Свет невечерний. Мужество быть

30 января 2024 г.

У каждого из нас бывают такие минуты в жизни, когда мы будто не живем, а пробираемся через густой черный туман. Бесконечная череда неприятностей, как будто даже сдвинуться с места не можешь – настолько бывает тяжело. И в такие минуты требуется особое мужество быть. И очень важны для нас люди, которые могли бы вдохновить, ободрить к жизни и быть свидетельством того, что однажды эта тьма закончится, этот туман рассеется. Свет – самое подлинное, что есть на свете. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его, говорит нам Евангелие от Иоанна.

Мы, верующие люди, обычно обращаемся за поддержкой к святым, к житиям и свидетельствам об этих праведниках. Но мне хотелось бы вспомнить нашего современника, русского философа Алексея Федоровича Лосева, который прожил долгую и настолько сложную жизнь, что даже годы его жизни уже являются своего рода наставлением.

Он родился в 1893 году, а умер в 1988 году. То есть прожил 95 лет. Но подумайте, что включает в себя этот срок. Он родился в Российской империи, видел Первую русскую революцию, застал начало Первой мировой войны и все ее ужасы, видел Октябрьскую революцию, Гражданскую войну, репрессии, коллективизацию, индустриализацию, сам оказался в ссылке, на стройке Беломорканала, пережил Великую Отечественную войну и все те перипетии, которые были в истории нашей страны после этих событий. Но при этом Алексей Федорович Лосев всю жизнь оставался верующим, православным человеком. И это исключительная черта его биографии.

Иногда он упоминается как последний философ серебряного века, как ученик отца Павла Флоренского, как один из ярчайших представителей плеяды тех русских религиозных философов, которыми по праву гордится наше Отечество. Но его современники, его учителя – отец Павел Флоренский, отец Сергий Булгаков (с которым он общался), Николай Бердяев, Семен Людвигович Франк – это люди, которые шли к Церкви, к религиозной вере довольно извилистым путем. Даже у Евгения и Сергея Трубецких, наших великих православных философов, и у их учителя Владимира Сергеевича Соловьева в жизни был период нигилизма, несколько гимназических лет, когда они были довольно агрессивными безбожниками.

Алексей Федорович Лосев – удивительное исключение: он с детства и всю жизнь был православным человеком. Он родился в семье учителя математики и дочери священника. Отец бросил семью, когда мальчику было всего лишь три месяца, и воспитанием маленького Алеши занималась мама – православная, крепкая женщина, которой он был обязан всем. В своих письмах он говорит, что его вырастила, поставила на ноги, научила работать и любить Господа именно мама. То есть за все 95 лет жизни у него не было периода нигилизма, безбожия, увлечения антицерковными идеями, как у его современников; он всю жизнь оставался ровным православным человеком.

Он получил блестящее образование в классической гимназии. Будучи подростком, он настолько хорошо знал древнегреческий и латынь, что без труда поступил в университет и окончил его с большим успехом, причем два факультета: философский и филологический. При этом он получил образование психолога и музыканта, он был скрипачом. Вот такой талантливый. Работящий, два метра ростом, красавец, умница, знаток языков. Его ожидала блестящая перспектива, но мы помним, в какое время он жил. Начался 1917 год – и все развалилось, разрушилось.

Алексей Федорович женился (венчал отец Павел Флоренский), а потом он вместе со своей супругой (которая тоже была ученым, астрономом) тайно принял от афонского монаха монашеский постриг. Часто можно видеть фотографию Алексея Федоровича, когда он сидит за столом, в очках, в профессорской шапочке. На самом деле это не профессорская шапочка, а монашеская скуфья.

Алексей Федорович всю жизнь оставался верен тому призванию, к которому Господь его приставил. Этот удивительный человек умудрился при советской власти издать большинство своих книг. Свою яркую книгу «Диалектика мифа», которую очень любят читать (она написана сочным, хорошим русским языком), он издал в 1930 году. Кажется, невозможно православному человеку, мыслящему вопреки всем устоям марксизма-ленинизма, издавать книги в Советском Союзе, но он издавал. Хотя за книгу «Диалектика мифа», изданную в 1930 году, он пострадал и был арестован вместе со своей супругой в ночь на Страстную Пятницу. Семнадцать месяцев он провел по тюрьмам, потом был отправлен в ссылку, где потерял зрение.

В 1933 году он вернулся в Москву – его амнистировали как инвалида, почти слепого человека. На тот момент ему было 40 лет. У него ничего не осталось, ему нельзя было работать в высших учебных заведениях, церкви были закрыты, и он еще и слепой. Большую часть жизни он провел практически слепым человеком, но работоспособности этого человека и его вдохновению можно позавидовать. Тридцатые годы – время репрессий и страшной смуты, но он находит в себе силы писать книги в стол. Он преподает в консерватории, берет какие-то небольшие уроки, выезжает за город. Слепец, у которого было такое блестящее образование, что он наизусть помнил учебники, книги и мог преподавать без конспекта!..

Но его испытания на слепоте не закончились. В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, в его дом, в котором находились трепетно собираемая годами библиотека и огромный архив рукописей неизданных книг, попала фугасная бомба, и все сгорело. У него ничего не осталось: умирают все близкие, сгорает архив, дом. И он практически слепой. Как не отчаяться в такой ситуации?

Но Алексей Федорович не отчаялся. Мы знаем, что уже в послевоенный период он активно издается. Наверняка все видели 10-томное издание «История античной эстетики». Это огромный труд, который он надиктовывал своим ученикам. Он работал с секретарями, в числе которых были, например, Сергей Сергеевич Аверинцев, Владимир Бибихин. Они ему читали тексты, он надиктовывал книги. Кроме десятитомника «История античной эстетики» он издал множество других монографий, интереснейших работ, книг. Например, книгу о Владимире Соловьеве, ставшую классической.

Это был человек большой работоспособности, энергии, на которого нужно равняться, когда у нас нет сил жить. Он был просто воплощением идеи мужества быть. Инвалид, проживший сложную жизнь, имевший все основания, все извинения, чтобы бросить все, махнуть рукой и отвернуться к стенке, как делали многие его современники, работал всю жизнь. И Господь его благословил многолетием, долголетием. Алексей Федорович даже создал определенную школу.

Мне кажется, для нас образ Алексея Федоровича (или монаха Андроника, как его иногда называют по монашескому имени), этого бодрого, вдохновенного христианина и труженика, является одним из светочей, который в минуты мрака, уныния, депрессии (к чему сейчас все очень склонны) способен развеять тьму, ободрить к жизни, чтобы человек мог сказать себе: «А вдруг я тоже 95 лет проживу? И у меня впереди интереснейшая жизнь, несмотря на то что разрушено здоровье, может, подорваны связи, бросили друзья. Может быть, и в стране не все гладко, и нет уверенности в завтрашнем дне. Но прожил же человек 95 лет, будучи большую часть жизни слепым, и столько всего прекрасного сделал! Может быть, и у меня получится? И Господь благословит наши дни?»

Главное, не отчаиваться и хранить в себе благословенное мужество быть.

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать