У книжной полки. Преподобный Максим Грек

2 февраля 2024 г.

«Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы». Эти слова апостола Павла очень точно характеризуют жизнь преподобного Максима Грека, память которого Святая Церковь совершает 3 февраля. Его праведная жизнь и самоотверженная просветительская деятельность не давали спокойно жить нечестивым современникам, которые подвергли святого отца многочисленным страданиям. Немало лет провел святой в заточении из-за ложных обвинений, но даже тогда он не переставал усердно трудиться на ниве просвещения и духовного наставления русского народа. И, будучи в темнице, он написал многие свои сочинения. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу, в которую вошли житие и избранные творения преподобного Максима Грека.

***

1. Эта книга, вышедшая в свет в издательстве Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой, называется «Преподобный Максим Грек». В нее вошло житие святого, «Беседа о страстях и против астрологов» и «Канон Пресвятому Духу Параклиту», который преподобный Максим написал углем на стенах своей темницы.  И прежде чем обратиться к сочинениям святого, давайте познакомимся вкратце с его житием. Преподобный Максим Грек родился около 1470 года в городе Арте (ныне это Албания). Он был сыном богатого греческого сановника и потому смог получить блестящее образование. В юности много путешествовал, изучал языки и науки в европейских странах, побывал в Париже, Флоренции, Венеции.

2. По возвращении на родину, принял иночество в Ватопедской обители на Афоне. Далее были 10 лет послушания, молитвенных и научных трудов. Свое 40-летие прп. Максим встретил опытным, уважаемым монахом, признанным носителем книжной мудрости. В это время великий князь Московский Василий Иоаннович пожелал разобраться в греческих рукописях и книгах своей матери, Софии Палеолог, и потому он обратился к Константинопольскому патриарху с просьбой прислать ему ученого грека. Так инок Максим получил указание ехать в Москву, куда он и прибыл в 1518 году. Его приезд придал новое оживление просветительскому движению, уже начавшемуся в русском обществе.

3. Прежде всего, греческому ученому было поручено перевести на славянский язык толковую Псалтирь, заключавшую в себе сводное толкование разных отцов Церкви. Потом был произведен перевод толкования на книгу Деяний Апостолов и несколько Богослужебных книг. Прп. Максим усердно и тщательно старался исполнять все даваемые ему поручения. Ввиду того, что славянский язык не был для него родным, к ученому иноку приставили двух лучших московских толмачей, знавших латынь, а также двух переписчиков. Схема работы была такой: святой Максим устно переводил с греческого языка на латынь, с латыни толмачи переводили сказанное на славянский, а уже после переписчики записывали тексты на бумагу.

4. Эта команда работала днем и ночью, поскольку царственный заказчик поторапливал. И неудивительно, что подобная работа имела некоторые недостатки, что впоследствии стало одной из причин к осуждению прп. Максима и к его тюремному заключению. Но это печальное обстоятельство произошло позднее, а пока, представив князю результат своего труда, св. Максим попросил отпустить его обратно на Афон. В ответ он услышал просьбу-приказ остаться в России и далее заниматься переводами. Выбора у прп. Максима не было, и он продолжил свои труды. К тому же он понял, что его русские братья по вере по-настоящему нуждаются в переводах церковных книг, и воспринимал свое пребывание в чужой стране как послушание, данное от Бога.

5. С этих пор судьба св. Максима Грека, против его воли, стала принадлежать русскому миру. Сделавшись авторитетом современного общества, прп. Максим должен был внимательно прислушиваться ко всему, что вокруг него происходило, и на все отзываться своим словом. Более того, выучив русский язык, он, подражая своему старому идеалу, доминиканскому монаху Иерониму СавонарОле, написал множество обличений всякого рода. Они касались и духовенства, и нравов, и верований, и обычаев, и, наконец, злоупотреблений власти в русской земле. Благодаря этому, прп. Максим оставил потомкам множество отдельных рассуждений и посланий, которые, за небольшим исключением, носят полемический и обличительный характер и обращены они против иноверцев, латинян, иудеев, магометан, армян, лютеран и язычников.

6. Что касается религиозной жизни самих русских людей, то здесь ученый подвижник боролся против множества суеверий и апокрифов, а также против астрологии, которая стала понемногу заходить в Русь и совращать умы даже грамотеев. Он резко выступал против возможностей «угадать» судьбу, изменять ее по собственной воле. Преподобный Максим Грек необычайно близок современному читателю, так как в наше время, как и в дни его земной жизни, увлечение эзотерикой, астрологией, хиромантией и прочими оккультными учениями, приобрело массовый и вполне привычный характер. Поэтому весьма ценны и актуальны обличительные слова святого, дошедшие к нам из XVI века.

7. Преподобный Максим показывает, насколько нелепыми и несогласующимися с истинным предназначением человека выглядят верования во влияние звезд. Вот, например, он пишет: «Прочитав много разных книг, и христианских, и составленных внешними мудрецами и почерпнув оттуда достаточную душевную пользу, я, главное, научился тому, что всякой добродетели, какие проходим мы, люди, всякой власти и всякого начальства, коих желаем, податель и совершитель есть Создатель всего и Владыка. Это я познал и уразумел. Всякое бо, сказано даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов. Иное есть даяние благо, и иное — дар совершен».

8. По слову святого отца житейские блага, потребные нам для того, чтобы жить, и чтобы жить хорошо, даются одним только Богом. Дар же совершен, который свыше обильно подается достойным, это — различная благодать Святого Духа, которая совершенствует, утверждает и сохраняет до конца от расхищения естественные блага душевные». «Если же это так, действительно, - продолжает святой Максим, - и так исповедуется всеми православными и боговдохновенными отцами и учителями, то пусть перестанут невежественные люди, которые «держат предания халдейские и египетские», говорить, «что всё посредством круга движения звезд» совершается. Подробнее с «Беседой о страстях и против астрологов», а также с житием преподобного Максима читатели познакомятся, читая эту книгу.

***

По словам издателей, знакомство с жизнью и творениями Максима Грека, с тем, как непросто сложилась его судьба в России, может представлять интерес не только для историка или филолога древнерусской кафедры. Но и для любого человека, который стремится «умом понять» «особенную стать» Русской Церкви и русского Отечества на путях Промысла Божия. В этом смысле поучения святого 16 века созвучны и нашей современности. Они, как и все творения преподобного Максима вошли в сокровищницу святоотеческой письменности, и доставляют духовное назидание всем, кто обращается к ним и в наши дни.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать