***
1. «Кто хочет, пусть поражает меня, кто хочет, пусть побивает меня камнями, кто хочет, пусть ненавидит меня: злоумышления служат для меня залогом венцов, и по числу ран я ожидаю наград. Я не боюсь злоумышления, одного только боюсь — греха. Только бы во грехе не уличил меня кто-нибудь, и тогда пусть враждует против меня вся вселенная — эта вражда делает меня более славным. Этому и вас хочу я научить». Такими словами святителя Иоанна Златоуста открывается книга - «Что значит быть христианином», вышедшая в свет в издательстве Сибирская Благозвонница. Много лет изо дня в день святой архипастырь изучал книги Священного Писания, толковал их, составлял проповеди, писал письма в разные уголки империи. И всё это он делал для того, чтобы вверенная ему паства не заблудилась в развращенном мире, но всегда пребывала с Богом.
2. Сегодня сочинения святителя по-прежнему актуальны, и они помогают нам разобраться во многих вопросах христианской жизни. В этом сборнике помещены лишь малые выдержки из многочисленных творений святого отца по самым разным темам: о любви к Богу и ближнему, о добродетелях и страстях, об отношениях в семье и воспитании детей, в общем, всё о том, что учит нас жить по-христиански в этом бушующем мире и оставаться христианами. Вся книга разделена на семь частей, и первая из них называется – «О любви к Богу». Здесь содержатся следующие наставления: «О любви Бога к людям», «О благодарности Богу», «Любящему Бога невозможно грешить», «Заповеди Божий и заповеди диавола», «О наградах, которые Бог уготовал любящим Его».
3. Наставляя в том, «Как стяжать любовь к Богу», святитель в частности пишет: «Пусть никто не говорит мне: «Как могу я любить Бога, Которого не вижу?» И многих мы любим, не видя их, как, например, отсутствующих друзей, детей, родителей, родственников и домашних, и то, что мы не видим их, нисколько не служит препятствием, но это самое особенно и воспламеняет любовь, усиливает привязанность. Ты не видишь Бога, - говорит святой Златоуст, - но видишь создание Его, видишь дела Его: небо, землю, море. А кто любит, тот, увидев произведение любимого, или обувь, или одежду, или что-нибудь другое, воспламеняется любовью. Ты не видишь Бога, но видишь Его служителей и друзей, то есть мужей святых и имеющих перед Ним дерзновение. Послужи же теперь им и будешь иметь немалое утешение для своей любви».
4. Во второй части, которая называется «О добродетелях», читатели найдут «Увещание святителя к подвигам добродетели», узнают, что служит «Основанием всех добродетелей», рассмотрят некоторые из них. «Мы должны, - говорит святой Иоанн, - устраивать свою жизнь с такой тщательностью, как те, кому скоро предстоит дать отчет и в словах, и в делах, и в самых помышлениях своих. Итак, не станем пренебрегать своим спасением. Ничего нет равного добродетели, возлюбленный! Она и в будущем веке исхитит нас из геенны и откроет путь в Царство Небесное, и в настоящей жизни ставит выше всех, всуе и напрасно злоумышляющих на нас, делает сильнее не только людей, но и самих демонов и врага нашего спасения, то есть диавола».
5. «Добродетель же, по словам святителя, - состоит в том, чтобы презирать все людское, ежечасно помышлять о будущем, не прилепляться ни к чему настоящему, но знать, что все человеческое есть тень и сон и даже ничтожнее этого. Добродетель состоит в том, чтобы по отношению к вещам этой жизни быть как бы мертвым, также и по отношению к вредному для спасения души быть бездейственным, как бы мертвым, но жить и действовать только для духовного, как и апостол Павел сказал: Уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2, 20)».
6. В третьей части собраны поучения святителя «О страстях», о том, что они из себя представляют. Святой Иоанн рассматривая такие страсти, как гордость, тщеславие, самолюбие, чревоугодие, гнев, памятозлобие, зависть, сребролюбие и другие, показывает, как эти греховные состояния влияют на человека и к чему приводят. И поскольку грех — это духовная болезнь, в четвертой части книги читателям предлагаются духовные врачества. «Церковь, - учит святитель, - есть духовная лечебница, и приходящие сюда должны получать соответствующие врачества, прилагать их к своим ранам, и с этим уходить отсюда. А что одно слушание, без исполнения на деле, не принесет никакой пользы, об этом послушай блаженного Павла.
7. А он говорит: «Не слышателие бо закона праведни пред Богом, но творцы закона... оправдятся» (Рим.2:13). И Христос, в своей проповеди, сказал: «Не всяк глаголяй ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное: но творяй волю Отца моего, иже есть на небесех» (Мф.7:21). Итак, возлюбленные, - говорит Златоуст, - зная, что нам не будет никакой пользы от слушания, если не последует за ним исполнение на деле, будем не только слушателями, но и исполнителями, чтобы дела, соответствующие словам, послужили основанием одушевленного слова». И далее автор говорит о пользе поста и как должно поститься, как получить прощение грехов и о ежедневном испытании совести, об истинном покаянии и вреде самооправдания.
8. Напоминает о том, что Тело Христово — это лекарство вечной жизни. Учит, как готовиться к причащению Святых Христовых Таин, как следует приступать к Святой Чаше. Говорит архипастырь и о пользе чтения Евангелия, которое он сам читал постоянно, всех призывал к прилежному слушанию и чтению Библии, говоря: «Это - пища души, это - ее ограждение; наоборот, не слушать Писания - для души голод и пагуба». Также здесь читатель найдет наставления крестном знамении, о почитании воскресного дня, о силе церковной молитвы, о пользе посещения храма Божия. Обращается святитель и к тем, кто разговаривает в храме, а также увещевает тех, кто в церковь не ходит.
***
А еще о любви к ближним, о семье, как малой Церкви и о жизни, как о море житейском говорит в этой книге святитель Иоанн Златоуст - вселенский учитель Православной Церкви, один из трех ее «великих святителей», озаривших мир светом истинного христианского учения. Вот уже более 16 веков Церковь с благодарностью пользуется бесценным наследием святителя, которое составляет целую библиотеку богословской литературы ее золотого века. И как в дни жизни святого отца, так и сейчас, творения Златоустого писателя, были и будут любимым чтением жаждущих премудрости православных христиан, и никогда не утратят своей актуальности.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Санкт-Петербург. Сбор пасхальных подарков для подопечных епархиального центра милосердия
Акция «Красное яичко»
Челябинск. Пасхальный фестиваль
Вторая половина. Матушка Анна Набокова
Льюис. Аскетические перевёртыши. Часть 36. Священник Константин Корепанов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!