***
1. Как рассказывают издатели, протоиерей Михаил Олекса был клириком, затем настоятелем кафедрального собора Святителя Иннокентия в Анкоридже (штат Аляска, США). Почти все пятьдесят лет своего священнического служения он посвятил этой удивительной земле и ее жителям, поэтому хорошо знает культуру, историю и быт коренных народов Аляски. По словам батюшки, включенные в этот небольшой сборник рассказы, составлялись на протяжении многих лет и были адресованы разным аудиториям. Они - о событиях, которые слишком удивительны, чтобы назвать их совпадениями, но не столь поразительны, чтобы отнести к великим чудесам.
2. Эти истории - обычные явления, которые равнодушный и светский человек мог бы посчитать случайностью, а верующий, вероятно, приписал бы Богу. Не вдаваясь в научные споры о существовании Творца, Его попечении и заботе о нас, я могу сказать, что не вижу лучшего логического и неопровержимого «доказательства», чем наша повседневная жизнь. Для знающих и любящих Бога Он «везде сый и вся исполняяй»! Он — источник всякой жизни, поэтому мы видим Его во всем живом, во всех растениях и животных и, конечно, друг в друге. «Покажите мне Бога, — возможно, спросит сомневающийся, — и я поверю». Верующий должен возразить: «А вы покажите, в чем нет Бога!»
3. В этом сборнике отец Михаил вспоминает удивительную историю, как благодаря «удачному стечению обстоятельств» оказался на Аляске, о которой мечтал и которой впоследствии посвятил всю свою жизнь. Вот как автор начинает свой рассказ: «Как только я узнал, что среди коренных жителей Аляски есть православные христиане, то тайно решил туда поехать. Ведь там были сосредоточены два явления, вызывавшие у меня интерес, - коренные жители Американского континента и православие, - и, чтобы там побывать, мне даже не нужен паспорт! Аляска — феномен, который я искренне хотел увидеть и изучить.
4. Узнав, что в августе 1970 года состоится прославление в лике святых одного из первых православных миссионеров, прибывших в Северную Америку из России - отца Германа, - я стал искать возможность там потрудиться, чтобы принять участие в торжествах. Такие события случаются раз в жизни. Я стал писать в различные учреждения и предлагать свои услуги. Те несколько ответов, которые мне поступили, содержали вежливый, но твердый отказ. Мои попытки оказывались безуспешными. Тогда же, по инициативе правительства штата Аляска, в аэропорту Сиэтла установили специальные информационные стойки. Сидящие за ними консультанты отговаривали желающих найти работу от путешествия на Аляску. Перспектива получить вакансию действительно была ничтожной. И тут вдруг стали происходить удивительные события, как будто был написан специальный сценарий». О том, какие это были события, читатели узнают из первого рассказа автора.
5. Далее автор рассказывает о преподобном Германе Аляскинском и перенесении его мощей в Кадьяк и прославлении святого. По словам автора, монах Герман был в числе первых православных миссионеров, которые, проделав путь в почти тринадцать тысяч километров и пройдя через всю Россию, а затем на корабле отправившись в Америку, 24 сентября 1794 года прибыли на остров Кадьяк. С юных лет он стал на иноческий путь и в делегации русских монахов, поехавших на Аляску для проповеди православия, играл одну из главных ролей. Но русских миссионеров там ожидала печальная участь. Некоторые погибли в море, кто-то принял мученическую смерть на Аляске, другие, столкнувшись с враждебным отношением со стороны участников Российско-американской компании и алеутов, возвратились на Родину.
6. Спустя десятилетие из православных миссионеров остался один монах Герман. Выжил он чудом. Согласно дошедшим до нас сведениям, в городе Кадьяк кто-то замышлял убить его. Отец Герман, чтобы сохранить мир и свою жизнь, перебрался на близлежащий Еловый остров, который также называют Спрус. Там он выкопал себе пещеру, в которой стал жить». Со временем он построил там часовню, а затем приют. Там же он и почил 26 декабря 1837 года. В 1894 году, спустя сто лет после прибытия проповедников на Аляску, местные жители возвели на могиле отца Германа часовню, которая стала местом паломничества. Там происходили чудеса исцеления. И даже не православные люди не могли отрицать, что могила монаха и протекающий рядом с ней святой родник — источник загадочных избавлений от недугов. И как отмечает автор, святой «по сей день обращает в православие жителей этой земли».
7. В 1969 году Архиерейский собор Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке определил совершать 9 августа память монаха Германа. Но поскольку его захоронение располагало в труднодоступном месте и тысячам людей, желающим помолиться у могилы подвижника, было бы тяжело туда добраться, было принято решение перенести его гроб в церковь Воскресения Христова в Кадьяке. Служил в этом храме отец Макарий, которому и поручили перенести святые останки монаха Германа. Подробнее эту также удивительную историю вы узнаете из второго рассказа батюшки. Рассказывает автор и о своем служении на Аляске, о своих путешествиях в разные страны, в том числе и в Россию, и о замечательных людях, встреченных им на жизненном пути, о традициях, которые чтут местные жители, о захвате двух островов Алеутского архипелага во время Великой отечественной войны.
8. Батюшка вспоминает о том, как даже неприятности оборачивались ко благу. Он рассказывает о простых людях и настоящих праведниках. В каждой его строчке чувствуется любовь к Аляске и ее жителям, уважение к их мудрости и культуре, а также благоговение перед удивительным и непостижимым Промыслом Божиим. Отец Михаил пишет очень просто, интересно и доступно даже для невоцерковленного человека. Он как бы приглашает всех нас в удивительное путешествие на православную Аляску.
***
По словам автора, греческие отцы учат, что Бог не только сотворил мир, сколько бы тысячелетий ни прошло, но сохраняет его от одного мгновения до другого. Мир созидается в это конкретное мгновение, а затем — в следующее, и так далее. Вся вселенная говорит о Боге как о своем Источнике, Творце, Защитнике, Цели и Смысле. Безусловно, найдутся те, кто поставит под сомнение такое восприятие видимого мира и сотворенной вселенной, но их логические, рациональные доводы никогда не смогут поколебать и разрушить веру людей, жизнь которых каждый день исполнена чудес. Эта книга будет интересна всем, кто любит истории о настоящих чудесах, а также рассказы о других странах и народах, их культуре, быте и традициях.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Санкт-Петербург. Сбор пасхальных подарков для подопечных епархиального центра милосердия
Акция «Красное яичко»
Челябинск. Пасхальный фестиваль
Вторая половина. Матушка Анна Набокова
Льюис. Аскетические перевёртыши. Часть 36. Священник Константин Корепанов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!