***
1. Эта книга вышла в свет в издательстве Благовест и называется «Духовное богатство. По творениям святителя Иоанна Златоуста». Это сборник душеспасительных и назидательных изречений святителя на различные духовно-нравственные темы, взятые из его творений и расположенные в алфавитном порядке. Это поучения о благодеяниях Божиих и о пути покаяния, о молитве и радости духовной, о терпении и Промысле Божием и многом другом. Предваряет эту духовную азбуку рассказ о жизни святителя. Как говорится в издании, родился он в Антиохии в 347 году, в знатной и богатой семье. Его отец умер вскоре после рождения сына, а мать, овдовев на 20 году своей жизни, не пожелала больше вступать в брак и отдала все силы воспитанию Иоанна.
2. Первые слова, прочитанные и написанные мальчиком, были взяты из Священного Писания, которое было любимым чтением матери. Эти первые уроки на всю жизнь запечатлелись в душе Иоанна. Получив должное образование, при этом познав суетность и тщетность светской жизни, он, после смерти матери вступил на путь иночества и поселился в уединенной обители. Вскоре святого Иоанна сочли достойным кандидатом для занятия епископской кафедры. Однако он из смирения уклонился от архиерейского сана. В это время святой Иоанн написал «Шесть слов о свяшенстве» — великое творение православного пастырского богословия. Четыре года провел он в трудах пустынножительства, написав в этот период и другие свои сочинения.
3. Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере, но телесное нездравие, вызванное непомерным аскетизмом, заставило его вернуться в Антиохию. В 381 году святитель Мелетий Антиохийский посвятил его во диакона. Последующие годы были посвящены созданию новых богословских творений: «О провидении», «Книга о девстве», «К молодой вдове», «Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников». В 386 году святой Иоанн был рукоположен во пресвитера. Последовавшие за тем двенадцать лет священства в Антиохии были, быть может, самыми счастливыми в его жизни. Пресвитер Иоанн ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем храм каждый день питал до трех тысяч дев и вдовиц, не считая больных, странников и заключенных.
4. Также на него возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Святой Иоанн оказался блестящим проповедником и за редкий дар Боговдохновенного слова получил от паствы наименование «Златоуст». Двенадцать лет святой при стечении народа, обычно дважды в неделю, а иногда ежедневно, проповедовал в храме, потрясая умы и сердца слушателей. В те времена не было средств массовой информации, а книги были очень дороги, и проповедь, по сути, оставалась единственным способом научить чему бы то ни было церковный народ. В центре проповеди пастыря всегда оставалось Священное Писание. И это неудивительно, ведь он всегда указывал на Писание как на основной и обязательный источник вероучения и нравственного назидания и считал, что именно «от незнания Писания произошли бесчисленные бедствия: отсюда произросла великая зараза ересей, отсюда — нерадивое житье, бесполезные труды».
5. Подобно тому, - говорил святитель, - как лишенные этого света не могут прямо идти, так и не взирающие на луч божественного Писания вынуждаются много и часто грешить, так как поистине ходят в самой глубокой тьме». Святой Иоанн всех призывал к прилежному слушанию и чтению Библии, говоря: «Это - пища души, это - ее ограждение; наоборот, не слушать Писания - для души голод и пагуба». Его интерес к Писанию - не был теоретический, именно там он находил самые важные указания для своей паствы: как жить по Евангелию, как исполнять волю Божию, как любить ближнего.
6. «Кто согласен с Писаниями, тот христианин, - говорил он, - а кто с ними не согласен, тот далек от истины». «Даже один вид Евангелия делает нас более воздержанными от греха, — замечал Златоуст, - а если присоединится и внимательное чтение, то душа, как бы вступая в таинственное святилище, очищается и делается лучше, ибо с нею через эти Писания беседует Бог». «Священные Книги, - говорит святитель, - это некое послание, писанное Богом из вечности к людям. Отсюда такая сила в чтении Библии. Когда человеколюбивый Владыка видит, как ревнуем мы о постижении его божественных слов, Он просвещает и озаряет наш ум и открывает истину нашей душе». «Чтение Божественного Писания, по словам святителя, подобно сокровищу. Как получивший из сокровища и малую частицу приобретает себе великое богатство, так и в Божественном Писании даже в кратком речении можно найти великую духовную силу и неизреченное богатство мыслей».
7. Святитель Иоанн проповедовал много и часто, и все его слова записывались скорописцами. В этот период он написал толкования на многие книги Священного Писания, которым Церковь и по сей день придает высочайший авторитет, а также более восьмисот бесед на отдельные библейские тексты, в похвалу святых, поучения на праздники и слова апологетические. После смерти святителя Иоанна Златоуста стали появляться «Эклоги» - сборники его бесед на самые разные темы: о любви, о душе, о молитве, о счастье и несчастье, о болезни и врачах, о высокомерии и тщеславии, о терпении и великодушии, о зависти и так далее. Эти сборники его бесед стали распространяться в христианском мире и были любимейшим чтением христиан всех времен, подлинной усладой их жизни. Эти сборники не потеряли своей актуальности и сейчас, и примером тому служит эта книга.
***
Наследие вселенского учителя, вошедшее в Священное Предание Православной Церкви и передающее богооткровенную истину, весьма обширно. И в наши дни творения, беседы, поучения, письма святителя Иоанна Златоуста читают с таким же неподдельным интересом, как и во время его земной жизни, а в выборе богословской тематики, деле проповедничества, методах истолкования Писания ему подражают на протяжении многих столетий. Из многочисленных творений святого отца для этой книги были выбраны некоторые душеспасительные и назидательные изречения. Они обращены к каждому из нас и представляет собой неоценимое «Духовное богатство».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Санкт-Петербург. Сбор пасхальных подарков для подопечных епархиального центра милосердия
Акция «Красное яичко»
Челябинск. Пасхальный фестиваль
Вторая половина. Матушка Анна Набокова
Льюис. Аскетические перевёртыши. Часть 36. Священник Константин Корепанов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!