***
1. Книга «Светя другим...» рассказывает о жизненном пути Валерия Сергеевича Бояринцева - митрофорного протоиерея, учёного-хирурга, главы большого семейства. В судьбе этого православного человека отразились черты прошедшей эпохи - суровой, идеологически сложной и... по-христиански жертвенной. В первой части книги представлена автобиография батюшки, в первых строчках которой мы читаем о том, как юноша Валерий Бояринцев пришел в Церковь. «Я родился, - пишет батюшка, - 5 марта 1942 года в городе Запорожье в семье рабочего. В 1950-х годах наша семья переехала в Днепропетровск. С моим отцом, Сергеем Сергеевичем Бояринцевым, который был высококлассным токарем, случилось несчастье: в левый глаз попал осколок металла, в результате чего отец перестал им видеть. Очень переживая, он стал активно ходить в храм.
2. Недалеко от нас был женский Тихвинский монастырь, где одним из священников служил протоиерей отец Сергий Никитин, с которым папа сблизился особенным образом. Промыслом Божиим, молитвами отца в 15-16 лет я стал ходить в монастырь. Вначале только к исповеди. В соборе познакомился с Валерием Приходченко, и летом вместе мы поехали в Почаев, желая увидеть известного тогда старца Кукшу. Но его тогда уже изгнали из Лавры, и мы поехали в Залещики, где его и увидели. После этой поездки возникла мысль о поступлении в семинарию. Придя в монастырь, я зашёл боковыми дверями в алтарь и спросил у отца Сергия Никитина, как можно осуществить таковое желание. Он предложил зайти к нему в келью.
3. Жил он на территории монастыря в маленьких комнатках при храме. Одна - спаленка с огромными полками, уставленными книгами в основном старого издания, от взгляда на которые глаза разбегались, в другой ютилась тётя Катя (будущая монахиня Августа), и третья «приёмная», где стоял стол и несколько стульев, там он меня в тот раз и принял. Строго выслушал и направил в Епархиальное управление к секретарю, отцу Михею (будущему архиепископу Ярославскому). Это была моя единственная с отцом Михеем встреча. В Епархиальном управлении мне сообщили условия поступления в семинарию. После той нашей встречи с отцом Сергием я стал часто заходить и беседовать с ним».
4. Как отмечает батюшка, отец Сергий вызывал у него «восторг своей образованностью, умом». От него юноша «получил первые и основные наставления в православной вере. Всё остальное в жизни только нанизывалось на эти полученные от него понятия. Всё его поведение, облик, богослужение, духовничество, отношение к жизни, к церковной иерархии было отголоском святоотеческого православного миропонимания. Общение с ним оставляло своеобразное, неповторимое ощущение прикосновения к чему-то совершенно уже не встречающемуся в жизни. К чему-то древне-патриархальному и в то же время искромётно живому, активно интересующемуся всем происходящим».
5. Первые преследования за веру начались уже в школе: донесли комсомольские активисты, грозило исключение. Но благодаря защите завуча, дали доучиться и поступить в Днепропетровское художественное училище. Валерий мечтал стать иконописцем. В 1959 году закрыли Тихвинский монастырь, куда ходили Бояринцевы. Прихожане собрались у его стен, пытаясь протестовать. В тот день Валерия впервые взяли в милицию на допрос, вежливо допросили и отпустили. Прошло два годы учебы в училище, Валерий стал понимать, что занятия иконописью вряд ли ему пригодятся в жизни. Гонения на религию в тот период только усиливались, и он всерьез готовился к лагерям. С художественным образованием там можно было бы писать только портреты вождей и плакаты.
6. И тогда молодой человек решает кардинально изменить свою жизнь. За полгода он подготовился к экзаменам в мединститут, чтобы стать хирургом. С точки зрения Валерия такой поворот был вполне логичен: профессия врача пригодится всегда и везде, руки за годы занятий рисованием поставлены хорошо, а хирургия — это тоже творчество. Из училища Валерию Бояринцеву дали характеристику: «политически малосознателен». Но учился он в институте на все пятерки, кроме одного предмета — научного атеизма. После третьего курса на экзамене спросили прямо, верит ли он в Бога? «А это тот вопрос, на который верующий может отвечать только одно: верую и исповедую до смерти. И никаких отказов», — вспоминал отец Валерий.
7. Пришлось брать академический отпуск, чтобы не отчислили и на время забыли о верующем студенте. После окончания института Валерий получил не диплом, а справку, и распределение на год в Таджикистан. Вернувшись через год в Москву, защитил диплом и устроился работать в московскую больницу. Валерий Сергеевич работал детским хирургом, разрабатывал новый метод лечения эмпиемы плевры у детей, защитил по этой теме диссертацию. Его метод лечения позволил снизить смертность от заболевания в 10 раз. Были и другие разработки новых методов лечения сложных заболеваний. Свои наработки в хирургии он продолжал применять и внедрять во время и священнического служения.
8. Конечно, на первом месте у отца Валерия после его рукоположения было устроение богослужебной и приходской жизни в храме Архистратига Михаила в Алупке, настоятелем которого он был назначен в 1991 году. Пастырскую деятельность батюшке приходилось совмещать с трудом прораба, осваивая все строительные технологии, необходимые для восстановления разрушенного церковного здания. 30 лет батюшка управлял огромным храмом, приходом и хозяйством. Немалыми были и заботы о семье с восьмью детьми, в которой на данный момент уже более пятидесяти внуков.
***
Многообразная деятельность протоиерея Валерия Бояринцева, его попечения о Божием и человеческом, совпали с эпохой больших перемен, когда наша страна «с шумом падоша». Но, вместе с тем, разные стороны его личности оказались востребованными в условиях перестроечного времени. Эта книга служит сохранению памяти о достойном человеке - враче и священнике, земной путь которого окончился 11 сентября 2020 года. Издание включает интервью, статьи, проповеди отца Валерия Бояринцева и многочисленные воспоминания людей коллег и сомолитвенников, которым довелось знать батюшку, трудиться рядом с ним и постигать жизнь по вере под его руководством.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Ветхий Завет. «Коварство ближнего». Священник Константин Корепанов
Свет невечерний. Треугольный брат
Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
Хранители памяти. Временная выставка «Сотворение мира». Часть 2
Плод веры. Директор Центра классической и традиционной архитектуры МАРХИ Алексей Капустин. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!