Учимся растить любовью. Пост с детьми

10 марта 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
Тема очередного выпуска - "Пост с детьми". В гостях - психолог Мария Паршенкова, консультирующая при храме Смоленской иконы Божией Матери (Одигитрии) в деревне Лесколово. Мария расскажет, с какими вопросами перед постом приходят родители; объяснит, почему не стоит отказывать детям в простых радостях; посоветует, какие ограничения стоит вводить, а какие - нет; предложит способы празднования дня рождения ребенка, если эта дата выпадает на пост, и даст другие полезные рекомендации.

– Поздравляю всех с началом Великого поста. Сегодняшняя тема: пост с детьми.

В гостях у нас – психолог Мария Паршенкова, которая ведет прием в том числе при храме в честь Смоленской иконы Божией Матери («Одигитрии») в Лесколово. Почему я акцентирую внимание на том, что Вы работаете при храме? Мне кажется, очень важно сейчас уточнить, с какими запросами приходят к психологу верующие родители, которые входят в пост со своими детьми. Родители думают о том, какие ограничения разумно вводить, а какие – нет. Конечно, мы не будем сейчас рассматривать вопрос питания – это решается внутри семьи, с врачом, священником. Кстати, мы планируем пригласить диетолога, который поможет разобраться в этом вопросе. Мы поговорим сегодня о постном настроении, о том, как родителям говорить с детьми о Великом посте, как к нему готовиться и как поститься вместе.

– Тема очень важная, актуальная. В первую очередь это тема самоограничения, когда человек, с благословения священника или без благословения, принимает на себя определенные ограничения на определенный период времени и этим преследует какую-то цель. Эта цель и будет решающей в вопросе о том, будут ли дети принимать участие в посте семьи и насколько посильным будет их участие.

Православный пост – это не время скорби и печали. В народе есть выражение «постная физиономия»: мол, что ж ты такой тоскливый и унылый в тот период, когда нет к этому никакого повода... Пост – это время большой и великой радости. Радости подвига, что ты превозмог себя в каких-то сложных моментах.

Когда православная семья принимает решение поститься, то поститься все могут в разной мере: супруг постится более строго, а супруга, которая, допустим, ждет малыша, – с послаблениями. В этот момент очень важно определиться, с каким настроением вы входите в этот пост, тогда будет понятна и мера участия детей в таком внутрисемейном таинстве, как пост и подготовка к дальнейшему празднику.

– Часто родители спрашивают, с какого возраста начинать поститься с детьми. Мне кажется, если семья верующая и постится, то ребенок с младенчества это наблюдает и уже каким-то образом входит в этот процесс хотя бы как наблюдатель. Когда с ребенком можно говорить о том, что такое пост? Когда можно пытаться объяснить очень сложные представления о том, что может быть радость от подвига и ограничений? Ребенку это непонятно. Ребенок проще устроен и, наверное, понимает только прямую радость: от развлечения, например, от чего-то приятного. А радость подвига – это то, что нужно ребенку привить. Без этого жизнь не прожить – любой человек должен владеть такими качествами, как умение радоваться тому, что в чем-то себя превозмог. С какого возраста с ребенком можно об этом говорить? Что посоветуете?

– Мы возвращаемся к тому же, о чем я говорила на предыдущих встречах и не перестаю говорить на всех консультациях, когда ко мне обращаются люди православные или мирские. Важно понимать и чувствовать, в каком настроении, в какой идее живет семья, каким воздухом дышит. Если это воздух любви, взаимопонимания, поддержки (не без ссор, конечно, – всякое в этой жизни бывает), то и малыш, который растет в этом здоровом воздухе, естественным образом воспринимает пост как нечто традиционное в семье. Видя, как родители с радостью постятся (пост – не время скорби), ребенок понимает, что пост – это подвиг с радостью, когда ты маленькими шагами в течение сорока дней идешь большой серьезный путь. На сороковой день оглядываешься и думаешь: «Вот это да! Еще один пост я пережил. Спасибо, Господи!» У каждого постящегося, по-моему, есть такое ощущение.

Очень важно в пост всячески вносить в семью радость. Вспомним блокадные дни Ленинграда: вынужденный пост для огромного города. Была ценность каждой калории для каждого человека. Тем не менее рядом с картошкой выращивали цветы и не жалели для этого земли, потому что это была радость. Голодные музыканты проводили концерты и не жалели для этого сил, потому что это приносило радость и было важно для всех. Спортсмены проводили чемпионаты, какие-то спортивные встречи, по мере сил и возможностей, показывая радостью внутренний духовный подвиг.

Пост – это не просто отказ от какой-то еды, в пост можно больше времени посвятить радости, общению друг с другом. Тем более время сейчас очень непростое, тревожное. Максимально снижая эту тревожность, необходимо задать себе вопрос: какую радость я могу внести в семью на эти сорок дней?

Быть может, кто-то на себя возьмет послушание каждый день ходить с улыбкой. По-моему, чудесное послушание, которое создаст настроение каждого дня. Быть может, кто-то возьмет на себя послушание каждый день говорить ребенку доброе слово и следить за этим. С ребенком можно договориться, что в пост вы будете поддерживать папу: он будет приходить с работы, а вы ему каждый день будете рассказывать, как вы его любите и какой он молодец. Так пост пройдет не только с физической пользой, но и с духовной.

– Поговорим об ограничениях. На что в первую очередь стоит накладывать ограничения, а на что – не рекомендуется?

– Это один из моих любимых вопросов – об иерархии в семье. Взрослые родители принимают решение войти в пост. Это их решение, взрослое и волевое, благословленное священником. Не надо свое волевое решение разделять с детьми – они не обязаны нести тот же уровень ответственности, который несете вы как родители.

Родителям важно осознавать, что они детей опекают и должны о них заботиться. Когда родители показывают пост своим примером, уже будут понятны все ограничения, которые приемлемы в семье. При этом нужно проговаривать с детьми какие-то моменты. Допустим, ребенка пригласили на какой-то праздник или у кого-то день рождения в пост. Как мы проживаем этот праздник? Ведь нельзя праздник отменить. Как тогда быть? Конечно, мы ищем способы радости, которые приемлемы для нашей постящейся семьи и будут приняты теми, кого мы будем поздравлять.

– Тема подвига, к которому ребенок приучается с детства, меня очень волнует. Понятно, что когда ребенок делает первые шаги, он уже трудится; когда надевает колечки на пирамидку, он уже в чем-то себя преодолевает. Поэтому какие-то навыки преодоления себя, осваивание новых навыков – это для ребенка привычно. Но как научить его радости от преодоления, чтобы в дальнейшем труд и любое усилие не воспринимались как тоска и уныние, а чтобы была радость от этого? Мне кажется, мы это несколько утрачиваем.

– Мы это утрачиваем потому, что у нас идет определенный детоцентризм, когда все – во благо развлечения ребенка либо полное усечение во всех его свободных и радостных началах. Надо говорить с ребенком потихонечку, по чуть-чуть, в меру его возраста и слушать, что он отвечает, как интерпретирует наши слова, правильно ли их понимает. Если мы видим, что ребенок не совсем правильно что-то понимает, не так интерпретирует, сочиняет какие-то интересные легенды на ходу, значит, мы даем ему многовато информации, не по возрасту. Тогда и мера поста будет понятна.

Знаю, что многие постящиеся старшеклассники сталкиваются с некоторым непониманием в социуме, в частности в школе. Когда на тарелку кладут сосиску, а ребенок постится – что делать? Как реагируют на это одноклассники? Как правило, если ребенок духовно укреплен, если в семье все очень спокойно и ровно, нет никаких негативных вибраций, то одноклассники принимают постящегося ребенка с улыбкой. Мол, сегодня твоя сосиска – моя (или Петина). В итоге пост приносит радость не только постящемуся подростку, но и окружающим детям, показывая, что духовность – такова.

– С какими запросами обычно приходят к Вам верующие родители в период поста или подготовки к посту? Наверное, есть какие-то типичные вопросы. Может быть, мы их озвучим? Мне кажется, если их задают одни родители, они могут возникнуть и у других...

– Вопросов очень много, и они разнообразные. Одна из проблем, с которой часто сталкиваются родители, – огромное чувство вины. Когда родители накладывают на себя какие-то ограничения в силу поста или трудных жизненных событий, которые происходят в семье, им кажется в этот момент детская радость несколько неуместной, даже немножечко на уровне предательства близких, которые испытывают какие-то сложности. Тогда получается однобокая ситуация: мне на душе тяжело, а тут – детский смех.

В этот момент родитель должен остановиться и сказать себе: я – родитель, я несу ответственность за своего малыша. Я понимаю, что ему всего три года, он имеет право на улыбку и смех. Тогда детский смех, улыбки становятся целительными. Тогда у родителя не будет чувства вины за то, что в пост он повел ребенка на батут. Если ребенку это приносит радость, то какой в этом грех? А родитель рядом с прыгающим и счастливым ребенком укрепится духовно, получит гормоны эндорфины – и ему будет легче справляться со своими проблемами не только в период поста, но и в любой сложный жизненный период.

– Часто родители считают, что ограничение должно коснуться гаджетов, мультфильмов и так далее. Детям это принять достаточно сложно. Как объяснить ребенку, почему в этот период он не будет смотреть мультфильмы каждый день, а только, например, два раза в неделю? И вообще это возможно? Или это неразумное ограничение?

– С гаджетами – отдельная тема, которая вызывает массу дискуссий. В такой ситуации у меня всегда только один вопрос: почему в обычные дни было можно, а сейчас нельзя? Что поменялось? Ребенок стал менее здоровым?..

Мне кажется неразумным такое ограничение: мол, давай-ка, дружок, мы не будем смотреть мультики или будем смотреть их гораздо меньше. Если вы воспринимаете мультики как нечто, подвергаемое ограничению, тогда не смотрите их совсем. Мы же не говорим ребенку: давай перестанем смеяться в пост.

– Если в семье мы что-то отменяем, насколько важно предложить какую-то альтернативу этому? Ребенок не приучен сам себя развлекать, тем более если гаджеты – это уже зависимость. Если у ребенка отнимут телефон и скажут, что до Пасхи он не будет играть в компьютерные игры, нужно ли в таком случае обязательно позаботиться о том, чтобы у него была интересная, достойная альтернатива? Или пусть сам ищет, чем себя развлечь?

– В первую очередь родителям стоит сходить к священнику, поговорить с ним об этом, укрепить свои собственные позиции, разобраться, по какой причине они вдруг накладывают на своих детей такое послушание. Думаю, что все окажется не так просто и не так линейно.

Любое ограничение гаджетов, сторонней информации вынуждает ребенка внутри себя искать радость, развлечение, учиться играть самому. Наши дети, к сожалению, этому не научены. И тут им надо помочь. Если у ребенка забирают некий информационный ресурс, который приносит ему радость, интерес, веселье и диалог, то, конечно, у него возникает вопрос: а чем мне заниматься? Поэтому родитель, который наложил послушание на ребенка в виде ограничения от телефона, следом должен наложить послушание на себя, выделив определенное количество времени на взаимодействие с собственным ребенком. Если невозможно поиграть в настольные игры, пусть мама готовит обед и в это время общается со своим ребенком. Хотя бы так. Иначе очень уж однобокая ситуация получается.

– Что делать, если день рождения выпадает на пост? Мой день рождения, например, – всегда в пост, но я взрослый человек, к этому привыкла. А вот если бы в детстве мне пришлось всегда поститься в свой день рождения, не знаю, как бы я к этому относилась. Как поступать, если у ребенка день рождения в пост? Дадите советы?

– Если семья православная и живет в православных традициях, то можно, говоря о дне рождения ребенка, поговорить о Рождестве. Сказать: «Сегодня – твое маленькое рождество, ты сегодня рождаешься». И это праздник не только ребенка, но и всей семьи: мама в этот день стала мамой. Если это первый ребенок в семье, то это рождение и матери, и отца в новом статусе.

Конечно, этот день надо проживать с радостью. Потому что для каждого маленького человечка это большой этап жизни – проживание от одного года до следующего. Конечно, этот праздник должен состояться. В семейном диалоге должны найтись замечательные формы, уникальные семейные традиции, которые позволят этот день рождения проводить обязательно. Пост не отменяет праздники. Во время поста есть православные праздники, и мы не ходим на эти праздники с постными физиономиями, а с улыбкой и радостью. День рождения – такой же праздник, но в малой церкви, в семье. Поэтому обязательно нужно этот день проводить, потому что это еще один повод порадоваться.

– Согласна... Если гаджеты – неправильное ограничение, а пищевые ограничения нужно обсуждать со священником и врачом, то какие же ограничения должны быть в семье в пост? Понимаю, что каждая семья принимает самостоятельное решение, но что Вы посоветовали бы как психолог? Родители иногда в растерянности и не знают, что сделать, кроме того, как отнять у ребенка телефон...

– Ключевое слово – ограничение. Что такое ограничение? Я на тебя накладываю некие санкции, я тебе что-то запрещаю. А ведь пост – дело добровольное. Можно обсудить с ребенком, какой труд он готов в этот период взять на себя, какое доброе дело. Это даст возможность ребенку получить трудовой опыт и духовный, опыт смирения и развития воли.

Быть может, ребенок изъявит желание каждый день утром и вечером гулять с собакой, несмотря на погоду и свои желания. Это будет его маленький вклад в духовное развитие, опыт какого-то внутреннего настраивания, внутреннего самоограничения, а не только внешнего. Наша задача в этот момент – помочь ему. Например, когда мы видим, что ребенок категорически не хочет идти гулять с собакой, не надо говорить: «Я так и знала, что так будет». Нужно всячески ребенка поддержать, сказать: «Давай мы этот сложный момент сделаем вместе, я с тобой вместе погуляю с собакой, буду вести тебя за руку, но мы этот день не пропустим». Это будет здорово. Таким образом негатив трансформируется в радость, в маленький подвиг. И маленькими шагами мы будем двигаться вперед и вверх.

– Мне кажется, то, что Вы говорите, очень разумно, правильно. Но предположим, ребенок не хочет по какой-то причине поститься, говорит: «Я не хочу». Можно ли каким-то образом ему объяснить, почему это полезно, в чем смысл поста, зачем мы себя в чем-то ограничиваем или берем на себя дополнительную обязанность. Иногда у родителей не хватает аргументации замотивировать ребенка. Ведь пост – действительно радость. Иногда его ждешь и думаешь: скорее бы пост начался. Можно ли научить этому ребенка?

– Как правило, такие вопросы задают дети постарше, подростки. Малыш будет с удовольствием подражать родителям, для него это социально важно – быть похожим на родителей. Подросток начинает противостоять родителям, и это тоже нормально, это один из этапов взросления, без этого он не вырастет зрелой личностью, останется инфантильным на всю жизнь.

Поэтому в этот период я рекомендовала бы отстать от подростка и позволить ему прожить этот опыт так, как сейчас для него актуально. При этом не противопоставлять свое поведение ему, не есть демонстративно сухую гречку в тот момент, когда он ест гамбургер. Можно показать, что гречка – в радость. И вообще цель – не гречка, цель совсем другая. Как правило, следом последует еще большая волна протеста, проверка: родители притворяются или им действительно это в радость?

Только через здоровые отношения в семье в дальнейшем, уже встав взрослым, подросток примет осознанное решение поститься. А опыт поста у него будет прожит в детстве. В этот период родителям советую набраться терпения, вспомнить про границы, про право человека делать выбор, про суть христианства. Суть христианства – в добровольности. Нужно дать подросткам возможность добровольно принимать решения.

– Хотела бы сделать небольшую ремарку и сказать, что у Вас можно получить бесплатные консультации. Телезрители, у которых остались вопросы, могут их задать.

– Да, мы с удовольствием ответим и в эфире на те вопросы, которые окажутся актуальными и возможными для обсуждения. Также я запустила социальный проект, он абсолютно бесплатный. Ко мне можно обратиться в социальных сетях, обрисовать свою проблему, и я проведу публичный онлайн-разбор какой-то сложной семейной ситуации, или ситуации, касающейся воспитания детей, или ситуации, когда родители в чем-то не уверены и им нужна поддержка эксперта. Это происходит абсолютно анонимно, все записи остаются в свободном доступе, можно к ним возвращаться вновь и вновь. Таким образом можно формировать свою родительскую уверенность и родительскую компетенцию.

И если у кого-то остались какие-то вопросы, появилось желание что-то спросить, меня не так сложно найти, я в свободном доступе. Не у всех есть возможность приехать в Санкт-Петербург. В современных условиях мы можем быть полезны друг другу. Сейчас это очень важно – иметь поддержку просто так.

– За это Вам особая благодарность! Благодарю за то, что Вы к нам пришли. До новых встреч!

Автор и ведущая программы Марина Ланская

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 19 мая: 15:30
  • Четверг, 23 мая: 00:30
  • Пятница, 24 мая: 05:30

Анонс ближайшего выпуска

В студии - детский нейропсихолог Екатерина Щербакова, автор развивающих аудиосказок. Поговорим о том, с какими педагогическими задачами можно справиться с помощью сказок, как придумывать развивающие сказки самим, подстраиваясь под нужды каждого ребенка, почему читать их лучше, не интонируя голосом. Узнаем, какие интересные подкасты существуют для малышей, порассуждаем, как аудиоформат помогает отдохнуть от визуального шума.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать