Свет невечерний. Ядерный щит Русской Церкви

16 января 2024 г.

В нашем монастыре когда-то жил послушник, который от братии получил прозвище отец Ной. Не потому, что он был долгожитель или пережил наводнение, а потому, что он все время бормотал какие-то недовольные слова и, что бы ни случилось, все ему было не так. То есть он получил свое прозвище потому, что все время ныл, был недовольный, тревожился и выдвигал массу разных претензий.

Такое случается иногда даже по естественным причинам: например, у человека плохо работает поджелудочная железа или какие-то проблемы с сахаром. Всякое в жизни бывает. Поэтому к людям с такими особенностями нужно относиться снисходительно и поддерживать их добрым словом, как, собственно, у нас в монастыре всегда и велось.

Но есть категория церковных людей, отличающихся этой особенностью. Можно сказать, что и некоторые приходские батюшки страдают этим, но есть еще класс церковных людей, которые тоже подвержены этой манере, этой особенности (в какой-то степени это даже модно). Это так называемые богословы (назовем их так) – довольно широкий круг людей, очень важных для Церкви, которые занимаются церковной наукой и церковным просвещением. Среди них является в какой-то степени модным все время роптать на то, что они никому не нужны, их книги и переводы не нужны. И прочее.

Надо сказать, что во многом они правы, потому что эти важные для Церкви люди, на мой взгляд, остаются в нашем церковном обществе недооцененными. В чем причина этой недооцененности? Может быть, мы боимся их переоценить? Или, может быть, это проблема всецерковного масштаба, которую нужно правильно осмыслить?

Дело в том, что у Церкви, как и у государств, которые находятся во взаимодействии друг с другом (и не всегда это взаимодействие бывает мирным), тоже есть, если хотите, своя армия, свой спецназ и даже свое ядерное оружие. У Поместной Церкви должен быть свой ядерный щит. Ядерное оружие в государстве – это оружие сдерживания. Ядерное оружие стараются никогда не применять, но оно присутствует, добавляет веса, и в любой момент государство может им воспользоваться. Этот последний довод всегда немо присутствует в переговорах, в принятии решений.

Так вот, на мой взгляд, одним из важнейших моментов церковного суверенитета, или церковной самостоятельности, признаком Поместной Церкви является богословский суверенитет, то есть наличие самостоятельной крепкой богословской школы. Богословская школа и богословская наука являются таким ядерным щитом, к которому зрелая Поместная Церковь может прибегнуть в споре, дискуссии не только с другими Поместными Церквями, но и в вызовах, которые сыплются на Церковь. В последнее время эти вызовы растут просто в геометрической прогрессии, потому что общество развивается очень стремительно, и Церковь должна уметь давать ответы на самом глубоком профессиональном уровне.

Мы понимаем, что богословская школа – очень сложный организм, который нужно выращивать, поддерживать, который требует преемства поколений, требует традиции, накопления опыта, долгосрочной стратегии, длинной стратегической мысли. Уже прошло несколько десятков лет, как Церковь стала свободной, избавилась от гнета атеистического государства, и богословская наука развивается. Но будто бы не чувствуется ценности развития богословской мысли, накопления богословского опыта, ценности в Церкви настоящего ученого богослова, который выполняет свое служение не вопреки церковной системе, а благодаря ей. Такая проблема есть.

На эту тему написано очень много книг, много сказано. Я не принадлежу к числу церковных ученых, мне просто хотелось озвучить один из аспектов этой проблемы, который, как мне кажется, решается сейчас, но на него нужно обратить внимание не только иерархам, но прежде всего самим богословам и простым церковным людям.

Когда богословы ропщут на то, что их не читают, не публикуют, их труды никому не нужны, на самом деле они во многом правы – их недооценивают, и это факт. Богословы и вообще ученые – сродни художникам и музыкантам: они очень ранимые, требуют опеки, их нужно поддерживать. Но их ценность и правильный взгляд на их труд возрастет не тогда, когда на их проблемы обратит внимание церковная иерархия и будет выстраивать систему (что, собственно, у нас происходит), а когда будет брошено много усилий на формирование среднего богословского класса, если хотите. Это то, что в XIX веке называли просвещенной публикой.

Ученые собираются на конференции, у них есть свои закрытые клубы, они друг перед другом читают доклады, выпускают журналы, монографии. Это все прекрасно, замечательно, но нет среднего богословского класса, просвещенной церковной публики, которая на досуге читала бы богословские журналы и была бы настолько просвещена, чтобы различать ценность той или иной монографии. Даже если это будет не специалист, а простой мирянин, который печет пироги или занимается бизнесом, но при этом это просвещенный мирянин, который принадлежит к среднему богословскому классу и ему не нужно проходить ликбез, ему не нужно разъяснять ключевые богословские термины.

Мне кажется, много сил должно быть брошено, в том числе и самими богословами, на грамотную, профессиональную и качественную популяризацию богословского знания. С одной стороны, и богословами, и иерархами должны быть брошены силы на формирование этого среднего богословского класса. С другой стороны, церковный народ должен все-таки найти вкус к богословскому образованию. Я считаю, что в наше время стыдно мирянину, обычному христианину ходить в храм, не окончив каких-нибудь богословских курсов. По-моему, это недопустимо. Сейчас масса возможностей пройти краткосрочные курсы. Есть очень много курсов по Священному Писанию, по писаниям пророков, по Новому Завету, по посланиям апостола Павла, соборным посланиям, Псалтири.

Бывает, человеку нужно детей поднимать, у него нет времени на это, но всегда в жизни наступает такой период, когда можно позволить себе такой ученый богословский досуг. Мне кажется, в наше время нет извинения ни для иерархов, ни для богословов, ни для простых мирян и священников, которые не повышают своего среднего богословского уровня. Мы все должны стать просвещенной публикой. Церковь должна быть территорией просвещенной публики, средним богословским классом, чтобы нас не провели на мякине лжестарцы, лжебогословы и разные авантюристы, которые под видом богословия выдают не только откровенную ересь, но и просто затуманивают людям мозги. И все из-за того, что мы ленивы и нелюбопытны, как говорит классик.

Поэтому все силы нужно бросить на просвещение. Я знаю епископов, которые, будучи уже состоявшимися иерархами, получают образование в университетах (даже светских), пишут рефераты, защищают дипломы. Знаю священников, которые не перестают образовываться, получают дополнительное образование. И миряне должны обязательно воспользоваться всеми силами, чтобы сформировать так нужный сейчас (да и во все времена) настоящий богословский ядерный щит Русской Церкви.

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать