***
1. Эта книга, вышедшая в свет в издательстве Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой, называется «Преподобный Максим Грек». В нее вошло житие святого, «Беседа о страстях и против астрологов» и «Канон Пресвятому Духу Параклиту», который преподобный Максим написал углем на стенах своей темницы. И прежде чем обратиться к сочинениям святого, давайте познакомимся вкратце с его житием. Преподобный Максим Грек родился около 1470 года в городе Арте (ныне это Албания). Он был сыном богатого греческого сановника и потому смог получить блестящее образование. В юности много путешествовал, изучал языки и науки в европейских странах, побывал в Париже, Флоренции, Венеции.
2. По возвращении на родину, принял иночество в Ватопедской обители на Афоне. Далее были 10 лет послушания, молитвенных и научных трудов. Свое 40-летие прп. Максим встретил опытным, уважаемым монахом, признанным носителем книжной мудрости. В это время великий князь Московский Василий Иоаннович пожелал разобраться в греческих рукописях и книгах своей матери, Софии Палеолог, и потому он обратился к Константинопольскому патриарху с просьбой прислать ему ученого грека. Так инок Максим получил указание ехать в Москву, куда он и прибыл в 1518 году. Его приезд придал новое оживление просветительскому движению, уже начавшемуся в русском обществе.
3. Прежде всего, греческому ученому было поручено перевести на славянский язык толковую Псалтирь, заключавшую в себе сводное толкование разных отцов Церкви. Потом был произведен перевод толкования на книгу Деяний Апостолов и несколько Богослужебных книг. Прп. Максим усердно и тщательно старался исполнять все даваемые ему поручения. Ввиду того, что славянский язык не был для него родным, к ученому иноку приставили двух лучших московских толмачей, знавших латынь, а также двух переписчиков. Схема работы была такой: святой Максим устно переводил с греческого языка на латынь, с латыни толмачи переводили сказанное на славянский, а уже после переписчики записывали тексты на бумагу.
4. Эта команда работала днем и ночью, поскольку царственный заказчик поторапливал. И неудивительно, что подобная работа имела некоторые недостатки, что впоследствии стало одной из причин к осуждению прп. Максима и к его тюремному заключению. Но это печальное обстоятельство произошло позднее, а пока, представив князю результат своего труда, св. Максим попросил отпустить его обратно на Афон. В ответ он услышал просьбу-приказ остаться в России и далее заниматься переводами. Выбора у прп. Максима не было, и он продолжил свои труды. К тому же он понял, что его русские братья по вере по-настоящему нуждаются в переводах церковных книг, и воспринимал свое пребывание в чужой стране как послушание, данное от Бога.
5. С этих пор судьба св. Максима Грека, против его воли, стала принадлежать русскому миру. Сделавшись авторитетом современного общества, прп. Максим должен был внимательно прислушиваться ко всему, что вокруг него происходило, и на все отзываться своим словом. Более того, выучив русский язык, он, подражая своему старому идеалу, доминиканскому монаху Иерониму СавонарОле, написал множество обличений всякого рода. Они касались и духовенства, и нравов, и верований, и обычаев, и, наконец, злоупотреблений власти в русской земле. Благодаря этому, прп. Максим оставил потомкам множество отдельных рассуждений и посланий, которые, за небольшим исключением, носят полемический и обличительный характер и обращены они против иноверцев, латинян, иудеев, магометан, армян, лютеран и язычников.
6. Что касается религиозной жизни самих русских людей, то здесь ученый подвижник боролся против множества суеверий и апокрифов, а также против астрологии, которая стала понемногу заходить в Русь и совращать умы даже грамотеев. Он резко выступал против возможностей «угадать» судьбу, изменять ее по собственной воле. Преподобный Максим Грек необычайно близок современному читателю, так как в наше время, как и в дни его земной жизни, увлечение эзотерикой, астрологией, хиромантией и прочими оккультными учениями, приобрело массовый и вполне привычный характер. Поэтому весьма ценны и актуальны обличительные слова святого, дошедшие к нам из XVI века.
7. Преподобный Максим показывает, насколько нелепыми и несогласующимися с истинным предназначением человека выглядят верования во влияние звезд. Вот, например, он пишет: «Прочитав много разных книг, и христианских, и составленных внешними мудрецами и почерпнув оттуда достаточную душевную пользу, я, главное, научился тому, что всякой добродетели, какие проходим мы, люди, всякой власти и всякого начальства, коих желаем, податель и совершитель есть Создатель всего и Владыка. Это я познал и уразумел. Всякое бо, сказано даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов. Иное есть даяние благо, и иное — дар совершен».
8. По слову святого отца житейские блага, потребные нам для того, чтобы жить, и чтобы жить хорошо, даются одним только Богом. Дар же совершен, который свыше обильно подается достойным, это — различная благодать Святого Духа, которая совершенствует, утверждает и сохраняет до конца от расхищения естественные блага душевные». «Если же это так, действительно, - продолжает святой Максим, - и так исповедуется всеми православными и боговдохновенными отцами и учителями, то пусть перестанут невежественные люди, которые «держат предания халдейские и египетские», говорить, «что всё посредством круга движения звезд» совершается. Подробнее с «Беседой о страстях и против астрологов», а также с житием преподобного Максима читатели познакомятся, читая эту книгу.
***
По словам издателей, знакомство с жизнью и творениями Максима Грека, с тем, как непросто сложилась его судьба в России, может представлять интерес не только для историка или филолога древнерусской кафедры. Но и для любого человека, который стремится «умом понять» «особенную стать» Русской Церкви и русского Отечества на путях Промысла Божия. В этом смысле поучения святого 16 века созвучны и нашей современности. Они, как и все творения преподобного Максима вошли в сокровищницу святоотеческой письменности, и доставляют духовное назидание всем, кто обращается к ним и в наши дни.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Санкт-Петербург. Сбор пасхальных подарков для подопечных епархиального центра милосердия
Акция «Красное яичко»
Челябинск. Пасхальный фестиваль
Вторая половина. Матушка Анна Набокова
Льюис. Аскетические перевёртыши. Часть 36. Священник Константин Корепанов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!