Учимся растить любовью. Как говорить с детьми о Страстной седмице

29 апреля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Часто при подготовке с детьми к Пасхе мы проживаем Страстную неделю, не акцентируя детское внимание на тех событиях, которые предшествовали Воскресению Христову. Предательство Иуды, распятие, смерть и погребение упоминаем мимоходом, будто оберегая сознание ребенка. Но говорить об этом можно и нужно. Как именно? Будем учиться у Татьяны Коваленко, автора методики "Традиционное духовное воспитание детей".

Пасхе предшествует Страстная неделя – важный период в жизни каждого христианина, в том числе и маленького. Но как говорить с детьми об этих событиях правильно? Ответ на этот вопрос будем искать вместе с автором методики по традиционному духовному воспитанию детей Татьяной Владиславовной Коваленко. К ней в гости мы сегодня и отправились.

Татьяна Владиславовна Коваленко:

− Итак, ребята, приближается праздник Пасхи. А до Пасхи люди всегда отправлялись в путешествие в разные монастыри. И мы сейчас с вами отправимся в самое желанное для всех паломников путешествие − на Святую Землю, где Сам Господь ходил, молился, проповедовал, страдал и совершил искупительный подвиг.

Татьяна Владиславовна свою методику духовного воспитания детей выстроила на богословской диссертации протоиерея Василия Лесняка. В епархии методику одобрили и рекомендовали для воскресных школ. В прошлом году, когда воскресные школы закрылись, автор адаптировала методику под удаленные занятия, чтобы уроки можно было проводить дома. Это и сейчас пригождается.

Татьяна Владиславовна Коваленко:

− Мы создали канал на YouTube «Традиционное духовное воспитание детей» именно для современных детей. Они очень отличаются от детей прошлого: они – визуалы, и многие дети не могут воспринимать что-то на слух или просто что-то прочитать. Поэтому видеосюжеты помогают входить в их душу.

Методика Василия Преображенского заключается в том, что мы используем для детей не упрощенные понятия, а верим в их гениальность, в то, что душа ребенка – это шедевр (как говорил Антоний Сурожский), сокровище, которое нужно поддержать любым способом. Мы обнаружили, что если детям давать, например, подлинные слова преподобных, то они доходят до них. Если мы показываем подлинные кадры на видео, прочувствованные взрослым человеком, то они очень глубоко входят в душу ребенка. Он понимает это на таком уровне, на каком даже взрослый не сразу может понять. Младший возраст − период запечатления, то есть ребенок набирает «файлы» и всю жизнь ими пользуется. Если родители правильные «файлы» вставили, то они ребенка поддерживают.

Ребенок и взрослый испытывают радость от разных вещей. Взрослый − от результата. То есть если ему дали квартиру – это для него самое большое счастье. Если же надо на эту квартиру двадцать лет работать, то это для него печально. А вот ребенку не нужен сразу результат, чтобы за него что-то сделали. Он испытывает радость от того, что самосовершенствуется, делается все лучше и лучше. И поэтому повторение для ребенка – удовольствие. Когда он видит то, что проходил, допустим, несколько месяцев назад, и узнает это, понимает, то он думает: «Как это здорово, хорошо!» Он испытывает большую радость. Желательно, когда ребенку что-то показываешь, наполнять это тем, чем он уже овладел. Не надо думать, что ему, как взрослому, надо больше динамики (так его просто взрослые приучили, отравив детство ребенка).

В адаптированном виде методика ничего не потеряла, а стала только доступнее для детского восприятия. Урок начинается с песни. Каждый поет, приглашает соседа на корабль − символ нашей Церкви (конечно же, Соборной), ведущий к спасению.

Татьяна Владиславовна Коваленко:

− Давайте споем нашу любимую песню, с которой мы садимся на наш духовный корабль «Православная Церковь», чтобы отправиться в далекое путешествие.

Мы плывем, Господь, к Тебе

На чудесном корабле.

Руку другу подаем,

На корабль с собой берем.

Татьяна берет Александру,

Александра берет Илью,

Илья берет Софию,

София берет Любомира,

Любомир берет Татьяну.

И мы отправляемся в путь!

 

Только соборно можно понять православие. Сейчас эпоха ментальной войны. В это время мы, православные, должны быть вместе. Как говорил настоятель Серпуховского монастыря, мы на боевом корабле православия. Очень важно чувствовать плечо друга: это заставляет ребенка заниматься, он уже не может пропустить занятие, даже если ему лень идти на него в воскресенье. Таким образом, получается системный подход к занятиям. А самое главное, из-за чего мы проигрываем ментальную войну, − это отсутствие системного мышления. Если его нет, то ребенок (и взрослый) не может делать выводы; не может найти причину, следствие; он связывает между собой несвязанные вещи, поэтому его можно легко обмануть, манипулировать им. Поэтому крайне важно, чтобы у ребенка сформировался этот фундамент.

Откуда у меня появился такой подход? Мне посчастливилось услышать владыку Константина (тогда он был ректором нашей духовной академии). Он говорил об особенностях современной цивилизации: современное человечество колеблется около нуля (точки комфорта). То есть человек хочет, чтобы ему было не очень холодно и не очень жарко; хочет жить не очень напряженно, но и не очень расслабленно. И это все создает плоский мир, не дает объема. А системное мышление – это когда хорошо видны причинно-следственные, иерархические связи; когда выстроена структура. И тогда ребенок очень хорошо дифференцирует добро и зло. А главная задача нашей земной жизни – это именно научиться отличать добро от зла и вставать, когда мы падаем. В этом нам помогает изучение истории жизни Христа и Его учеников. Сами мы это придумать не можем, но когда у нас есть этот фундамент, то дети, как музыканты, начинают чувствовать фальшивые ноты и говорят: «Нет, это не то».

Если наше занятие основано, например, на словах преподобных, то все выстраивается вокруг них. Занятие у нас идет полчаса перед литургией: десять минут − видеоурок, затем двадцать минут − творческая мастерская. После дети идут слушать проповедь перед причастием, и для них это уже не чуждый мир: они от слов преподобных переходят к их богословскому значению и пониманию их глубин.

Дети очень внимательные. Например, на последнем занятии мы обсуждали слова Иоанна Златоуста о духовном корабле. Мы говорили, что хозяин корабля – Бог Отец. А Иисус Христос кто? Я задумалась о своем и говорю: «Иисус Христос − помощник Бога». Мне тут же малыши: «Как? Иисус Христос – это Бог!» Какая глубина! То, что происходит на экране, для ребенка до 12 лет – это то же самое, что происходит в его реальной жизни. Когда мы показывали кадры, как Иуда идет предавать Господа, ко мне подбежал ребенок-инвалид по задержке психического развития (ему 5 лет) и говорит: «Надо быстрее бежать!» − «Куда бежать?» − «Предупредить Иисуса Христа, что Иуда идет Его предавать». Кто из взрослых так сможет?

Каждый урок состоит из двух частей: небольшого видео и творческого задания. Страстной неделе посвящен урок, описывающий последние дни Христа до Его распятия и заканчивающийся рассказом о Его погребении.

Татьяна Владиславовна Коваленко:

− Итак, ребята, сейчас мы с вами посмотрим фильм. Он очень короткий, но чтобы его сделать, знаменитый режиссер Александр Слободской много лет жил в Израиле и много месяцев снимал этот фильм. Мы с вами увидим подготовку к Пасхе; то, как люди путешествуют; пройдем по тем местам, где ходил Господь, где Он страдал. Мы даже увидим темницу, где сидел Господь. Итак, Страстная неделя на Святой Земле. Во время просмотра можно разговаривать, задавать вопросы.

Видеоурок хоть короткий и понятный, но оставлять ребенка с ним наедине – не дело. Присутствие и искренняя вовлеченность взрослого здесь играют решающую роль.

Татьяна Владиславовна Коваленко:

− Это настоящие ветки пальм. Господь как будто едет на ослике. Именно в эти ворота – святого Стефана – входил Сам Господь. Съездить мы туда не можем, но можем все увидеть и прикоснуться к этому нашей душой.

Последняя седмица до Воскресения Христова − время для скорби. Но многие современные родители стараются уберечь детей от всего, что навевает грусть. Обоснований подобного взгляда на воспитание нет, а расстройства детской психики в таком случае − явление частое.

Татьяна Владиславовна Коваленко:

− Мы рождаемся в мир, но нам этого не хочется: в животе у мамы прекрасно, тепло, там счастье и блаженство. Так не хочется это все покидать. А потом оказывается, что и жизнь так же прекрасна. И нам она дается, чтобы мы познали добро и зло, собрали сокровища Святого Духа, научились делать добрые дела, полюбили Бога. За это время мы должны подготовиться, и когда мы готовы, Господь призывает нас в новую жизнь. Если у того, кто находится рядом с ребенком, такое мировоззрение, то он передает это светлое восприятие ребенку. Тогда ребенок не повреждается, когда умирает бабушка, а молится за нее. Никто не скрывает от него, что бабушка умерла; наоборот, ему объясняют, что нужно читать Псалтирь, потому что ее душа очень переживает и ее надо поддержать. У кого-то, может, нет бабушки, а Страстная седмица у нас каждый год.

Распятие, смерть и гроб – детские ли темы? Да, ведь за тьмой − свет, а за погребением − воскресение.

Татьяна Владиславовна Коваленко:

− А это печать, которой стражники запечатали гроб. Чтобы мы все это помнили, монахи показывают огромный кусок воска.

Даже мастер-класс Страстной седмицы особенный – печальный и светлый одновременно. Для детей, а заодно и для нас, его проводит Ирина Ильина, художница и архитектор. А заготовку для творческого задания можно скачать по ссылке под видеоуроком.

Ирина Евгеньевна Ильина, ведущая мастер-класса воскресной школы храма Рождества Иоанна Предтечи (деревня Юкки):

− Ребята, начинаем нашу творческую мастерскую. Мы только что посмотрели фильм о путешествии по Святой Земле. А впереди у нас Страстная неделя. Как готовятся к Пасхе? Красят яйца, пекут куличи. Мы тоже будем так готовиться (у нас будет урок с раскрашиванием яиц), но сейчас у нас идет самая важная Страстная неделя, когда распяли и положили в гроб Господа нашего Иисуса Христа.

− Потом Его там закрыли, поставили печать.

− Закрыли вход, чтобы тело не украли. Для начала я хочу вам показать рисунок гроба Господня, который мы будем запечатывать печатью и раскрашивать. Этот рисунок я нарисовала специально для нашей творческой мастерской. А вдохновил меня замечательный художник Иван Билибин.

Вырезаем кружочки из бумаги. Они бордового цвета, который напоминает нам пасхальный цвет яйца, что в руке Марии Магдалины стало красным. Что это за кружочки? Это камень, которым был закрыт вход в гроб. Далее возьмем желтый пластилин. Почему именно этот цвет?

− Потому, что это цвет воска.

− Да. Мы из желтого пластилина тоже будем делать печать. Прикладываем к нашей пещере кружочек. Теперь нужно из желтого пластилина сделать шарик и сдавить его пальцами. Далее скрепляем камень и картинку пластилином. А теперь возьмем в руки фломастер. Он будет символизировать печать. Не открывая фломастер, вдавливаем его конец в центр пластилина. У нас получилась замечательная печать. Теперь возьмите фломастеры, карандаши, акварельные краски и начинайте раскрашивать картинку.

Поделка готова. Но это еще не все: она должна занять место в семейном календаре главных христианских праздников. Это тоже идея Татьяны Коваленко.

Татьяна Владиславовна Коваленко:

− Красота! Вы нашли место этому великому событию? Что дальше произойдет, как вы думаете, с этим камнем?

− Он отодвинется.

− Просто отодвинется или с грохотом отвалится?

− Отвалится.

− Конечно. Самое большое событие – воскресение. И все события, в которых Господь Иисус Христос участвовал, выстроились у нас здесь за целый год.

В действии такого подхода к рассказу детям о вере сомневаться не приходится. Дети сами свидетельствуют об этом во всей полноте.

Илья Евгеньевич Великанов, помощник алтарника храма Рождества Иоанна Предтечи (деревня Юкки):

− В субботу Иисус телом лежал в гробу, а душой сражался в аду. Когда Иисуса распяли, Он душой вошел к вратам ада и разрушил их. Врата разбились, и все люди, которые не были ни в чем виноваты, увидели Иисуса. Адам и Ева с плачем и рыданием подбежали к Нему и говорили: «Господи, прости нас! Спаси нас!» Иисус победил смерть. И теперь у нас есть две дороги: одна в рай, другая в ад.

Страстная неделя для меня – самая главная неделя, а Пасха – самый главный праздник в году. Для меня Пасха – как день рождения. Я, когда просыпаюсь, сразу же молюсь, чтобы Господь сохранил нас, зажигаю лампаду, читаю акафист…

Хотим, чтобы дети росли с верой? Значит, нужно молиться и трудиться над тем, чтобы она затеплилась, укоренилась и дала плоды.

Автор и ведущая Марина Ланская

Записала Наталья Богданова

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 23 мая: 00:30
  • Пятница, 24 мая: 05:30
  • Воскресенье, 26 мая: 08:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать