Правда, один батюшка мне тогда сказал, что артос нужен для того, чтобы у детей было все хорошо. И, когда люди шли на войну (этот батюшка еще помнил войну), некоторые матери зашивали сыновьям в гимнастерку кусочек артоса, чтобы пуля их миновала.
Этот интересный факт или зарисовка очень хорошо иллюстрирует отношение многих церковных людей к тому, для чего, по их мнению, существует христианство. Для чего мы молимся святым, святим воду, зачем причащаемся и ходим на исповедь, зачем тащим на причастие детей? Ответ очень простой: чтобы все у детей было хорошо, чтобы дети не болели. Помню, одна старушка говорила, что притащила своего внука тайком от его родителей в храм крестить, чтобы внук не болел.
Но если мы посмотрим статистику, даже не научную, а просто соберем сведения о людях нашего окружения, мы увидим, что дети верующих людей болеют так же, как и у неверующих, и умирают так же, как и нецерковные. Слишком много свидетельств о том, что на самом деле христианство – это совсем не про благополучие. Эта истина входит в конфликт с тем удобным христианоподобным мировоззрением (которое можно назвать буржуазным христианством), которое говорит, что, наоборот, христианство как раз про благополучие, про то, чтобы все было хорошо, чтобы дети не болели, чтобы никто не умирал, чтобы не было никаких происшествий, скорбей. Вот для этого, собственно, все и нужно.
Очень сложно возразить человеку, у которого есть дети, на эту надежду и сказать, что в Евангелии об этом совсем иначе сказано. Ведь апостол Павел, критикуя своих оппонентов, дает им очень обидное определение: он говорит, что они – враги креста Христова. Под крестом Христовым апостол Павел понимал путь страданий, который нужно пройти. И каждому человеку нужно пройти свой путь страданий. Но его ни в коем случае не надо искать. Христиане – не больные люди, которые получают удовольствие от боли. Ни в коем случае! Христиане – это подлинные философы, которые принимают посланные или доверенные им небом скорби с мужеством, мудростью и доверием Господу.
Оппонентами апостола Павла были люди, которые уже тогда, в первом поколении христиан, склонялись к комфортному христианству, к христианству без креста. О них апостол Павел говорит, что их бог – чрево, они мыслят о земном. То есть мыслят как раз о благополучии: детей, семьи, чтобы все были сыты, одеты, чтобы ребенок получил хорошее образование, устроился на хорошую работу. В этом нет ничего плохого, это нормальное житейское желание. Я просто хочу подчеркнуть, что Евангелие – не об этом.
Евангелист Иоанн Богослов для нас важен прежде всего тем, что он в полноте донес до нас длинные речи нашего Спасителя, пространные монологи, которые из наставления вдруг неожиданно преображались в молитву. Последние речи Спасителя перед Его путем на добровольные страдания, которые приводятся евангелистом Иоанном, иногда называют первосвященнической молитвой Спасителя. Это прощальные слова Господа, наставления, перемешанные с молитвой. Среди них есть фраза, которую можно было бы поместить в основание христианской педагогики, если хотите, или философии педагогики.
Иисус говорит, обращаясь к Своему Отцу: «Не молю, чтобы Ты взял их от мира...» Рядом стояли Его ученики, которых Он только что назвал друзьями.
В богословии евангелиста Иоанна есть один из ключевых моментов, который повторяется очень часто, что мир лежит во зле. Мир – это опасное место. Часто христианские мамочки бьются в истерике от того, что их сын подрастает. До этого такая мамочка все время прятала сына в юбке, водила в церковь, в воскресную школу, а тут вдруг он начал общаться со светскими друзьями, появились какие-то знакомства, странная музыка, какие-то пугающие фильмы, в речи произошли изменения. А что будет дальше? Вот он уйдет из школы, поступит в институт в другом городе, а там, наверное, появятся какие-то девицы, потом он пойдет на работу. Как защитить его от мира?..
Иисус говорит: «Не прошу, чтобы Ты изъял их из мира...» Ведь об этом мечтают многие мамочки – полностью закрыть своих детей от тлетворного влияния мира. Господь говорит: Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла.
Какое зло имеется в виду? В греческом тексте написано: τηρήσῃς αὐτοὺς ἐκ τοῦ πονηροῦ... «πονηροῦ» – это нравственная порча. Когда мы говорим про зло, что мы имеем в виду? Ой, не дай Бог какая-нибудь болезнь, авария, тюрьма, или злые люди опутают, заговорят, или плохая невестка с дурным родословным древом. И масса других вещей всплывает у нас в сознании, когда мы слышим слово «зло». Но Евангелие говорит о другом зле. Внешнее зло – болезни, катастрофы, даже смерть – это не так страшно; это вообще не страшно, если исходить из Евангелия. И это звучит очень скандально. Как это не страшно, если ребенок умрет? Или если жуткая болезнь? О чем вы говорите вообще?..
Гораздо страшнее (и это настоящее зло), если в сердце ребенка проникнет нравственная порча: зависть, ненависть, похоть, сребролюбие, жадность и много других вещей. При внешнем благополучии (вы дали ребенку хорошее образование, у него хорошая работа) он – подлец. И закончится ваше попечение над ребенком тем, что он сдаст вас в дом престарелых, где вы будете умирать в одиночестве. Хотя вы всё своему сыну дали, никакое внешнее зло ему не препятствует, он благополучен, а внутри – гниль.
Господь просит, чтоб вот от этой гнили Отец сохранил, уберег Его детей, друзей, чад, последователей.
Христианство – не враг благополучия. Но если мы смотрим на свою жизнь и на жизнь наших детей через страницы Евангелия, мы должны правильно расставлять акценты. Не страшно, если умрет близкий человек от болезни. Не страшно, если нас настигнет какая-то скорбь. Страшно оказаться подлецом, предателем, негодяем, вруном, обидчиком. Это гораздо страшнее всех внешних неприятностей, которые могут с нами случиться.
Ведь мы все равно умрем. И наши дети умрут рано или поздно. И наши родители, к сожалению, не бессмертны. И друзей мы теряем. Кто-то уходит раньше, кто-то позже. Люди умирают поколениями. Это путь всей Земли. И ту чашу страданий, которая нам на роду написана, мы выпьем, никуда не денемся. Вопрос в том, как мы к этому относимся, как у нас расставлены акценты, правильно или нет. У христианина они должны быть евангельски выверены.
Если мы говорим о зле, прежде всего нужно просить в своих молитвах, чтобы Господь не спрятал нас от скорбей этого мира, а чтобы уберег от зла, чтобы оно не проникло внутрь нас. Чтобы Господь дал нашим детям какой-то иммунитет против жуткого нравственного зла, порчи нравственной, которая убивает человека совсем, навсегда. Это настоящая смерть человека. И уж если это произошло, пусть Господь даст силы покаяться. Вот о чем Евангелие. Оно не противоречит благополучию, но говорит о другом благополучии, другом благе, другой доброте, о вещах вечных и непреходящих.
Записала Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Святитель Макарий (Невский). Путь по Богу исправляя. Письма о духовной жизни
Читаем Добротолюбие. «Дерзость». Часть 1. Священник Константин Корепанов
Хлеб жизни. Епископ Ейский и Тимашевский Павел отвечает на вопросы зрителей
Православная азбука. Где православному человеку искать пару. Священник Илия Гаврышкив
Обзор прессы. 14 октября 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!