У книжной полки. Что значит быть христианином

12 февраля 2024 г.

После кончины святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, память которых совершается сегодня, в христианском обществе возникла распря о том, кто из них выше по достоинству и ближе к Богу. Чтобы утолить этот раздор, угрожавший миру Церкви, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились святители и, объявив, что они равны перед Богом, повелели прекратить спор и установить общий день празднования их памяти. Так, 12 февраля, весь православный мир стал праздновать Собор трех святителей. И сегодня мы хотим предложить вашему вниманию сборник поучений одного из этих святых, а именно святителя Иоанна Златоуста, который учит каждого из нас, «Что значит быть христианином».

***

1. «Кто хочет, пусть поражает меня, кто хочет, пусть побивает меня камнями, кто хочет, пусть ненавидит меня: злоумышления служат для меня залогом венцов, и по числу ран я ожидаю наград. Я не боюсь злоумышления, одного только боюсь — греха. Только бы во грехе не уличил меня кто-нибудь, и тогда пусть враждует против меня вся вселенная — эта вражда делает меня более славным. Этому и вас хочу я научить». Такими словами святителя Иоанна Златоуста открывается книга - «Что значит быть христианином», вышедшая в свет в издательстве Сибирская Благозвонница. Много лет изо дня в день святой архипастырь изучал книги Священного Писания, толковал их, составлял проповеди, писал письма в разные уголки империи. И всё это он делал для того, чтобы вверенная ему паства не заблудилась в развращенном мире, но всегда пребывала с Богом.

2. Сегодня сочинения святителя по-прежнему актуальны, и они помогают нам разобраться во многих вопросах христианской жизни. В этом сборнике помещены лишь малые выдержки из многочисленных творений святого отца по самым разным темам: о любви к Богу и ближнему, о добродетелях и страстях, об отношениях в семье и воспитании детей, в общем, всё о том, что учит нас жить по-христиански в этом бушующем мире и оставаться христианами. Вся книга разделена на семь частей, и первая из них называется – «О любви к Богу». Здесь содержатся следующие наставления: «О любви Бога к людям», «О благодарности Богу», «Любящему Бога невозможно грешить», «Заповеди Божий и заповеди диавола», «О наградах, которые Бог уготовал любящим Его».

3. Наставляя в том, «Как стяжать любовь к Богу», святитель в частности пишет: «Пусть никто не говорит мне: «Как могу я любить Бога, Которого не вижу?» И многих мы любим, не видя их, как, например, отсутствующих друзей, детей, родителей, родственников и домашних, и то, что мы не видим их, нисколько не служит препятствием, но это самое особенно и воспламеняет любовь, усиливает привязанность. Ты не видишь Бога, - говорит святой Златоуст, - но видишь создание Его, видишь дела Его: небо, землю, море. А кто любит, тот, увидев произведение любимого, или обувь, или одежду, или что-нибудь другое, воспламеняется любовью. Ты не видишь Бога, но видишь Его служителей и друзей, то есть мужей святых и имеющих перед Ним дерзновение. Послужи же теперь им и будешь иметь немалое утешение для своей любви».

4. Во второй части, которая называется «О добродетелях», читатели найдут «Увещание святителя к подвигам добродетели», узнают, что служит «Основанием всех добродетелей», рассмотрят некоторые из них. «Мы должны, - говорит святой Иоанн, - устраивать свою жизнь с такой тщательностью, как те, кому скоро предстоит дать отчет и в словах, и в делах, и в самых помышлениях своих. Итак, не станем пренебрегать своим спасением. Ничего нет равного добродетели, возлюбленный! Она и в будущем веке исхитит нас из геенны и откроет путь в Царство Небесное, и в настоящей жизни ставит выше всех, всуе и напрасно злоумышляющих на нас, делает сильнее не только людей, но и самих демонов и врага нашего спасения, то есть диавола».

5. «Добродетель же, по словам святителя, - состоит в том, чтобы презирать все людское, ежечасно помышлять о будущем, не прилепляться ни к чему настоящему, но знать, что все человече­ское есть тень и сон и даже ничтожнее этого. Добродетель состоит в том, чтобы по отношению к вещам этой жизни быть как бы мертвым, также и по отношению к вредному для спасения души быть бездейственным, как бы мертвым, но жить и действовать только для духовного, как и апостол Павел сказал: Уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2, 20)».

6. В третьей части собраны поучения святителя «О страстях», о том, что они из себя представляют. Святой Иоанн рассматривая такие страсти, как гордость, тщеславие, самолюбие, чревоугодие, гнев, памятозлобие, зависть, сребролюбие и другие, показывает, как эти греховные состояния влияют на человека и к чему приводят. И поскольку грех — это духовная болезнь, в четвертой части книги читателям предлагаются духовные врачества. «Церковь, - учит святитель, - есть духовная лечебница, и приходящие сюда должны получать соответствующие врачества, прилагать их к своим ранам, и с этим уходить отсюда. А что одно слушание, без исполнения на деле, не принесет никакой пользы, об этом послушай блаженного Павла.

7. А он говорит: «Не слышателие бо закона праведни пред Богом, но творцы закона... оправдятся» (Рим.2:13). И Христос, в своей проповеди, сказал: «Не всяк глаголяй ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное: но творяй волю Отца моего, иже есть на небесех» (Мф.7:21). Итак, возлюбленные, - говорит Златоуст, - зная, что нам не будет никакой пользы от слушания, если не последует за ним исполнение на деле, будем не только слушателями, но и исполнителями, чтобы дела, соответствующие словам, послужили основанием одушевленного слова». И далее автор говорит о пользе поста и как должно поститься, как получить прощение грехов и о ежедневном испытании совести, об истинном покаянии и вреде самооправдания.

8. Напоминает о том, что Тело Христово — это лекарство вечной жизни. Учит, как готовиться к причащению Святых Христовых Таин, как следует приступать к Святой Чаше. Говорит архипастырь и о пользе чтения Евангелия, которое он сам читал постоянно, всех призывал к прилежному слушанию и чтению Библии, говоря: «Это - пища души, это - ее ограждение; наоборот, не слушать Писания - для души голод и пагуба». Также здесь читатель найдет наставления крестном знамении, о почитании воскресного дня, о силе церковной молитвы, о пользе посещения храма Божия. Обращается святитель и к тем, кто разговаривает в храме, а также увещевает тех, кто в церковь не ходит.

***

А еще о любви к ближним, о семье, как малой Церкви и о жизни, как о море житейском говорит в этой книге святитель Иоанн Златоуст - вселенский учитель Православной Церкви, один из трех ее «великих святителей», озаривших мир светом истинного христианского учения. Вот уже более 16 веков Церковь с благодарностью пользуется бесценным наследием святителя, которое составляет целую библиотеку богословской литературы ее золотого века. И как в дни жизни святого отца, так и сейчас, творения Златоустого писателя, были и будут любимым чтением жаждущих премудрости православных христиан, и никогда не утратят своей актуальности. 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать