Свет невечерний. Мученики веры

23 января 2024 г.

Мы знаем, что церковная традиция называет апостолом любви ученика Христова Иоанна Богослова, как говорит предание, – самого младшего по возрасту из 12 ближайших учеников Господа. Иоанн Богослов оставил одно из самых удивительных, самых глубоких Евангелий, написал соборные послания, где звучит самая, может быть, важная формула для сердца христианина, что Бог есть любовь. И он же написал Апокалипсис, Книгу страшную, но и утешительную (писалась она в утешение).

Видя эти разные тексты, мы опознаем в лике одного человека разные акценты и разное состояние: тут и любовь, и глубина богословия, и забота о своих чадах, и нежность, которая особенно чувствуется в соборных посланиях апостола Иоанна. С другой стороны – удивительное мужество перед лицом испытаний. Ведь Апокалипсис (да и Первое соборное послание) – довольно страшный текст. Соборные послания апостола Иоанна Богослова – единственные тексты, где звучит термин «антихрист», нигде в Писании он больше не встречается. То есть это не какая-то сентиментальная любовь или доброта житейская, но доброта и любовь сродни мужеству, стойкости перед лицом самых жесточайших испытаний.

Нечто подобное мы испытываем, когда пытаемся охватить мыслью тексты апостола Павла, которого мы тоже, думаю, по праву могли бы назвать апостолом любви, потому что знаменитый гимн любви, записанный им в Первом послании к Коринфянам, – это просто вершина богословского творчества и христианской поэзии. И знаменитый текст из Послания к Римлянам, который иногда поют в церквях: «Кто ны разлучит от любве Божия…», – тоже гимн любви. Этот гимн любили новомученики и исповедники Церкви Русской и пели его (особенно в изложении композитора священника отца Иоанна Соломина), отправляясь в ссылку, тюрьму.

Апостол Павел, проживший сложную жизнь, имевший (по свидетельству его современников) довольно трудный, тяжелый характер, в своих посланиях тоже выступает как многогранный, сложный человек: с одной стороны – добрый, нежный; с другой стороны – иногда резкий. Его богословские Послания к Римлянам, Коринфянам или Галатам выдают в нем человека большого ума и привычки к последовательной и длинной мысли. Мы видим в нем богослова, настоящего мыслителя; не просто оратора, но человека, который привык к последовательной мысли, логическим умозаключениям, что требует не только навыка, привычки и усидчивости, но и мужества перед лицом истины. Потому что те выводы, к которым он приходит, нужно принять мужественно. Истина существует, даже если не существует тебя – вот тот фундамент, на котором возможна мысль апостола Павла и наших великих мудрецов и мыслителей, которые пошли по стопам апостола Павла. Мужество мыслить, мужество отдаваться истине, мужество служить истине.

Послания апостола Павла выдают в нем человека глубокого (но не холодного) ума и вместе с тем горячего сердца, мистика. Удивительно в его текстах то, что, читая эти четырнадцать посланий, мы видим как будто разные дневниковые заметки на полях его биографии; это будто бы одна книга. Вот богословские тексты, большие, протяженные, пространные. Но вот его знаменитые послания, написанные из тюрьмы (как говорят богословы, послания «из уз»), – и совершенно меняется характер. Там был мыслитель, который легко цитировал древних авторов, навскидку соединял тексты древних пророков, а Послания к Ефесянам, Колоссянам, Филиппийцам пронизаны какой-то необыкновенной нежностью, которая как будто бы отсутствовала в его богословских текстах.

Наряду с этим личные послания отличаются не просто интимностью, но и несут в себе печать какой-то вызывающей, иногда даже пугающей откровенности. Когда мы читаем Послание к Тимофею или Послание к Титу, понимаем, что это писал тот же апостол Павел, апостол любви, нежности, который писал удивительное Послание к Филиппийцам. Но тут вдруг появляется какая-то резкость. В Послании к Тимофею он говорит о том, что предает сатане своих бывших учеников, которые предали веру. Как может апостол любви кого-то предавать сатане?

Послание к Тимофею отличается глубиной, смирением, словом покаяния. Именно из этого Послания мы позаимствовали для молитвы перед причастием реплику о грешнике: от них же первый есмь аз (1 Тим. 1, 15). Это апостол Павел про себя сказал. И теперь без этой фразы мы не можем обходиться на литургии.

В Послании к Тимофею вдруг появляются какие-то резкие нотки относительно женщин. Почему вдруг? Ведь он женщин защищал; и ведь это апостол любви и нежности. Почему, например, он так резко говорит о вдовицах и так резко осуждает роскошь псевдовдовиц? Он говорит о тех женщинах, которые в первом поколении христиан впервые применяли к себе образ жизни монахинь. Монашества еще не было, оно появилось гораздо позже. Но апостол Павел уже тогда обличает лицемерие, роскошь, болтливость, которая свойственна этим праздным женщинам. И здесь у него звучат такие нотки, которые ему не хотят простить наши богословы, условно именуемые либеральными, считая, что так нельзя было говорить.

Апостол обращает внимание на быт, на то, что семья должна быть традиционной. И у него звучит удивительная фраза, которая некоторым нашим православным людям (особенно молодым воцерковляющимся) взрывает мозг. Он говорит в Послании к Тимофею: Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим. 5, 8). Ну как такое можно сказать? Ведь мы же Церковь ставим прежде всего. Молодые люди, неофиты, с которыми я общался, приходили ко мне и с возмущением цитировали эту фразу. Мол, родители в церковь не ходят, жена со мной воюет, а апостол Павел говорит, что я должен заботиться о них, а если не забочусь, то я отрекся от веры и хуже неверного.

Человек может сказать о себе: «Я хожу в церковь, не пропускаю ни одной воскресной службы, окончил богословские курсы, прочитал Собрание сочинений Иоанна Златоуста, причащаюсь регулярно, слушаю все проповеди, подписан на все православные каналы. Неужели этого мало? Дома меня не понимают, я живу как в пустыне».

Ты не заботишься о своих близких, если являешься женой и идешь в церковь, не подумав о том, кто приготовит завтрак детям и повесит на вешалку чистую рубашку мужу, чтобы он на работу пошел спокойно, без нервов. Если ты муж, позаботился ли ты о том, кто довезет твоих детей сегодня в школу, как твои родители, хватает ли всего в доме? И почему ты уже второй месяц не можешь отремонтировать дверь? Почему ты елку не вынес из дома, в конце концов? Уже март на дворе.

Апостол Павел в этих посланиях, адресованных лично его духовным детям, говорит очень резко, не сдерживается. Оказывается, если ты о своих близких, домашних не печешься, ты отрекся от веры. И все было напрасно: твои походы в церковь, посты, причащение, беготня за духовником, звонки в 12 часов ночи о своих помыслах. Все это не имеет значения, ты отрекся от веры, потому что дети твои не накормлены, супруга не обогрета, родителям ты слова ласкового не сказал. И хотя внешне кажется, что ты приличный христианин, но ты хуже неверного.

Эти слова апостола Павла на самом деле не противоречат всему комплексу его текстов, а являются необходимым дополнительным элементом, который все расставляет на свои места. Потому что можно далеко уйти в религиозные романтики. Но трезвое слово апостола Павла сразу ставит на ноги, в правильное положение. Ставит не только перед Господом, перед истиной Христовой, но и лицом к своим ближним, за которых мы дадим Господу отчет.

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать