Свет невечерний. Фиктивная вера

19 декабря 2023 г.

Как много сейчас в нашей Русской Церкви замечательных священников! Чем чаще я путешествую по России, в том числе по Белоруссии, чем чаще встречаю наших батюшек, тем больше убеждаюсь, что на этих простых тружениках держится вера православная. И благодарю Господа всякий раз после знакомства с простыми, скромными тружениками, которые десятки лет трудятся на своих приходах.

Священники исповедуют, причащают, молятся, отпевают своих прихожан, крестят малышей и хранят замечательную важную традицию молитвы и благословения, в которой нуждается наша земля. Это открытие, которое делает, наверное, каждый священник, когда вдруг понимаешь, что земля, люди и даже звери нуждаются в благословении от Господа. Это очень важная работа священника, и даже если кажется, что он не очень речист, недостаточно хорошо образован и, может быть, плохо разбирается в тенденциях современного богословия, тем не менее он благословляет людей, благословляет землю, на которой живет, и тем самым уже оправдывает свое служение. Потому что благословлять – значит ободрять к жизни, давать какой-то импульс к тому, чтобы жить, радоваться жизни и раздавать благословение тем, кто рядом.

На самом деле благословлять все вокруг себя – это работа не только священника, но и каждого христианина. У апостола Павла есть замечательная фраза, которую невозможно читать без волнения и о которую можно споткнуться и над ней задуматься. Часто бывает, читаешь Священное Писание, находишь какое-то место, которое много раз читал, но вдруг тебя как будто молния поражает. И сидишь в задумчивости; может быть, даже несколько дней снова и снова вспоминаешь эту фразу. И понимаешь, как важно не упустить смысл апостольского евангельского благовестия.

В Послании к Тимофею апостол Павел называет цель апостольского служения (это цель христианского служения по большому счету). Звучит эта емкая фраза таким образом: цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры (1 Тим. 1, 5).

То есть все, ради чего мы в Церкви трудимся, постимся, совершаем богослужение, благовествуем, проповедуем, пишем книжки, – имеет одну цель. И очень важно понимать целесообразность своих действий. Ведь любой взрослый человек всегда задает вопрос (даже привычка вырабатывается): «Зачем я это делаю? А какой смысл?» Так вот, смысл и цель, к которой мы все стремимся, – любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры. У апостола Павла очень часто встречаются такие конструкции, которые состоят из трех элементов. Мы помним, что именно ему принадлежит триада: вера, надежда, любовь. А здесь он говорит о любви, которая происходит от чистого сердца, доброй совести и нелицемерной веры.

В латинском переводе фраза «нелицемерная вера» звучит как fide non ficta. То есть не фиктивная вера, а подлинная, настоящая. Апостол Павел говорит, что все, что мы говорим, собирая какие-то собрания, все наши моления, крестные ходы (это я от себя добавляю), преследует цель стать добрее (если очень сильно упростить), приобщиться к Божественной любви, которая не является эмоциональной взволнованностью или некоторым настроением.

Знаете, как у нас бывает: покушал хорошо, ничего не болит, выспался – и всех люблю, переживаю приступ такого человеколюбия, что всех простил и всех обнял бы. А следующая ночь будет бессонной, вспомнятся все обиды и ситуации, которые были за годы жизни, и проснешься (если все-таки удастся заснуть) обиженным.

Не про эту любовь говорит апостол Павел, а про подлинную любовь, которой отличались наши великие старцы и которая не зависит от настроения. Он говорит про доброту, которую невозможно искоренить и ничем поколебать и которой отличались, например, преподобный Серафим Саровский или преподобный Антоний Оптинский.

Кто-то скажет: «Ну это же старцы, это святые. При чем тут мы?» Это и нас тоже касается. Мы хотя бы чуть-чуть можем приобщиться этой подлинной любви, которая стоит на трех фундаментах, трех китах: чистом сердце, доброй совести и нелицемерной вере. Это вера, которая не является фикцией; совесть, которая не является лукавой. И об этом апостол Павел упоминал в Послании к Евреям. Каждый священник на литургии молится о том, чтобы Господь избавил его от лукавой совести. Очень важно, чтобы совесть была доброй, а сердце было чистым, то есть бескорыстным, беспримесно, без задней мысли относилось и к Господу, и к ближнему.

Апостол Павел говорит об этом не для того, чтобы предаться некоторому богословскому упражнению. Он говорит, что осознание этой цели очень важно. Он продолжает свою мысль так: ...от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие (1 Тим. 1, 6). И для нас это очень понятно. Часто бывает, читаешь какую-нибудь церковную книжку, слушаешь проповедника, бываешь на богословской конференции или на большом церковном собрании и понимаешь, что все пустое. Думается: «Как вы не устали от этой болтовни?» Ведь если в наших речах, в наших книгах, в наших молитвах нет подлинного, чистого сердца, доброй совести, нелицемерной (то есть не фиктивной) веры, то все превращается в пустословие.

У апостола Павла здесь используется редкий глагол («астохео»), который означает «промазать». Люди не просто уклонились в пустословие, а промазали. Этот глагол имеет в корне существительное στόχος («стохос»), которое переводится как «цель». То есть можно промазать, не туда пойти. Огромные силы, в том числе церковные, тратятся на какую-то пустоту. И это удивительно!

И если мы отступаем от главной цели, подменяем цель какой-то чепухой, например политическими задачами, которые Церкви несвойственны, даже очень благородными (это может быть укрепление патриотизма, или желание увеличить число издаваемых календарей, или желание охватить своей проповедью побольше населенных пунктов, трудовых коллективов), если цель сбилась, то все это в пустоту. Становится грустно, когда понимаешь, что огромные средства и силы тратятся в пустоту, потому что есть забвение цели, мы промахнулись.

Апостол Павел далее говорит: некоторые уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают (1 Тим. 1, 6–7). Как это грустно звучит!.. Апостол Павел говорит о кораблекрушении в вере, которое можно претерпеть; то есть потерять все, потому что вера была фиктивная, ненастоящая.

В конце своего Послания к Тимофею он призывает отвращаться негодного пустословия (см. 1 Тим. 6, 20). И это не только пустословие наших богословских конференций, книг, отчетных церковных собраний, но и пустые дела, на которые мы тратим очень много сил, забыв главную цель. Он пишет: ...отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания, которому предавшись, некоторые уклонились от веры (1 Тим. 6, 20–21).

То есть фиктивная вера – это уклонение от веры, это подмена веры вместо чего-то подлинного. И тут очень легко промахнуться, если мы отступаем от евангельской истины, к которой нужно себя возвращать каждый раз, перечитывая Писание с предельной честностью, с любовью к Господу, с большим смирением, понимая, что мы, скорее всего, эти самые законоучители, которые не разумеют того, о чем говорят, и того, что утверждают. Возможно, так и есть. Но у нас есть Писание, есть апостол Павел, есть великие старцы, которые не дадут нам промахнуться и пройти мимо цели. Это не наш путь. Нужно себе постоянно напоминать, ради чего все это: ради любви в Господе, ради подлинного охристовления и жизни в Господе.

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать