***
1. В этой книге рассказывается о жизни и духовном подвиге блаженной Матроны Анемнясевской, праведницы, жившей на Рязанской земле в первой половине XX века. В основу книги легло жизнеописание подвижницы, составленное при её жизни священником Николаем Правдолюбовым и его братом Владимиром, которые за эту рукописную книгу были арестованы и осуждены на долгие годы лагерей. Блаженную Матрону канонизировали как местночтимую святую Рязанской епархии в 1999 году, а в 2000 - на Юбилейном Архиерейском Соборе была причислена к лику всероссийских святых с прибавлением именования чина святости «исповедница». Вместе с блаженной Матроной в том же 2000 году к лику новомучеников и исповедников российских были причислены и составители её жития - священник Николай и Владимир Правдолюбовы.
2. Из жития известно, что блаженная подвижница - Матрона Григорьевна Белякова - с 8 лет была парализовала, перестала расти и передвигаться. Находясь в таком положении, девочка беспрестанно молилась Богу и Божией Матери. За смиренное несение своего мученического креста Господь даровал ей дар молитвы, по которой происходили чудеса. А главный ее дар был - утешать унывающих, ободрять малодушных, укреплять в людях веру в Бога. Как отмечает автор, еще при жизни, по воспоминаниям старожилов села Анемнясево, Матронушке в благодарность за ее помощь приносили лакомства – конфеты, пряники, печенье. Как ребенку… Впрочем, - пишет автор, - она и была ребенком. Ведь из-за своего недуга она до конца жизни оставалась маленькой, как восьмилетняя девочка.
3. Платьице Матронушки, закрывавшее ее до ступней, было всего 90 сантиметров в длину. И вот к этой-то, остановившейся в своем внешнем развитии девочке, сотни людей приходили со своими нуждами, скорбями и болезнями. Приходили не только жители окрестных мест, но и из дальних уголков необъятной России. Уроженка деревни Анемнясево Нина Степановна Тареева со слов своей матери говорила, что мимо окон их дома к Матроне постоянно шел поток людей. Порой все посетить Матронушку за день не успевали и просились к ним переночевать. Народ шел к блаженной, наслышанный о чудесах, происходивших по ее молитвам. Одни шли за исцелением от болезней, другие с духовными вопросами, третьи за простым житейским советом.
4. Матронушка вникала в проблему каждого посетителя, кого-то при тяжёлых обстоятельствах жизни ободряла и утешала, кого-то призывала к раскаянию за содеянные грехи, кого-то учила и наставляла. И каждому давала полезный совет, как быть в той или иной житейской ситуации. Духовник блаженной Матроны священномученик Александр Орлов свидетельствовал: «Я бывал у нее, знал о ее благочестивой жизни и мудрости, поэтому я действительно рассказывал верующим о ней, как о блаженной и праведнице, могущей давать мудрые советы по всем жизненным вопросам». Только подумайте, - говорит автор, – к кому шли натруженные мужчины, женщины и убеленные сединами старики и старушки? К девице, так и не познавшей взрослой жизни. К девице, которая только понаслышке знала о сложностях житейских и семейных отношений. К больной, парализованной девице, которая не могла даже привстать и с трудом шевелила своими маленькими ручками.
5. И тем не менее именно она, больная, парализованная Матронушка давала своим посетителям «мудрые советы по всем жизненным вопросам» в зависимости от тех условий и обстоятельств, среди которых жил тот или иной ее посетитель. Не знаю, - говорит автор, - найдется ли еще такой пример в истории человечества. Пример того, что человек, с детства прикованный к одру, знал бы все обстоятельства взрослой жизни. Знал так, словно переживал их лично, познал на собственном опыте.
6. Более того, Матронушка учила всех и духовной жизни! Не только мирян, но и священников, и монахов! Священник Александр Орлов, прямо говорил, что он жил по ее советам и других призывал к этому. Рассуждать о духовной жизни, да так, чтобы к ней за советом обращались священники, святая Матрона могла научиться только от Бога. От Него же, от Подателя всяческого, научилась она и молиться. Никогда не читавшая ни Евангелия, ни молитвослова, ни акафистника, блаженная наизусть знала и молитвы, и многие акафисты, и церковные песнопения. Вот какова, - отмечает автор, - сила Божией благодати! Благодаря ей, Матрона своим внутренним, духовным взором прозревала жизнь каждого из своих посетителей и давала необходимый совет.
7. Дом Матроны был духовным центром для верующих и после установления советской власти, у которой это вызывало озабоченность. Было постановлено «изъять Матрону Белякову» из родной деревни «как вредного элемента». Такая характеристика была дана сельсоветом: «Данная гражданка является вредным элементом в деревне, она своей святостью сильно влияет на темную массу отстающего населения не только деревни Анемнясево, но и всей округи». Священник Николай Правдолюбов и его брат Владимир готовили к печати книгу о Матроне Анемнясевской, на что донес один житель города Касимова. Так открыли дело под кощунственным названием «Попов Правдолюбовых и больного выродка Матрены Беляковой», по которому арестовали десять человек.
8. Было решено отправить Матрону на принудительное лечение. Потому как задержав «особо опасную гражданку Белякову», убить ее сотрудники НКВД побоялись, все-таки по всем показаниям она была «блаженная, святая, творила чудеса». Но и в тюрьму ее отправить не решились. А вдруг она там начнет заключенных учить молиться, читать акафисты, вдруг тюрьму в церковь превратит. Блаженную Матрону поместили в Дом хроников имени Радищева в Москве, где условия содержания были схожи с тюремными. Там она и умерла от сердечной недостаточности.
***
По словам Игоря Евсина, «житие блаженной Матроны Анемнясевской даёт нам пример того, как можно приобретать кротость и смирение, дабы в конечном счёте бремя Христово, Христов крест, возложенный на нас, стал для нас лёгким. Да, мы не праведники и достигнуть праведности, как её достигла Матронушка, мы, вероятно, не можем, но сверять свою жизнь с жизнью Христа для нас возможно, как возможно и достойное несение жизненного креста. А о том, как несла свой нелегкий крест блаженная Матрона Анемнясевская, без ропота, со смирением, с любовью к Богу и людям, рассказывает автор на страницах этой книги.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Ветхий Завет. «Коварство ближнего». Священник Константин Корепанов
Свет невечерний. Треугольный брат
Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
Хранители памяти. Временная выставка «Сотворение мира». Часть 2
Плод веры. Директор Центра классической и традиционной архитектуры МАРХИ Алексей Капустин. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!