***
1. Новый сборник проповедей протоиерея Артемия Владимирова, вышедший в свет в издательстве Антик, посвящён святым сёстрам праведного Лазаря – Марфе и Марии, принимавшим в своём доме Господа Иисуса Христа. В предисловии издания автор пишет: «Многие из нас, увы, готовы признаться в том, что «жизненная суета», или многозаботливость, составляет почти неодолимое препятствие для стяжания внимательной сердечной молитвы. Искренно и бескорыстно служа людям во славу Христа, мы тем не менее редко когда не рассеиваемся, как говорили в старину, «не окрадываемся» посторонними мыслями и образами, которые причиняют немалый ущерб нашему молитвенному предстоянию Создателю.
2. Как отмечает отец Артемий. Господь, некогда войдя под кров гостеприимного семейства Лазаря, обратил к собравшимся Своё слово, которое есть дух и жизнь. Пока хлопотливая Марфа заботилась о том, чтобы со всевозможной тщательностью накрыть стол для дорогого Гостя, премудрая Мария, сестра её, словно забыв обо всём внешнем, безотрывно взирала на Христа, с великим вниманием вбирая в себя глаголы вечной жизни. Это и было, по слову Господа нашего, «благой частью» Марии, что составляет неотъемлемое сокровище бессмертного человеческого духа. Данное сокровище именуется в аскетике «духовной молитвой», или «созерцанием».
3. Это духовное делание, по словам автора, является подлинным исполнением основной библейской заповеди: ...возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим! Мне хочется, - говорит отец Артемий, - предложить сегодня своим взыскательным читателям несколько проповедей о святых Марфе и Марии, произнесённых в разные годы на означенную тему. Как солнечный свет распадается на семь различных, но равно прекрасных цветов, так в этих беседах один и тот же предмет - сокровенная молитва сердца - рассматривается с разных сторон и в разном духовном контексте.
4. Автор сравнивает Евангелие с синем небом, на которое нам никогда не прискучивает смотреть. С его высоты льются на землю солнечные свет и тепло, и каждый новый час дня являет собой обновлённую величественную картину, доставляющую человеческому глазу неизъяснимое наслаждение. Таково и Евангелие, каждый эпизод которого бездонно глубок и открывает ученику Христову новые и новые грани Божественной премудрости. И пример тому автор находит в евангельском чтении на Богородичные праздники. А еще в эти святые дни мы слышим слова Спасителя о том, что блаженны слышащие Слово Божие и соблюдающие его. Весьма высоко, назидательно и спасительно это повествование, - отмечает автор.
5. К слову сказать, в этом повествовании ничего не говорится о Матери Божией, однако никто не был так внимателен к словам и заповедям Иисуса Христа, как Пресвятая Богородица. Никто, как Она, с величайшей бережностью не слагал в сердце своём всё слышанное от Господа. Никто столько не трудился в молитвенном уразумении слов Спасителя и не принёс столь обильный плод благодати в исполнении заповедей Иисуса Христа. Несомненно, - говорит отец Артемий, - что слова Господа «блаженны слышащие Слово Божие и соблюдающие его» напрямую относятся к Пресвятой Богородице, превзошедшей в добродетелях и всех людей, и Бесплотных Небесных Ангелов.
6. Между тем, по словам автора, - это повествование из Святого Евангелия относится и к нам. Пресвятая Дева действием Духа Божия преестественно зачала, выносила и родила истинного Богочеловека, Господа Иисуса Христа. А мы в час крещения приняли в недра наши Слово Божие, благодать Святого Духа. Матерь Божия сокрыла в Себе Бога во плоти, и в нас сокрыта искра Божества. Спаситель желает вселиться в нас в полноте, всецело освятив Собою человеческую природу. Ему подобает в нас пребывать, чтобы при нашем усердии мы соделались богами по благодати »причастниками Его Божества. Таким образом, Господь Иисус Христос таинственно входит в дом человеческой души, творя каждого из нас сосудом, обителью, в которой Христу надлежит почивать и возрастать, чтобы явить наконец полноту Божественной силы и власти.
7. Однако не всем дано познать тайну спасения. Почему? Этому, по словам священника, мешает наше легкомыслие, беспечность и рассеянность. Не каждый из нас осознает то, что является храмом Божиим, в котором должен жить Бог. Но человек, страдающий рассеянностью и суетностью, не отворяет двери своего сердечного дома Богу. Он не замечает, не слышит и не видит Спасителя, Который терпеливо стоит, ожидая Своего часа. Однако истинный молитвенник, - как говорит отец Артемий, - внимающий Слову Божию и исполняющий его, уже при этой жизни соединится со Спасителем, Который Свой благодатью хочет почивать в нашем сердце. Этой «благой части» Бог не лишает ни младенцев, ни родительниц, ни домохозяек, ни учителей, ни правителей.
8. В Богородичные праздники мы, по словам автора, всякий раз получаем назидание о том, по какому пути двигаться, чтобы полностью вверить себя Божественной благодати и предоставить Духу Святому возможность врачевать наши душевные и телесные раны. Всякий раз, слушая это евангельское чтение, мы размышляем о собственной жизни, о том, как соединить внутреннее и внешнее, созерцательное устроение души и благую деятельность. И конечно, - говорит отец Артемий, - ошибутся те, кто под предлогом непрестанной молитвы сложат руки, предоставляя иным хлопотуньям заниматься общественно полезными трудами, без которых человеческое общежитие устоять не может. К сожалению, весьма часто мы прикрываем собственную безответственность, леность, эгоизм «философским» устроением своей души. Кто я, Марфа или Мария? Задуматься над этим и другими вопросами поможет данная книга.
***
Каждый раз, когда мы за богослужением прославляем Божию Матерь или Ее святые иконы и слышим Евангельское чтение о «благой части», мы должны помнить, что в первую очередь эти слова относятся к Самой Богородице, избравшей эту «Благую часть». Каждый из нас хотел бы найти свою «благую часть» – обрести путь к совершенному единению с Богом. Как научиться восходить от внешнего подвига богоугождения к внутреннему, от видимого – к невидимому, от временного – к вечному, и рассказывает эта книга. Она адресована тем, кто почитает молитву главным делом своей жизни. Пусть же этот сборник, по словам автора, принесёт радость и духовное утешение боголюбивым читателям.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 16 мая 2024 года
Профессор А.И. Осипов. Время ускользает от нас. Часть 3
Профессор А.И. Осипов. Время ускользает от нас. Часть 2
Профессор А.И. Осипов. Время ускользает от нас. Часть 1
Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!