***
1. В сборник, вышедший в свет в издательстве «Синопсис», включены два произведения - «Исповедь блаженного Августина, епископа Гиппонского» и «Блаженная Моника. Мать блаженного Августина». По словам издателей, «Исповедь» считается первым образцом автобиографии в европейской литературе. Она охватывает часть жизненного пути блаженного Августина (33 года из около 40 прожитых им к моменту написания) и содержит повествование о его духовном поиске. Блаженную Монику почитают как покровительницу матерей. Ее непрестанная молитва за сына, блаженного Августина, спасла его от духовной гибели. Впоследствии он с благодарностью отмечал, что своим обращением в христианство он обязан молитвам матери.
2. Расскажем немного о блаженном Августине. По словам иеромонаха Серафима (Роуза), «чрезвычайно поучительная и плодотворная жизнь этого западного отца Церкви началась 13 ноября 354 года в маленьком городке Нумидии (в настоящее время Алжир) в Северной Африке. Его мать, святая Моника, благословила сына, осенив крестным знамением при рождении, и многие годы плакала и молилась с верой о его обращении ко Христу». В 370 году родители послали сына учиться в Карфаген. В совершенстве овладев латынью, Августин стал учителем грамматики в Тагасте, затем в Карфагене, а в 383 году уехал преподавать в Рим.
3. Затем друзья помогли ему устроиться преподавателем риторики в Милане. Там в 386 году он после многолетних духовных исканий, внутренней борьбы и пребывания вдали от истинного Бога принял христианство, крестившись у святителя Амвросия Медиоланского. После этого Августин вернулся в Африку, где епископ Гиппона - Валерий, уговорил его остаться при церкви и рукоположил в пресвитеры. С 391 года Августин начал учить и проповедовать в качестве помощника епископа, а в 395 - стал его преемником. На кафедре епископа Гиппонского Августин преданно служил Африканской Церкви. В 430 году во время осады города испанскими вандалами он скончался.
4. Сочинения блаженного Августина пользовались большой популярностью в России издавна. Перевод их на славянский язык имелся уже, по крайней мере, в начале 16 века. В книге «Исповедь» Августин раскрывает самые тонкие нюансы своей духовной борьбы, очень искренно описывает свою жизнь и основы своей веры во Христа, к которой он пришел после долгих лет пребывания в секте манихеев, мучительной внутренней борьбы и раздумий в поисках Истины. Но помимо собственных исканий в этом труде философа-богослова нашли отражение и его основные идеи, учение. В «Исповеди» блж. Августин много рассуждает о категориях времени и пространства. Все сочинение разделено на 13 частей, или, книг, как называет их сам автор.
5. На русский язык «Исповедь» блаженного Августина впервые была переведена в 1787 году проповедником Московской Духовной Академии иеромонахом Агапитом. Новый русский перевод был издан при журнале «Труды Киевской Духовной Академии» в 1866-69 годах. Без изменений оно было переиздано в 1880, 1901 и 1914 годах. На страницах этого сборника «Исповедь» приводится в переводе профессора Марии Ефимовны Сергеенко. Перевод был подготовлен в годы блокады Ленинграда, а опубликован впервые в 1975 году. А вот второе произведение, вошедшее в эту книгу, написано в 1892 году неизвестным автором. В свое время жизнеописание святой Моники было с восторгом встречено читателями, несколько раз переиздавалось и послужило источником многочисленных рассказов о матери блаженного Августина.
6. Святая воплотила в себе добродетели, которые помогли ей создать в семье благодатную среду, где царили вера, любовь и радость. При чтении ее жизнеописания блаженная Моника предстает перед нами верной христианкой, кроткой и благоразумной женой, любящей матерью, милосердной госпожой, терпеливой невесткой. О том, как достигла она такой добродетельной жизни, такого совершенства, и говорится на страницах издания. О жизни святой автор рассказывает: «Блаженная Моника родилась в 331 году в небольшом городке Тагасте, в Северной Африке. Родители ее были православными христианами и дали дочери хорошее воспитание. В числе слуг в доме была старая, добрая служанка, которая имела значительное влияние на воспитание Моники. Она прилагала все усилия, чтобы воспитать девочку в строго христианском, и даже в подвижническом духе.
7. Когда Моника достигла зрелого возраста, родители выдали ее замуж за язычника Патрикия, бывшего в то время управляющим городского округа. Он был человек добрый, но вспыльчивый. В нем, по мнению автора, Моника, имела прекрасное поприще для своего христианского возрастания. Она старалась обратить мужа к Богу, при этом не прибегала ни к рассуждениям, ни к упрекам. Главным образом действовала на него голосом своего сердца и своим добродетельным характером, чем, по рассказам сына Августина, вызывала не только любовь, но и удивление своего супруга. В минуты его гнева она отвечала смирением, кротким молчанием и сдержанностью истинной любви. 17 лет молилась Моника о своем муже-язычнике, который в конце жизни принял Святое Крещение.
8. Но не только мужа она привела ко Христу своим кротостью и терпением. Ее свекровь была надменной и своенравной женщиной. И служанки были под стать своим господам. Однако спустя какое-то время и свекровь, и слуги были покорены добродетельной жизнью Моники. И некоторые из них также приняли христианство. Долгие годы блаженная Моника вымаливала и своего сына, блуждавшего во мраке лжеучений и порока. Однажды один епископ сказал ей в утешение: «Не может быть, чтобы сын стольких слез погиб!» Благодаря молитвам Моники ее сын - блаженный Августин - пришел в лоно Церкви, стал одним из самых почитаемых христианских богословов и был причислен к лику святых. Подробнее обо всем этом говорится на страницах этой книги.
***
Мать блаженного Августина является для всех женщин достойным и убедительным образцом для подражания. Помогая окружающим ее людям найти истинный путь в жизни, она учила не столько словами, сколько личным примером. Об этом говорится как в жизнеописании, представленном на страницах книги, так и в «Исповеди» ее сына, блаженного Августина. Стоит отметить, что «Исповедь» - это не просто автобиография. Прежде всего - это богословские размышления святого о себе самом и его отношениях с Богом. Поэтому, эта книга будет очень полезна для тех, кто в нашем земном мире искренно ищет истинного Бога, ищет Истину, желает спасти себя от греха и заблуждений века сего, от вечной погибели, желает стать настоящим христианином.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 16 мая 2024 года
Профессор А.И. Осипов. Время ускользает от нас. Часть 3
Профессор А.И. Осипов. Время ускользает от нас. Часть 2
Профессор А.И. Осипов. Время ускользает от нас. Часть 1
Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!