***
1. На сайте Православие.ру обозреватель книги Мария Минаева отмечает: чтобы ввести ребенка в церковную жизнь, в ее контекст, мы читаем ему жития святых. Так мы приобщаем его к истории христианства – сначала через отдельные примеры, судьбы. Читать или рассказывать дошкольнику о преподобном Серафиме Саровском, о святителе Николае или мученице Татиане, можно не касаясь исторических реалий, которые связаны с их жизнью. Потом, когда дети подрастут, они узнают об Императоре Диоклетиане, об Арии, о России середины 19 века, в которой жил преподобный Серафим. Суть их подвига можно передать без углубления в детали.
2. Но вот о святых 20 века так рассказать не получится. Потрясения этого времени определяли судьбы. С точки зрения ребенка многое непонятно, нелогично: отречение Императора Николая II от престола, революция, Гражданская война, разрушение храмов. И документальные свидетельства – фотографии, кинохроника, мемуары и письма – не проясняют, а добавляют сложностей в общую картину. В то же время не хочется лгать ребенку, замалчивать, хитрить, недоговаривать. Так мы, любящие взрослые, родители и педагоги, приходим к необходимости баланса: говорить правдиво, но не травмировать, достучаться до сердца ребенка, но не запутать и не оттолкнуть его. Это сложно.
3. Помощниками, по словам Марии Минаевой, как всегда, выступают книги. Они рассказывают о событии, явлении или судьбе через художественные образы, которые смягчают жесткую и жестокую правду. Грамотный и талантливый автор выстроит повествование так, чтобы судьба героя стала близка и понятна маленькому читателю. Он объяснит сложное просто, обращаясь к опыту ребенка. Приведет именно те аргументы и свидетельства, которые тронут душу и воображение. А иллюстрации поддержат и раскроют общую идею. Говорить о жизни святых 20 века сложно, хотя бы потому, что эта сравнительно недавняя история еще не отболела в каждом из нас. Тем ценнее хорошие книги о подвижниках этого времени. Одна из таких книг и представлена сегодня на нашей книжной полке.
4. Как отмечает Мария Минаева, о святом мученике Алексии чаще всего рассказывается в контексте жизни его семьи. Но можно и по-другому – именно так сделал автор Роман Котов. В книге из серии «Жизнь как пример» он раскрыл перед читателями судьбу мальчика, который, несмотря на тяжелую неизлечимую болезнь, готовился принять на себя ответственность за целую страну. Цесаревич вынес много бед, притеснений и разочарований, но не ожесточился. Ему часто было не только больно физически, но и обидно, тяжело морально – и всегда он поступал достойно. Так уж воспитали родители. Лучшее, что можно было сделать, рассказывая о страстотерпце отроке Алексее, – обратиться к опыту читателя-ребенка. Показать, что Алексей был живым мальчиком, любил бегать, играть. Но в то же время горячо верил Богу, жалел людей, преодолевал себя.
5. В этом и заключается смысл серии «Жизнь как пример» – рассказать не про отстраненный подвиг, который, как какое-нибудь тройное сальто, обычным людям не повторить. Со святых действительно можно брать пример. Даже если ты ребенок. В книге мало отстраненных рассуждений и много конкретики. Например, начинается она с понятного объяснения – кто такой Цесаревич Алексей, почему ему посвятили книгу, почему важно о нем знать. Автор вводит читателя в историческое поле: без него о святом просто не рассказать.
6. Но, как говорит Мария Минаева, ребенку, который еще не изучал историю 20 века, сложно с ходу войти в реалии. Нужен прием, как бы переходник, который поможет это сделать. Таким переходником выступает история и образ именно ребенка, сверстника читателя, который может сравнить свою жизнь и жизнь мальчика, который жил более века назад. В книге «Цесаревич Алексий» много интересных фактов, выделенных в отдельные списки и связанных с современной жизнью – автор, например, говорит о фильмах, учебных заведениях, памятниках, созданных или названных в честь Цесаревича Алексея. Выбор фактов небанальный и неслучайный, он акцентирует внимание и заставляет задуматься одновременно.
7. На страницах книги удачно сбалансированы исторические факты, сцены из семейной жизни, небольшие лирические отступления. Например, целый разворот занимает крошечный отрывок текста о том, как любил отрок Алексей природу, умел радоваться мелочам и наслаждаться красотой момента. Главное здесь, по словам обозревателя, невесомая акварельная иллюстрация Натальи Гудченко, где по небу плывут тихие облака, и все вокруг дышит миром. О революции в России автор говорит кратко, сдержанно, немногословно. Думаю, - говорит Мария Минаева, углубляться в эту тему, чтобы пояснить ребенку как можно больше, – неудачная идея. Так легче запутать, чем разъяснить и мотивировать к размышлению.
8. Зато Роман Котов использует поэтические свидетельства – знаменитое стихотворение Марины Цветаевой, посвященное Цесаревичу, и стихотворение современного поэта Владимира Невяровича. Художественный текст может многое прояснить, не разъясняя. А плашки с пояснениями не только смогут объяснить смысл устаревших слов и понятий, но и помогут переключить внимание современного ребенка, которому непросто сосредоточенно углубиться в тему. В финале книги читатели найдут уроки жизни, особенно актуальные, потому что в качестве примера выступает не взрослый человек, а мальчик. А завершить чтение можно молитвой Цесаревичу – она тоже приведена в книге.
***
«Жизнь как пример» – это книжная серия, которая не просто рассказывает ребенку о православных святых, но и приоткрывает перед ними эпоху, в которую жили подвижники. Это сделано бережно, с оглядкой на кругозор, возрастные особенности детей. Эти книги расширяют поле для диалога – они полезны и для самостоятельного чтения, и для совместного со взрослыми. Еще они могут пригодиться педагогам – подарить им идеи занятий, которые понравятся и запомнятся ученикам.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Ветхий Завет. «Коварство ближнего». Священник Константин Корепанов
Свет невечерний. Треугольный брат
Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
Хранители памяти. Временная выставка «Сотворение мира». Часть 2
Плод веры. Директор Центра классической и традиционной архитектуры МАРХИ Алексей Капустин. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!