**
1. Книга «Всенощная. Вечерняя служба» с комментариями Анны Сапрыкиной вышла в свет в издательстве «Вольный странник». Эту книгу можно брать с собой на Всенощное бдение, чтобы понимать происходящее в храме и прямо во время службы знакомиться с устройством богослужения. Полный текст служб, которые совершаются в храме вечером накануне воскресных и праздничных дней, набран крупным шрифтом — это позволяет следить за ходом богослужения. Из наглядных комментариев можно узнать: что именно сейчас происходит в храме, что делают священнослужители и какой смысл во всем происходящем.
2. Как отмечает научный консультант книги, Георгий Мамонов, «Всенощное бдение» является логическим продолжением ставшей известной книги «Литургия». И если рассматривать богослужение, то Литургия - это, прежде всего, радость. Радостная служба, служба соединения с Богом. А всенощное бдение – это некая аскеза, особенно для современных людей, однако она не противоположна радости. Аскеза - труд, но труд радостный. Аскеза была всегда, и ночное богослужение - одна из ее форм. В ветхозаветные времена не было никакого регулярного ночного богослужения, но в особых случаях святые люди обращались к Богу в молитвах именно ночью.
3. По словам Георгия Мамонова, мы можем встретить в Псалтири пророка Царя Давида такие строки: «Аще поминах Тя на постели моей, на утренних поучахся в Тя» (Пс. 62, 7). «На утренних» — то есть перед самым рассветом. «Господи, Боже спасения моего, во дни воззвах и в нощи пред Тобою» (Пс. 87, 2). «Возвещать заутра милость Твою и истину Твою на всяку нощь» (Пс. 91, 3). В Псалтири много других подобных примеров. В Новом Завете ночное бдение встречается в совершенно особых случаях. Например, Христос молится Сам или с учениками. Перед призывом двенадцати апостолов Он провел ночь в молитве, молился и в Гефсиманском саду перед Страстями. Потом апостолы продолжают ночные бдения — например, Павел и Сила перед освобождением из темницы.
4. После апостолов первые христиане во времена Римской Империи совершали ночные бдения в соответствии с делением времени на стражи. В этой книге показано, как происходило это деление сначала в Римской Империи, потом в Византии. День и ночь делились на 4 стражи, и ночные молитвы христиан были связаны именно с этими стражами, то есть со сменами караулов. Третья стража начиналась в полночь, четвертая — при пении петухов. И первые христиане посвящали это время молитве, как правило, ежедневно. А вот во все четыре стражи всенощная молитва была только на Пасху. Чуть-чуть позднее заповедь о непрестанной молитве начинает осмысляться как молитва ночью. В V веке на Востоке появляются совершенно особые монастыри — обители Неусыпающих. Там монахи сменяли друг друга в течение всех суток, и молитва не прекращалась никогда.
5. Потом появились Лавры. Самая большая из палестинских лавр - Саввы Освященного, образец богослужения которой стал основой для того Устава, которым мы пользуемся до сегодняшнего дня. К 8 веку сформировался тот чин всенощного бдения, который мы привыкли сейчас видеть. До этого название отражало смысл: бдение действительно по Уставу продолжалось всю ночь, от заката до рассвета. Сейчас оно абсолютно не изменилось, просто сильно сократилось. И если раньше аскезой для православных христиан было всю ночь не спать, молиться Богу и петь псалмы, то для современных верующих, по словам Георгия Мамонова, важнее всего попробовать из двух часов богослужения выудить смыслы тех текстов, которые продолжают петься, читаться. Более того, в отличие от литургии, эти тексты постоянно изменяются. И наша аскеза состоит в том, чтобы понять ту великую поэтику, которую святые отцы заложили в гимнографию всенощного бдения. Эта задача, конечно, не для детей — для взрослых.
6. Но всенощное бдение состоит не только из важных богословских элементов, которые идут друг за другом, не только из пения и чтения. Еще оно наполнено глубоким символизмом. И родители вместе с детьми, в том числе читая книгу «Всенощная», смогут прикоснуться к этому удивительному миру всенощного бдения, к его символизму, и попробуют проживать всенощное бдение совершенно иначе. Это проживание службы, осознание, осмысление и будет той аскезой, которая подразумевалась святыми отцами, преподобными, когда они придумывали вот это чудесное богослужение. А книга Анны Сапрыкиной помогает решить проблему, перед которой многие родители стоят в растерянности. Автор, не только кандидат педагогических наук, но и многодетная мама. И поэтому она создавала эту книгу очень практично, просто, с точки зрения мамы, которая сама хочет сначала понять и рассказать детям, чтобы не скучать в храме, не ждать, когда же, наконец, Помазание, и когда можно будет получить хлебушек и выйти на улицу.
7. Всё на богослужении имеет смысл, и автору хотелось это рассказать и показать наглядно. И конечно, у этой книги, в отличии от «Литургии», есть своя специфика. «Например, - говорит Анна Сапрыкина, - «Шестопсалмие». Во время этого момента службы темно, в храме выключают свет. Это образ Рождественской ночи и одновременно тьмы, в которой находилось человечество до пришествия Спасителя. Я попросила художницу Ирину Шарикову нарисовать звездную ночь. Это прямая ассоциация с «Шестопсалмием». Очень интересно, что на срезе книжки видны цветные полосочки. Фиолетовые — это лития. Эти странички легко пролистать, если литии нет на всенощной. И «Шестопсалмие», один из центральных моментов всенощного бдения, тоже выделен цветом.
8. То есть книга устроена так, чтобы легко найти любой момент службы. Вот, пришли к «Шестопсалмию» — открыли прямо на «Шестопсалмии». Пришли к самому концу — можно открыть часы. То есть можно сразу включаться и получать необходимые разъяснения: что происходит, что читают, что поют, кто, куда, зачем идет, что делает, что это символизирует, к каким сюжетам Священного Писания отсылает, о чем тихо молится прямо сейчас священник.
***
Как отмечает автор, богослужение – это не развлечение для малышей, это – служение Богу, обращение к Нему всех людей (и больших, и маленьких), и это внимание к самому себе – к которому призваны и взрослые, и дети. Анна Сапрыкина сопроводила свой труд о всенощном бдении простыми, понятными словами святых отцов Церкви, которые также объясняют то, что происходит в храме, о чем читают и что поют. Эта книга получилась как энциклопедия с точки зрения целевой аудитории. Маленький ребенок смотрит картинки, задает вопросы. Спустя 2–3 года он уже начинает ее читать-изучать. А кроме того, книга подойдет для взрослых, потому что в нее вложено значительное количество информации, которую во время самого богослужения возможно усвоить.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Ветхий Завет. «Коварство ближнего». Священник Константин Корепанов
Свет невечерний. Треугольный брат
Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
Хранители памяти. Временная выставка «Сотворение мира». Часть 2
Плод веры. Директор Центра классической и традиционной архитектуры МАРХИ Алексей Капустин. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!