднуются в русской традиции. «Жаворонки», которые пеклись на вторую неделю поста; «лествицы», которые готовили вместе с ребятишками на четвертой неделе поста; «кресты», что пекли на Крестопоклонной неделе из ржаного пресного теста; поделки − все то, что у нас было традиционно принято в церковной среде, мы повторяем на занятиях. Потому что человек, не имеющий корней, – это человек, не имеющий будущего.

Галина Владимировна Емельянова:

– Я езжу по деревням уже сорок четвертый год. Каждый год мы выезжаем и записываем, что нам рассказывают о периоде Великого поста. Я бы не делила его на детский и взрослый. Дети, которые живут в деревне, отличаются от детей, живущих в городе. Городские дети ходят в различные дополнительные кружки, а в деревне дети – помощники. Все, что ложится на плечи взрослых, ложится и на плечи детей. Когда дети растут, растут и их обязанности. Это происходит естественно, само собой. Традиционно детям дарили орудия труда: маленькие метлы, швабры, тачки. В старину, когда начинался пост, у взрослых было принято петь специальные постовые песни, а дети, которые трудились вместе со взрослыми, слышали их.

Что же говорят в центре «Русские традиции» детям о том, как можно поститься? И при чем тут добрые дела?

Татьяна Евгеньевна Фокина:

– Нам, взрослым, важно раскрывать для ребенка смысл поста: это доброе делание, жертва, когда мы можем принести другому что-то доброе. У нас были благотворительные акции, когда мы собирали подарки для нуждающихся многодетных семей. Мы с ребятами эти подарки укомплектовывали, упаковывали и передавали в администрацию, где их уже раздавали нуждающимся. Мы с ребятами регулярно выезжаем в детские дома и очень много говорим о том, куда мы едем, к кому, почему именно к этим ребятишкам. Мы стараемся с детьми говорить о том, что это не просто увеселительная поездка, что мы едем не развлекаться, петь и плясать, а что хотим поделиться частичкой нашего тепла. И дети с горящими глазами, с большой радостью ждут этих встреч и приезжают туда. Все это трогает детское сердце. Мне кажется, важно с ребенком проговаривать и проживать такие дела благотворительности именно в период поста.

Когда мы что-то делаем вместе с детьми, мы их учим. Когда мы что-то делаем рядом с ними, мы тоже становимся для них учителями. Создание среды с правильным наполнением воспитывает детей куда надежнее поучений.

Татьяна Евгеньевна Фокина:

– Мне кажется, что бы мы ни объясняли, ребенок все равно считывает только наши поступки и дела. Создать атмосферу – значит достигнуть какого-то понимания в душе ребенка. Что бы мы ни говорили, какие бы назидания ни читали, с каким бы усердием ни сидели дети за партами в воскресной школе, но если ребенок не чувствует атмосферу любви; если к нему не приходишь с открытым сердцем, помолившись, то слова до него не дойдут (я это замечала много раз). Если мы приходим к детям с Божиим духом, это затрагивает их сердца. Нет ничего важнее, кроме как любовью создать атмосферу. Конечно, важно сказать какие-то уместные слова к празднику, но это вторично. Самое главное – это то, с каким сердцем мы идем к ребенку.

Галина Владимировна Емельянова:

– Поскольку я все время работаю в педагогике, то для себя заметила, что очень серьезным оказывается пассивное обучение. Что это такое? Ты вроде бы особо внимания на ребенка не обращаешь, а он при этом впитывает гораздо больше. У меня шестеро детей, и многие сложные песни я со своими детьми не учила. Но они просто находились рядом, а когда подошел их возраст, я вдруг увидела, что они уже их знают.

Я вообще люблю тему артельной работы. В пост все друг другу помогают. Таких совместных артельных работ может быть много: в деревне могут помочь перебрать овощи или заправить ткацкий стан, вместе делают куклы Столбушки или куклы Неразлучники к свадьбам. В общем, собираются вместе и что-то вместе делают и поют, а дети рядом.

В свое время я спросила у знаменитой псковской певицы Ольги Федосеевны Сергеевой: «Сколько Вы песен знаете?» Она говорит: «На каждую думку – песня». Я спрашиваю: «А как Вы детей-то воспитываете?» − «Песнями». Я удивляюсь: «Как это – песнями?» – «Что-то случилось, я и скажу отрывок из песни». Я подумала, что это невозможно. А потом вдруг стала себя ловить на том, что вспоминаю песни к какому-либо случаю. И все становится на место, все становится понятно. И я тоже стала прибегать к этому. Мы очень много в народной педагогике брали от наших бабушек из экспедиций.

Постовые песни – уже проповедь: еще посыл не уловил, а сердце открылось, внемлет.

Галина Владимировна Емельянова:

– В деревнях их называют не постовыми песнями, а стихами. Это песни, в которых поется о прощании души с телом, о смерти, о том, что ожидает душу после нее, о библейских сюжетах. Если сказать, сколько у меня собрано песен, то, наверное, это больше семисот, то есть очень много. Бывает, что у бабушек берешь тетради и не сосчитать, сколько там этих песен. Есть мелодии поздние (несложные), а есть архаические (очень красивые, интересные). Эти песни существовали везде, и традиция была везде своя. А вообще это родилось от калик перехожих, которые играли на колесных лирах. Моя мама их еще застала. Ей было семь лет, когда на рынке (это было под Новороссийском), где торговали рыбой, она увидела такого старого дедушку, который пел о жизни и смерти. Мама его спросила: «Дедушка, а почему ты пел для меня одной? Неужели тебе не обидно, что тебя никто не слушает?» А он ей ответил: «У меня сегодня очень хороший день». – «Почему?» − «Потому, что меня сегодня услышала ты».

Недавно парень (ему двадцать лет) говорит мне: «Я не могу спокойно слушать песню "Ангел мой, архангел мой, сохранитель мой, сберегитель мой". Мне мама всегда это пела как колыбельную. Во мне эта песня все время живет». Этот духовный стих у него на подсознании, потому что ему его пела мама. Поэтому вместе с колыбельными можно петь и баллады, и былины, и духовные стихи.

− Это же практически молитвы?

− Это народные молитвы.

Духовные стихи (те, что пелись и сейчас поются в пост) проникнуты светлой грустью. Смерть, расставание души с телом – главный их мотив. Современным родителям трудно дается мысль, что с детьми такие темы избегать нельзя. Наоборот, пост – самое время для того, чтобы их поднять. Готовясь с детьми к празднику Пасхи, не надо забывать, что до воскресения было распятие. Отношению к смерти мы тоже можем поучиться у своих православных предков.

Галина Владимировна Емельянова:

− Когда я начала ездить в экспедиции, первое, что  для себя написала в полевом дневнике: таких людей в городе я не вижу. Я застала удивительных людей. Мы с ними не только пели, но и об очень многом говорили. Они все говорят не «мы умираем», а «мы уходим». И многие уходили, подготовившись. Говорят, у человека есть три свадьбы: свадьба рождения, свадьба и свадьба смерти. Это как праздник. И у них к ней все подготовлено. Некоторые (вы можете сейчас ужаснуться) заготавливали гроб и в нем спали (мне доводилось встречать таких бабушек). Часто они устраивали последний вечер перед уходом. Они говорили: «Я завтра ухожу и хочу, чтобы вы все собрались». И все собирались и пели то, что просил уходящий человек. А потом он действительно спокойно уходил.

Дети обязательно должны при этом присутствовать. Я, например, знаю детей (3–4 года), которым не разрешили проститься с близким человеком. И потом ребенок все время его искал, потому что у него не произошло нормального прощания с ним. А это очень важно, чтобы у человека этот момент был. Нам в деревнях говорят, что в любом возрасте нужно думать про смерть и относиться к этому как к переходу. Мне кажется, то, что есть в семье, будет и у ребенка.

Если одни родители опасаются говорить с детьми о неизбежности смерти, боятся нагнать на них тоску грустными песнями, стараются перенести внимание на предстоящий праздник, то другие родители впадают в иную крайность: буквально понимая запрет на развлечения, пытаются удерживать детей от игры. А ведь игра − наипервейшее воспитательное средство. Игра со сверстниками обнаруживает в детях слабые и сильные стороны, помогает укреплять первые и не кичиться вторыми.

Николай Сергеевич Емельянов, преподаватель семейного центра «Русские традиции»:

− Очень важно понимать, что такое игра для ребенка и что она ему дает. Она развивает в нем те качества, которые помогают ему быть самим собой. И после этого, мне кажется, все вопросы по поводу игры во время поста отпадают. Пост – это же время воздержания от страстей: мы пытаемся их в себе найти, понять, что они у нас есть, и избавиться от них.

Татьяна Евгеньевна Фокина:

− Я как многодетная мама могу однозначно сказать, что ограничивать детскую подвижность нельзя. С детьми играть можно, важно и нужно, даже если это происходит в пост. В этом нет ничего дурного. Лучше отказаться от просмотра телевизора или ограничить гаджеты, которые в огромном количестве присутствуют в течение дня у современных детей (даже у младших школьников). Лучше лишний раз забрать у ребенка телефон. У нас дома так принято: гаджеты выдаются только на время – час в день, больше пользоваться ими нельзя. И в пост такое ограничение очень уместно.

Я считаю, что игра − это хорошо и важно. Родителям нужно брать ее на вооружение как позитивный опыт, который рождает у ребенка прекрасные воспоминания детства, как он в дружной семейной обстановке играл с мамой или с папой в какую-то игру. А воспоминания о гаджетах, игрушках точно ничего не дают детской душе.

Галина Владимировна Емельянова:

− Особенно желаем всем в пост больше общения, потому что сейчас все отобрал мобильный телефон: никто друг друга не видит и не слышит. Попробуй поговорить, пообщаться. Ребенок что-то спросил − все отложи. А если еще вечером спеть что-то перед сном, сказку рассказать, это потом на всю жизнь у него останется; это то, что нашего ребенка держит в семье; то, что его защитит.

Занятие закончилось. У каждого ребенка теперь есть своя лестница поста и ангел, который будет по ней восходить. Но не это главное. Главное то, что было будто фоном, давалось невзначай.

Преподаватель семейного центра «Русские традиции»:

− Вот у нас и готова наша лесенка и ангелочек. Мы можем просто посадить ангелочка на лесенку. А можем привязать его к самой нижней ступеньке, а потом каждую неделю перевязывать, и наш ангелочек будет подниматься все выше и выше по лесенке.

Автор и ведущая Марина Ланская

Записали Таисия Зыкова и Наталья Богданова

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 23 мая: 00:30
  • Пятница, 24 мая: 05:30
  • Воскресенье, 26 мая: 08:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать