***
1. В этой книге собраны церковные проповеди, авторами которых являются святые отцы и известные проповедники 19-21 веков. Их проникновенные слова, сказанные в дни празднования памяти преподобного Сергия Радонежского, отражают различные стороны подвижнического служения великого святого XIV века, которого верующий народ именует игуменом земли Русской. В них показано непреходящее значение духовного наследия Преподобного, стяжавшего в упорной борьбе со страстями благодатные дары Святого Духа и оказавшего глубокое влияние на развитие современного ему общества. Сегодняшний читатель найдет для себя в этих проповедях немало поучительного. Книга рассчитана на широкий круг читателей, проявляющих интерес к вероучению, традициям и истории Русской Церкви.
2. Открывает книгу Послание Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Церкви в связи с 700-летием со дня рождения святого преподобного Сергия Радонежского. В этом послании в частности говорится: «Блаженный Епифаний Премудрый, автор жития аввы Сергия, свидетельствует, что описать все духовные дарования и чудотворения этого святого невозможно, ибо они совершаются доныне. Действительно, каждый православный христианин знает и любит Радонежского чудотворца, благоговеет перед его памятью и почитает духовное наследие Преподобного.
3. Историк Российского государства и Русской Церкви профессор Василий Осипович Ключевский так выразил мысль о народном восприятии образа Преподобного: «Спросите любого из этих простых людей, с посохом и котомкой пришедших сюда [в Троице-Сергиеву Лавру] издалека: когда жил преподобный Сергий и что сделал для Руси 14 века, чем он был для своего времени, и редкий из них даст вам удовлетворительный ответ; но на вопрос: что он есть для них, далеких потомков людей 14 века, и зачем они теперь пришли к нему, каждый ответит твердо и вразумительно». По сей день не оскудевает поток богомольцев, которые приходят из разных стран, городов и весей, дабы поклониться честным мощам угодника Христова.
4. Мощи святого почивают в стенах основанного им монастыря - Троице-Сергиевой Лавры, стоящей на высоком Маковском холме, помнящем деяния и самого начальника здешних подвижников. Эта прославленная в веках обитель стала подлинной школой благочестия, центром, из которого расходились по Русской земле иноки. Они несли в сердце своем и на устах евангельскую истину, делом являя образ жительства во Христе. Троице-Сергиева Лавра явилась в истории Православия не только оплотом благочестия в Северо-Восточной Руси, но и продолжательницей дела святых Антония и Феодосия Киево-Печерских - первых русских иноков, принесших общежительный монашеский устав в пределы нашего Отечества и показавших подлинную красоту христоподражательного смирения».
5. О святой обители, которую возвел преподобный Сергий, святитель Филарет Московский в 1842 году сказал следующее: «Мысль моя с особенным желанием устремляется в древнюю пустыню Сергиеву. …знаю, что и Лавра Сергиева, и пустыня Сергиева есть одна и та же, и тем же богата сокровищем, то есть Божией благодатью, которая обитала в преподобном Сергии, в его пустыне, и еще обитает в нем и в его мощах, в его Лавре; но при всем том желал бы я узреть пустыню, которая обрела и стяжала сокровище, наследованное потом Лаврой. Кто покажет мне малый деревянный храм, на котором в первый раз наречено здесь имя Пресвятой Троицы?
6. Вошел бы я в него на всенощное бдение, когда в нем с треском и дымом горящая лучина светит чтению и пению, но сердца молящихся горят тише и яснее свечи. Пламень их достигает до Неба, и Ангелы их восходят и нисходят в пламени их жертвы духовной. Отворите мне дверь тесной келлии, чтобы я мог вдохнуть ее воздухом, который трепетал от гласа молитв и воздыханий преподобного Сергия, который орошен дождем слез его, в котором впечатлено столько глаголов духовных, пророчественных, чудодейственных. Дайте мне облобызать порог ее сеней, который истерт ногами святых и чрез который однажды переступили стопы Царицы Небесной! Ведь это всё здесь, только закрыто временем или заключено в сих величественных зданиях, как высокой цены сокровище в великолепном ковчеге».
7. Так возвышенно говорит Московский Златоуст о преподобном и его святой обители, а другой проповедник 19 века, протоиерей Василий Никольский, усматривает в жизни святого Сергия назидательные уроки и преподает их всем, кто желает жить богоугодно и благочестиво. В частности, он отмечает, что «жизнь святых угодников Божиих для всех человеков, живущих с ними и после них, назидательна и поучительна во всех отношениях. Следует только внимательно присмотреться к их образу жизни и деятельности, надлежит только вести себя и поступать так, как вели себя и поступали они, и мы можем сподобиться духовного просвещения, достигнуть блаженного соединения с Богом».
8. «Вот, например, - говорит священник, - в житии ублажаемого ныне Церковью преподобного Сергия кто не найдет для себя наставления и руководства к благочестивой и богоугодной жизни? И родители, и дети, и отроки, и старцы, начальники и подчиненные, богатые и бедные — все могут отсюда вразумиться во спасение». Далее отец Василий рассматривает всю жизнь святого, и с самых первых младенческих лет его, находит эти назидательные уроки. А какие именно, вы узнаете, прочитав проповедь отца Василия в этой книге.
***
«Поминайте наставники ваша, - заповедует апостол Христов, - и подражайте вере их». Как говорит архиепископ Никон (Рождественский), «во исполнение этой заповеди апостольской сегодня мы и творим память великого наставника нашего, преподобного Сергия. Но не сегодня только, а и всегда мы должны взирать на скончание жительства и подражать вере святых Божиих. Каждый день Святая Церковь чтит память того или другого угодника Божия. Будем же чаще всматриваться в дивные образы их - недаром ведь сказано в Писании: «С преподобным и сам преподобен будеши», с благодатным и сам облагоухаешься ароматом благодати, исходящей от одеяния души его». Этими словами архиепископа Никона мы и завершаем нашу программу.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Ветхий Завет. «Коварство ближнего». Священник Константин Корепанов
Свет невечерний. Треугольный брат
Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
Хранители памяти. Временная выставка «Сотворение мира». Часть 2
Плод веры. Директор Центра классической и традиционной архитектуры МАРХИ Алексей Капустин. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!