Свет невечерний. Мысленный волк

6 февраля 2024 г.

Забвение античные философы считали даром богов. Без забвения мы не были бы счастливы. Возможно, в этом есть своя правда.

В одной из новелл Борхеса есть рассказ о молодом человеке, который неудачно упал с лошади – и с ним приключилась настолько редкая болезнь, что Борхес описывает эту историю с удивительным трепетом и восторгом. Болезнь заключалась в том, что молодой человек перестал забывать; он помнил абсолютно все, и это его бесконечно мучило. Как предполагает писатель, возможно, он от этого и скончался. Мы, люди простые, могли бы сказать, что парню с такой болезнью надо бы и позавидовать, потому что мы все время что-то забываем.

Кроме естественного забвения есть еще духовное забвение, которое мы выделяем в особый разряд. Мы его обнаруживаем, если внимательно наблюдаем за своей духовной жизнью. Забвение, которое происходит от некоего тлетворного мистического воздействия. Почему-то уличные стишки, глупые подростковые песенки, которые когда-то слышал в школе или на улице, отпечатываются в памяти сразу. А евангельские стихи забываются за несколько дней, если не повторишь эти строки. Почему так происходит? Почему всякую дрянь мы запоминаем с легкостью и потом никак не можем от нее избавиться, а с тем, что полезно и очень важно для души, так сложно жить?

В молитвах ко Святому Причащению, которые были написаны святыми отцами и являются в большей степени не правилом, а образцом размышления, богомыслия (для нас это учебник, если хотите) великих праведников, есть знаменитая строчка из молитвы святителя Иоанна Златоуста о том, что мы можем пасть жертвой мысленного волка. Молитвы ко Святому Причащению длинные, многословные, и когда их читаешь, начинаешь постепенно засыпать. Но почему-то со мной так происходит: когда я дохожу до «мысленного волка», тут же просыпаюсь, потому что меня этот образ очень волнует.

О чем здесь говорит святитель Иоанн Златоуст? «И да не на мнозе удаляяйся общения Твоего от мысленного волка звероуловлен буду». Кажется, все понятно, но, если присмотреться к каждому слову, не очень понятно. Звероуловлен – что это значит? Звероуловлен – значит, схвачен диким зверем. То есть можно оказаться добычей дикого зверя – так можно было бы перевести на русский язык. Кто этот дикий зверь? В данном случае это мысленный волк (λύκος νοητός); νοητός («ноитос») – прилагательное, которое очень часто использует, например, Платон; оно означает – «умозрительный», «умопостигаемый». То есть это то, что касается сферы нематериального, нечувственного. В словоупотреблении Платона это указание на что-то благородное, очень возвышенное. А тут, понимаете ли, какой-то волк, но мысленный. И не потрогаешь его, но при этом он может тебя разодрать, ты можешь пасть жертвой этого мысленного волка.

В этом образе мы видим отсылку к евангельскому тексту. Достаточно вспомнить знаменитую притчу о добром пастыре из Евангелия от Иоанна, где говорится о волке, который приходит и распудит овцы, как говорится на церковнославянском языке (см. Ин. 10, 12). И от этого волка спасает пастырь.

Святитель Иоанн Златоуст в молитве говорит вот о чем. Нападение этого дикого умозрительного зверя происходит в тот момент, когда мы удаляемся. От чего удаляемся? «Не на мнозе удаляяйся общения Твоего». Имеется в виду Евхаристия. То есть: «надолго удалившись от общения с Твоими Таинами, становлюсь жертвой дикого зверя, мысленного волка». Мы становимся жертвой этого умозрительного волка потому, что отходим от Евхаристии, от общения с Господом.

Вспомним знаменитую историю из жития преподобного Макария Великого о женщине, которая оказалась в очень сложной ситуации: у нее было страшное бесовское наваждение. Ничто не могло ей помочь: ни молитвы священников, ни помощь врачей. Только преподобный Макарий Великий увидел корень проблемы и сказал ей: «С тобой это все произошло потому, что ты пять недель не причащалась».

Мы бы сейчас сказали: «Пять недель? Что за арифметика такая?..» Преподобный Макарий Великий в таких вещах понимал очень хорошо, как и все внимательные люди. Например, как священники, которые внимательны к своему духовному состоянию. Неоднократно слышал от батюшек, что они боятся пропустить воскресную литургию. Один епископ мне говорил, что если он совершает меньше трех литургий в неделю, с ним начинает происходить что-то невероятное. Они понимают, что мир духовный, умозрительный – очень опасный.

Люди светские, погруженные в суету, часто даже не отдают себе отчета в том, что этот умозрительный мир существует и в нем не выдуманные волки – у них есть все возможности причинить нам боль, страдания, даже довести нас до смерти. Поэтому нужно держаться руками, ногами, зубами за святыни Божии, за Евхаристию, за Священное Писание.

Эту фразу из молитвы мы должны понимать очень широко. То есть речь идет не только о Евхаристии, о Причастии, но и о чтении Священного Писания. Например, положено читать каждый день по главе из Евангелия, и все это прекрасно знают. А ты заболел, или, может быть, куда-то уехал, или отвлекся чем-то (ремонт или документы нужно собрать) – и пропустил день, второй, третий. Потом вдруг начинаешь понимать, что тебя как будто затянуло тиной – становишься глухим к слову Божию, к чтению Писания, священных текстов, молитв.

Нужно постоянно поддерживать в себе этот маленький огонек лампады и хранить единство с Господом, не отходить от Него далеко. Потому что волк не один, там целая стая. Сказано в Писании: противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5, 8). Эти хищные звери пользуются любой нашей оплошностью, любой нашей беспечностью. Поэтому нельзя надолго отходить от Причастия, от Церкви, от чтения Священного Писания и святых молитв. Нужно держаться Господа, иначе мы легко станем добычей мысленного волка.

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать