У книжной полки. Игумения Тамара. Оставляю всем любовь свою

25 января 2024 г.

23 января 1890 года в семье великого князя Константина Константиновича и великой княгини Елизаветы Маврикиевны родилась «многожеланная девочка». У молодых родителей уже было два сына - князья Иоанн и Гавриил, и они очень хотели дочку. Отец заранее выбрал ей имя - Татиана - и препоручил себя воле Божией, чтобы его желание сбылось. По его же просьбе о ниспослании дочери в третьем чаде, рождения которого он ожидал, молились насельники Оптиной пустыни. И это его желание исполнилось накануне дня памяти святой мученицы Татианы. «Новая звездочка в Вашей семье засветилась...», - писал счастливому отцу поэт Апполон Майков. О том, как сложилась жизнь этой девочки, рассказывает книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию.

***

1. Эта книга вышла в свет в издательстве ПСТГУ в серии «Великие игумении» и называется – «Игумения Тамара: Оставляю всем любовь свою…». Книга посвящена жизненному пути игумении Спасо-Елеонского монастыря Тамары, рожденной княжны императорской крови Татианы Константиновны, троюродной сестры императора Николая II. Автор издания, кандидат исторических наук Галина Шевцова, отмечает, что на становление ее личности оказали влияние родители - великий князь Константин Константинович и великая княгиня Елизавета Маврикиевна, дядя - великий князь Дмитрий Константинович и тетя — королева Эллинов Ольга Константиновна. Об этом, как пишет автор, мы знаем из воспоминаний князя Гавриила Константиновича и дневников Константина Константиновича.

2. Как говорится в издании, великий князь Константин Константинович был глубоко верующим человеком. В вере он воспитывал и своих детей. Старшие братья княжны Татианы - Иоанн и Гавриил - были совсем маленькими, когда отец начал прививать им потребность в молитве. Он приходил к сыновьям в комнату попрощаться перед сном, ставил их на колени под образами на два стула, составленные рядом, и оба мальчика повторяли за отцом слова молитвы. Потом Константин Константинович относил их в кроватки. Для великого князя это были очень важные моменты: он предпочитал укладывать детей сам. Жить по церковным правилам было для этой семьи естественным: маленькие князья ежедневно совершали утреннее и вечернее молитвенное правило, знали тропари двунадесятых праздников, особо чтимых икон и святых.

3. Первые сведения о церковной жизни и истории Церкви младшие Константиновичи получали от родителей. Так, 5 октября 1891 года великий князь записал в дневнике, что накануне «в первый раз стал рассказывать Иоанчику и Гаврилушке Священную историю. Рассказал о Благовещении и Рождестве. И вот, стараясь передавать им эти евангельские повествования как можно проще, естественнее и в то же время картинно, я умилялся духом и должен был останавливаться, чувствуя, что слезы подступают к горлу». Все эти знания закреплялись на практике - и Константин Констаитинович, и Елизавета Маврикиевна регулярно водили детей в церковь, Привычка посещать богослужения в праздничные и воскресные дни формировалась с детства. Мальчики с юных лет прислуживали в алтаре и читали в храме. Отец внимательно наблюдал за поведением детей в храме и радовался, если они всё делали правильно.

4. Автор также рассказывает и об образовании детей в этой семье, о чем читатели узнают далее на страницах книги. Отметим лишь то, что родители желали дать детям настоящее русское воспитание, хотели, чтобы те некоторое время пожили в русской деревне, так как они ничего, кроме дворцов и дворцовых парков, не видели в России. Как отмечает автор, на фотографиях мы видим княжну Татьяну и ее братьев в крестьянской одежде — погружение в деревенскую жизнь было максимальным. Юные Константиновичи наслаждались привольем: много гуляли, ходили босиком, купались в прудах и реке, посещали окрестные обители и скиты, а также дружили и охотно общались с крестьянскими детьми. Кроме того, родители не ограждали детей от реальной жизни, от сложностей, с которыми сталкивались деревенские жители — трудами и заботами, болезнью и смертью, нищетой и горем. Такой воспитательный подход учил внимательности к окружающей действительности, умению не только ценить ее красоту, но и не проходить мимо чужих страданий.

5. В 1911 году Татьяна вышла замуж за князя Константина Александровича Багратион-Мухранского. В этом счастливом, но недолгом браке родилось двое детей: Теймураз и Наталия. Но первая мировая война отняла у нее самых близких людей: мужа и брата Олега, привела к ранней смерти отца. Революция завершила череду потерь, уничтожив в Алапаевской шахте троих ее братьев; был расстрелян в Петрограде дядя Дмитрий Константинович, об освобождении которого она безуспешно хлопотала. С двумя маленькими детьми – Теймуразом (1912) и Натальей (1914) Татьяна Константиновна покинула Россию. «Вера, что ее ведет промысел Божий, давали ей уверенность и спокойствие», – говорит автор о героине своей книги, которая посвятила жизнь служению Богу и людям.

6. В тяжелые годы беженства княгиня сознательно отказывалась от материальных благ и более двадцати лет была старостой Крестовоздвиженского храма в Женеве, помогала многим людям, используя свои обширные связи. По словам автора, события перебросили Татьяну Багратион-Мухранскую «из дворца в нищету эмиграции», но, оказавшись в Швейцарии, она сознательно выбрала жизнь в деревне, делая все своими руками, возделывая сад и огород и приучая к этому детей. В деревне ее знали, как Татьяну Багратион, она избегала представляться Романовой и вообще была очень простым в общении человеком.

7. В 1946 г. глава Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Анастасий (Грибановский) совершил иноческий постриг Татьяны, которая приняла его с именем Тамара (в память о царице Тамаре, потомком которой был ее муж). Митрополит определил ее к служению на Святой Земле в качестве настоятельницы Спасо-Вознесенского монастыря на Елеонской горе. Четверть века трудилась игумения Тамара на этом посту и за это время немало способствовала сохранению и развитию этой самой большой обители Русского Зарубежья и в целом – развитию русского монашества на Святой Земле. Большой объем архивных материалов, собранных живых свидетельств позволили автору ярко раскрыть образ этой подвижницы православия, о которой многие говорили: «Она была сама любовь».

***

Игуменья Тамара, настоятельница Спасо-Вознесенского женского монастыре на горе Елеон, а в миру, Её Высочество Княгиня Татьяна Константиновна, отошла ко Господу 28 августа 1979 года, в праздник Успения Божией Матери. В надгробном слове владыка Антоний (Медведев) вспоминал о матушке и ее кончине: «...это была поистине христианская кончина подвижницы... теперь я навсегда запомню, как на Святой горе Елеонской матушка игумения Тамара, дочь дивного представителя нашего многострадального царского рода, сменившая звание этого рода своего на смиренное монашество, отходила ко Господу, оставляя всем любовь свою, которая никогда не умирает». Подробнее о жизни матушки и ее трудах, рассказывает эта книга.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать