***
1. Главное отличие этого молитвослова от всех других в том, что вы не найдете в нем утреннего и вечернего правила, канонов и последования ко Причастию, не найдете акафистов, не найдете часов Пасхи, не найдете тропарей двунадесятых праздников. Тогда из чего же он состоит? Из молитв, очень простых, самых разных, для многих ситуаций и нужд, и все они были написаны одним человеком - святым праведным Иоанном Кронштадтским. Так он обращался к Богу, к Божией Матери, к святым. У него не было необходимости придумывать что-то новое, Церковь с первых веков своей истории хранит огромное количество глубочайших молитвословий. И эти молитвы появились не от недостатка молитв, они родились от избытка внутреннего горящего чувства, которое побуждает сказать, воскликнуть, обратиться к Богу именно так, как сейчас требует сердце.
2. Всероссийский молитвенник и чудотворец святой праведный Иоанн Кронштадтский был образцом православного священника не только в России, но во всей вселенной. По его молитве изливалось море чудес, и всех посещала Божия милость и Благодать. О пастырском облике отца Иоанна рассказывал протоиерей Сергий Четвериков: «В отце Иоанне особенно поразительна необычайная целостность и жизненность его пастырского служения. Он не выделяется ученостью, не является суровым подвижником-аскетом, как сам о себе говорит, но он весь горит духом пламенной ревности и самоотверженной любви к Богу, действенной, сострадательной любви ко всем труждающимся и обремененным людям, в служении которым он не знал не отдыха, ни утомления.
3. Как воспитался в нем этот пастырский дух? И если он был свойствен ему по природе, то как он смог его в себе сохранить, углубить, довести до высокой степени напряжения, не охладить и не растерять его в житейской суетливой повседневности и деловитости, как это нередко бывает с другими пастырями? На все эти вопросы он сам дает ответ ясный и определенный в своей книге «Моя жизнь во Христе» и в других своих писаниях, беседах и книгах. Из этой его исповеди мы, - говорит отец Сергий, - узнаем, что уже с самого раннего детства он не жил обычными житейскими интересами, но всею душою уходил в мир небесных созерцаний, и этому очень содействовала окружавшая его обстановка.
4. Родился он 19 октября (ст.ст) 1829 года в бедном селе Архангельской епархии, в семье бедного псаломщика, хилым и болезненным мальчиком. «За слабостью здоровья», как записали в метрической книге, он был крещен в доме в день своего рождения и наречен в честь преподобного Иоанна Рыльского. В детские годы он впервые в своей деревенской убогой церкви познал красоту Православия и всею душой полюбил эту красоту. Мальчик горячо отдавался молитве и уже в это время удостоился небесных явлений. «Когда ему было 6 лет, - рассказывает его жизнеописатель, - он однажды увидел в комнате ангела, блиставшаго небесным светом, и очень смутился, но ангел сказал ему, что он его Ангел-Хранитель, соблюдающий, охраняющий и спасающий его от всякой опасности».
5. «Идя в школу, мальчик никогда не проходил мимо своей приходской церкви, не остановившись перед нею для молитвы. Он сопровождал своего отца в церковь и знакомился там с содержанием богослужебных книг и на всю жизнь полюбил чтение этих книг. Впоследствии он не раз говорил, что все свое духовное содержание он почерпнул из них. Это его признание имеет чрезвычайно важное значение: на богослужебных книгах воспитывалось его православное, пастырское самосознание. В своем дневнике он пишет: «Если вы хотите видеть во всем небесном свете образ Православия нашей Церкви, прочитайте весь круг наших богослужебных книг, и вы увидите, какое это чудное учреждение на земле, не человеческое, а божественное».
6. Когда отец Иоанн стал священником, то корнем его духовной и пастырской жизни стало ежедневное служение Божественной Литургии и соединенное с этим ежедневное Причащение Святых Христовых Таин. Главным же трудом его стал дневник, который стал известным под названием - «Моя жизнь во Христе». В нем, как и в своих проповедях, письмах, речах, он говорит о том, что мы обязаны просить с полной уверенностью, с верой, что получим просимое. Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам. Отец Иоанн всю жизнь просил, всю жизнь искал и стучался к Богу, и ему по его молитвам Господь подавал просимое, по его молитвам Господь исцелял и воскрешал, по его молитвам люди отказывались от своей грубой и порочной жизни. По его молитвам многие находили в себе силы искренне покаяться и вернуться в Церковь, в объятия Божии.
7. Святой Иоанн никогда не сомневался в Боге, верил Ему, верил, что, если Господь сказал просить и мы получим, мы не имеем права усомниться. В книге «Что сказать Богу?», которую составил Иван Рубцов, вы найдете цитаты о молитве святого Иоанна из его дневника. Они обращены к Богу, Божией Матери и Церкви. Вы найдете в книге также молитвы о себе и ближних (о благополучии, о прощении грехов, о даровании благ, об исцелении и спасении от опасности, о впавших в различные страсти) и молитвы священника. Каждый, кто держит в руках эту книгу, сможет прикоснуться к духовной жизни великого святого Русской Церкви и попытаться понять, как именно молился он.
8. По словам отца Сергия Четверикова, «все размышления о. Иоанна о молитве ценны тем, что они являются выражением его живого личного молитвенного опыта. Они не вычитаны им из книг подвижников. Все, написанное им – им пережито, выливается из глубины души, пережившей эти молитвенные состояния, и потому его слова так жизненны, так понятны и близки каждому, находят такой живой отклик в каждой человеческой душе, так поднимают дух читающего их».
***
«Богатырем духа» называли святого праведного Иоанна Кронштадтского. Он имел величайший дар молитвы и глубоко верил, что Господь настолько близок к верующему христианину, как собственное его тело и сердце. И если мы, - говорят издатели, - начнем обращаться к Богу так же, как и святой Иоанн, – искренно, с сердечным чувством и верой, тогда увидим, что Господь всегда подает просимое любящим Его и уповающим на Его милость. Это издание будет полезно всем стремящимся к искренней и сердечной молитве и тем, кто почитает великого угодника Божия святого праведного Иоанна Кронштадтского.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 16 мая 2024 года
Профессор А.И. Осипов. Время ускользает от нас. Часть 3
Профессор А.И. Осипов. Время ускользает от нас. Часть 2
Профессор А.И. Осипов. Время ускользает от нас. Часть 1
Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!