***
1. Протоиерей Николай Балашов и литературовед Людмила Ивановна Сараскина, написавшие предисловие к этой книге, отмечают, что Сергей Иосифович Фудель принадлежал к тем русским мыслителям, которые не проходили каких-либо философских школ — их школа мысли была пережита и выстрадана во времена затянувшейся на столетие русской смуты. Многие годы он тихо и кропотливо осмысливал пути русской религиозности, и все, о чем он писал, было проникнуто сердечным, личным переживанием. Идеи сочинений и писем Фуделя, человека уникальной судьбы, испытавшего жестокие многолетние гонения за веру, давно заслужили право выйти на просторы большой литературы и общественной мысли.
2. Появление имени С.И. Фуделя в русском культурном пространстве началось с его «Воспоминаний» и книги «Наследство Достоевского» - оба сочинения принадлежат перу человека страдальческой, поистине «достоевской» судьбы. «Если бы кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной» — так формулировал свой духовный выбор Достоевский, едва выйдя из омского острога. Но спустя полвека после того, как было запечатлено житие «князя-Христа» Льва Мышкина, в России настали времена, когда к исповеданию веры «со Христом» вернулся его первоначальный — раннехристианский — смысл. Сергей Иосифович Фудель оказался одним из тех, кто всей своей жизнью подтвердил истину: быть со Христом - значит страдать вместе с Ним и за Него; быть с Ним - значит со-распинаться с Ним.
3. По словам авторов, в жизни Сергея Фуделя уместились три ареста, двенадцать лет тюрьмы и ссылки, а между ними - годы войны, проведенные в армии. Во время первой своей ссылки в Усть-Сысольске Фудель близко общался со многими выдающимися иерархами Русской Церкви, впоследствии прославленными в лике святых: митрополитом Кириллом (Смирновым), архиепископом Фаддеем (Успенским), епископом Афанасием (Сахаровым), епископом Николаем (Добронравовым). Там же, в пригороде Усть-Сысольска Искаре на квартире святителя Афанасия (Сахарова) состоялось венчание Сергея с его невестой Верой. А потом родился первенец семьи Фуделей Николай, будущий литературовед, адресат большей части писем Сергея Иосиовича, включенных в эту книгу.
4. Дальнейшая жизнь Сергея Иосиовича, после первой ссылки, была наполнена каждодневным ожиданием нового ареста, и эти испытания растянулись на три десятилетия. Всё это время он редко виделся с семьей. Но неизменно писал письма, в которых стремился поделиться со своими родными главным содержанием своей жизни: драгоценным для него наследием христианской веры и христианского отношения к людям, к миру и культуре. В этих обширных письмах, порой почти трактатах, нет места жалобам на тяжкую долю или просьбам о посылках и деньгах; они наполнены суждениями о прочитанных книгах, об искусстве, о вере и страданиях, об опытах прожитого и надеждах на будущее. В письмах С.И. Фудель просвещал, наставлял, склонял к размышлению, делился воспоминаниями, боролся со своим «серым настроением» и внушал своим родным надежду и веру.
5. Окончательно вернуться к семье Фудель смог лишь во второй половине столетия. Запрет на прописку в родном городе налагал несмываемое клеймо неблагонадежности. Дома не было, попытки устроиться хоть где-нибудь всем вместе — проваливались. И даже освоенную в ссылке нудную работу счетовода найти оказалось нелегко человеку с таким прошлым. За последние двадцать лет своей немыслимо трудной и неустроенной жизни вдали от больших библиотек, вдали от дружеского круга и постоянного интеллектуального общения Фудель написал два десятка работ – о светоносной Церкви и о ее «темном двойнике», о ее людях, о ее святости. А еще – о русской культуре, о присутствии Бога в ее путях. Эти книги пронизаны светом, любовью, надеждой и болью.
6. Умер писатель 7 марта 1977 года в городе Покров Владимирской области, куда Фудели переехали по совету владыки Афанасия (Сахарова). Затем прошло 15 лет, прежде чем труды Сергея Иосифовича начали печататься в России. В феврале 2000 года издательство «Русский путь» организовало литературный вечер, посвященный 100-летию со дня рождения С.И. Фуделя. Ведущие вечера (протоиерей Николай Балашов и филолог Л.И. Сараскина) обратились к собравшимся с просьбой о содействии в сборе материалов для подготовки собрания сочинений писателя. Отклик был немедленным — известный московский архитектор и друг семьи Фуделей Дмитрий Михайлович Шаховской сообщил, что у него уже четверть века хранится чемодан с архивом Сергея Иосифовича.
7. Вскоре этот архив — с автографами почти всех известных сочинений С. И. Фуделя, черновыми материалами, дневниками, письмами, фотографиями — был передан составителям, которые готовили в тот момент первое собрание его сочинений и писем. В это же самое время от наследников Фуделя — и прежде всего от его сына, Николая Сергеевича, - были получены 194 письма. Они были написаны Сергеем Иосифовичем из красноярской ссылки, а также из Усмани Воронежской области, где он поселился после ссылки, получив административный «минус 100 км», затем из Покрова Владимирской области, где он жил последние пятнадцать лет. Собранные в этой книге 293 письма С.И. Фуделя (73 из них публикуются впервые), адресованных самым разным его корреспондентам, по мнению авторов предисловия, дают богатейший материал для огромного количества сюжетов — биографических, историко-литературных, историкокультурных, религиозных и церковных.
***
В приложении этого издания публикуются все стихотворения Сергея Иосифовича Фуделя, большинство из них — впервые. Автор об их публикации никогда не мечтал и воспринимал свои поэтические опыты не как произведения искусства, а как доверительный рассказ о себе, адресованный близкой душе, как исповедь перед родным человеком. В значительной степени сохранившиеся тридцать стихотворений - это своего рода лирический дневник, запечатлевший пережитое, а также мысли о том, что еще предстоит пережить. Насущная потребность выразить свои чувства и переживания в поэтической форме, а не только посредством религиозно-философских и литературоведческих работ открывает весьма существенные стороны личности писателя и убедительно свидетельствуют о подлинном поэтическом даре.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 30 апреля 2024 года
Литературный квартал. Мысль семейная. Екатерина Щепалина
У книжной полки. Богослужения Страстной седмицы и Пасхи
Символ веры (Челябинск). 29 апреля 2024
О земном и о небесном. Как правильно духовно подготовиться к торжеству Светлой Пасхи
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!