Свет невечерний. Не торопись со спасением

12 марта 2024 г.

Святитель Григорий Богослов, пожалуй, самый авторитетный, самый глубокий из восточных отцов Церкви, прожил трудную жизнь. Это был образованнейший человек своего времени, оратор, мыслитель и подвижник благочестия, человек чистейшей жизни. Тем не менее, как и многие по-настоящему святые люди, он хлебнул достаточно лиха в своей жизни.

Представьте, он был в Константинополе единственным православным священником. Казалось бы, православный Константинополь, переполненный храмами; верующие люди, царский двор, все крещеные, но при этом все ариане, ни одного храма Божия. Из-за отсутствия храма он был вынужден попросить своего друга сенатора предоставить свой дом для молитвы. Фактически именно в этом храме, который он назвал «Анастасия», он совершал богослужение и приводил к истинной вере своих современников и сограждан.

Представьте, если бы в православной Москве, в которой сорок сороков храмов и множество монастырей, вдруг оказался единственный храм в какой-то квартирке на 12-м этаже, где остался последний православный священник. Кто знает, может быть, мы доживем и до таких времен.

Такие эпизоды в истории Церкви уже были неоднократно. И святитель Григорий Богослов как раз был таким удивительным священником и епископом, который в еретическом Константинополе совершал подлинное богослужение. Арианство – это не просто ересь, это самоубийство христианства. Арианская ересь – это страшная мысль, которую страшно и представить. Но за его труды, за его удивительные богословские речи, которые он произносил, за гениальные стихи, которые он написал, современники «отблагодарили» его ссылкой в заштатный маленький городишко. Его практически выгнали из Константинополя, когда Константинополь перестал быть еретическим.

У святителя Григория Богослова есть удивительная поэма, написанная по всем законам античного стихосложения, скорбная элегия, которая называется «Сон о церкви Анастасии». Текст интересный для нас во многих аспектах, но я хотел бы отметить один момент как утешение для современного читателя. Он пишет о церкви Анастасии, в которой ему было хорошо, в которой его окружали верные люди. Церковь не была расписана, там не было колонн, это было просто жилище некоего сенатора, пусть человека и небедного, но все-таки это был не возвышенный и нарядный храм Божий, а всего лишь жилище обычного гражданина. В то время святителя Григория окружали верные люди, друзья. Он утешал их своим словом и замечал, что многие другие проповедники могут подписаться под его словами; замечал, как его слово, которое он говорил как епископ, как служитель Господа, преображало слушателей. И об этом чуде, совершающемся у него на глазах, он вспоминает в поэме, посвященной этим светлым годам своей жизни. Вот что он говорит:

…Как виноградная гроздь, что от теплых лучей потемнела,

кислой не будет уже, день ото дня становясь

мягче и слаще, но все ж не назвать ее также и спелой:

зелена часть у нее, часть – и черна, и сладка,

так понемногу народ созревал в добродетели нашей.

С радостью я сознавал в больших точилах нужду...

Святитель Григорий Богослов рассказывает о том, как он произносит слово – и люди постепенно меняются. Меняются, как меняется зеленая, неспелая, кислая виноградная гроздь от воздействия солнца. Конечно, святитель Григорий говорит здесь не о том, что он – солнце, он – проповедник Троицы. И вся эта поэма – гимн Святой Троице, гимн Духу Святому, гимн Господу нашему, Которому так ревностно служил святитель Григорий Богослов.

Он нашел, по-моему, очень верную метафору, говоря, что в жизни христианина изменения совершаются постепенно. Это та мысль, которая не сразу до нас доходит. Нам кажется, что мы, приняв крещение, став воцерковленными людьми, совершив генеральную исповедь, включившись в ход церковных богослужений, уже стали христианами. Однако святитель Григорий уже тогда, в эти светлые для христианства времена, которые называют золотым веком патристической письменности, говорит, что не надо торопиться; мы – как виноградная гроздь, которая постепенно темнеет: еще частью кислая, частью зеленая, но уже с одной стороны бочок потемнел.

Почему мне кажется, что эта мысль для современного читателя очень утешительна? Потому, что я неоднократно встречал и встречаю людей, которые очень переживают (и я понимаю правоту их тревоги) из-за того, что сейчас они вынуждены работать на светской работе, рожать и воспитывать маленьких детей, хлопотать по поводу поликлиники, репетиторов, собирать на школьные шторы, думать о том, как подписать новый договор, оформить в налоговой какие-то документы, поменять колеса в машине. Они говорят себе: «А ведь есть Иисусова молитва, есть подлинная жизнь, нормальная духовная зрелость, которой Церковь от меня ждет, а я этого не могу предоставить, занимаюсь какой-то чепухой».

Так вот, в утешение таким людям как раз и говорит святитель Григорий Богослов, что все происходит постепенно, наше созревание, взросление, растягивается на десятилетия. Фактически это воцерковление. В другом своем произведении он называет монахов христоносцами. Так вот, мы христоносцами становимся не сразу, это длинный процесс. Есть люди, которые вызревают очень быстро, но есть сорта винограда, которые требуют и особой кислотности почвы, и долгого времени созревания, и больших забот со стороны виноградаря. И здесь святитель Григорий Богослов себя ставит в позицию такого виноградаря, говоря: «С радостью я сознавал в больших точилах нужду». Он имеет в виду свою маленькую церковь, которая не вмещала всех желающих присоединиться к подлинному православному каноническому богослужению, причаститься Тела и Крови Христовых.

Прежде чем стать благородным вином церковным, частью тела церковного, наше сердце христианское проходит очень долгий путь. И не нужно срывать виноград раньше срока. Это значит, что мы не должны ставить себе завышенные требования. Это часто бывает, когда духовники, недавно рукоположенные, начинают с духовных чад требовать особого послушания: мол, в патерике написано, что после двух лет безукоризненного послушания у монаха-послушника открывается дар прозорливости, а если у тебя до сих пор не открылся, значит, ты плохо меня слушаешься. Это, конечно, нелепо.

Мы – виноград. Каждый из нас вызревает в свою меру. Форсировать этот процесс не надо, нужно с благодарностью и доверчивостью открываться Солнцу-Христу. И ни в коем случае не отходить далеко от этого Солнца, Которое сияет нам прежде всего в Евхаристии, в богослужебной жизни. Святитель Григорий Богослов говорит здесь о литургии, о словах, которые произнесены на литургии и которые сопровождают Евхаристию, Причастие.

Очень долго люди ходят к Чаше каждое воскресенье, пропитываются лучами Солнца- Христа, прежде чем вызреет виноград. На это уходят десятилетия. Мы – очень тонкий виноград, который подвержен нападению разного рода болезней, коррозии и очень чувствителен к теплу, температуре. Нам требуется много времени, терпения. Но от нас зависит, повернуться ли к Солнцу лицом, держаться ли Солнца Правды – Христа или остаться на питании своей самостийной, безбожной жизни, тем самым остановить свою зрелость, обратить ее вспять и загнить раньше самой зрелости. Да не будет этого с нами, друзья мои. Пусть Господь Своей рукой в свое время соберет виноград со Своей лозы, и он будет зрелый, спелый, достойный таких великих учителей, как святитель Григорий Богослов.

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать