Свет невечерний. Доказательство любви

17 октября 2023 г.

Трижды в год в Церкви совершается красивейший обряд выноса Креста: на Воздвижение Господне, в праздник Изнесения Честных Древ и на Крестопоклонной седмице. Украшенный цветами Крест священник выносит из алтаря, с пением «Святый Боже» обносит храм, потом полагает на центральном аналое, и мы подходим к кресту и поем: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко». Иногда Крест лежит неделю, иногда чуть меньше (как, например, в праздник Изнесения Честных Древ), но всякий раз это делается, как сказано в священных книгах, ради утешения верующих.

Мы задаем себе вопрос: какое же это утешение – смотреть на Крест? Почему это должно утешать? Хотя сердцем мы понимаем, что все это правильно. Откуда родилась эта традиция?

Традиция пришла к нам из древних монастырей  Палестины, из монастырей Востока. Святые старцы, уходя в пустыню, предавались подвигу созерцания, который для нас не совсем понятен: они мысленно ставили себя перед Крестом Христовым, сердцем прочитывали Священное Писание.

Вслушиваясь в строки Священного Писания, которые зачитываются и в праздник Воздвижения, и в праздник Изнесения Честных Древ, и на Крестопоклонную седмицу, мы слышим евангельскую историю, которая постоянно повторяется. Некоторые, слушая эти строки, даже зевают, потому что не наблюдают никакого прироста знаний. Мы знаем, кто такой Понтий Пилат и почему он умыл руки; знаем, что бичевали Христа. Может быть, лучше прочитать какие-то глубокие притчи и попытаться постигнуть их сокровенный смысл, а не перечитывать это повествование? Ведь информационно это не дает нам ничего нового.

Но тут мы должны остановиться и попытаться понять, почему наши святые предшественники такое огромное значение уделяли созерцанию Креста. Для них этот мысленный подвиг был очень важен, как и умная молитва. Умная молитва – это молитва, которая совершается в мыслях, то есть внутри человека, в его размышлениях. Так и созерцание Креста было умным. Старцы воспринимали созерцание Креста как духовное упражнение, которое поддерживает человека в его подвиге, в его противостоянии миру. Что они видели в этом созерцании?

Когда мы говорим о Кресте, нужно сказать, что для христианина Крест – это доказательство любви. Апостол Павел в Послании к Римлянам говорит, что Бог Свою любовь к нам доказал тем, что Христос умер за нас. Мало говорить, что Бог есть любовь; мало говорить, что Бог – Человеколюбец, нужны какие-то доказательства. Можно так поставить вопрос: где же любовь Божия к человеку, когда люди страдают, дети болеют, повсюду войны, цунами, наводнения? Где же Его любовь?

Крест Христов и есть доказательство любви. Бог Воплощенный идет на крест, умирает, чтобы исцелить этот больной мир в самой его сердцевине. То, что мы бросаем в лицо Господу, говоря о болезнях, эпидемиях, смерти невинных, – это следствие глубочайшего повреждения этого мира, его глубокой болезни.

Можно лечить симптомы. Есть такой подход в медицине, когда человеку лечат симптоматику. Например, у человека что-то с кожей, кашель или какие-то странные кровоподтеки, и все решается какими-то косметическими мерами. Точно так же можно решать вопросы и в политике, в общественной жизни – наводить косметику, смещая нравы. И это на самом деле имеет свою правду.

Но святые люди, которые сердцем прочитывали Евангелие, видели грех как болезнь, поразившую человечество и этот мир настолько глубоко, в таких безднах нашего существа, о которых обыватель даже не подозревает; он не может поверить, что человек гораздо глубже, чем кажется. И на этой глубине повреждения настолько сильны, что поражают весь видимый космос, который болен. Вот именно на этой глубине и происходит жертва Христова. Господь исцеляет этот мир изнутри; изнутри идет освящающая человечество любовь Божия.

Старцы видели в Кресте Господнем доказательство любви и человеколюбия Господа. Потому что Господь – не бесплотный Дух, неуязвимый для боли; Воплощенный Господь, Автор этого мира, позволил Себе болеть всеми болезнями этого мира. Он позволил Себя убить. Он ходил Своими ногами по этой земле, ранился, Ему было больно. Он плакал, теряя друга, о чем говорит, например, Евангелие от Иоанна, когда описывается смерть Лазаря. Лазарь на самом деле умер, и Христос прослезился. Он плакал с больными людьми, сочувствовал им. Он жалел апостолов, которые, как говорит евангелист, целый день не ели, очень сильно устали, и Он просил их, чтобы они отдохнули. Он переживал за смерть Предтечи. Все боли этого мира сошлись в Нем.

Имея все полномочия, всю власть над этим миром как Тот, Кто его придумал (Он ходит по водам, повелевает рыбе запрыгнуть в невод, повелевает светилам), Он добровольно позволяет над Собой издеваться, чтобы принести жертву и Своей Кровью исцелить этот мир. Потому что одному Ему известно, как можно исцелить больное человечество, не повредив свободы и сохранив достоинство человека. Он не пинком, не железной рукой желает вести нас к счастью, к Царству Небесному, а через сохранение достоинства и свободы человека; чтобы человек шел путем Христовым добровольно, сам.

Именно поэтому для старцев Крест Христов был доказательством любви и человеколюбия Господа, Который пережил всю боль этого мира, пережил смерть и исцелил смерть в Самом Себе. Он сошел до самого ада, потому что глубины человечества простираются в ад. Господь сошел в ад и вывел, вырвал оттуда человечество. Мы просто до конца не видим все последствия этого удивительного подвига распятия Христа и Его воскресения.

Для старцев Крест Христов был не только доказательством любви, но и знаменем победы над смертью. Те усилия, которые Господь, Творец этого мира, предпринял, не были напрасны. И, стоя перед Крестом, мы это понимаем, потому что Крест – это знак воскресения, это знамя победы.

Поэтому в древних уставах мы читаем, что Крест выносился трижды в году ради утешения малодушных христиан. Потому что ходишь по этому миру, его улицам и перекресткам и думаешь: «Ничего же не поменялось! Люди еще и злее стали. Жизнь напряженная, вокруг насилие, войны, разврат, безобразие. Самое главное, у меня внутри будто бы ничего не меняется».

Поставь себя перед Крестом Христовым как перед зеркалом, как перед величайшим подвигом, который был совершен на земле, – и чувства, мысли, сердце успокаиваются, приходят в нужное русло. Поэтому апостол Павел и говорил, что для нас, спасаемых, слово о кресте – это сила Божия. Те люди, которые не пережили опыта созерцания Креста,  с трудом понимают, о чем говорит апостол Павел. Он говорит, что слово о кресте для погибающих юродство есть, безумие. Кто не стоял перед Крестом мысленно (а это очень трудно, потому что нужно собраться, отбросить все попечения), не может понять и тайну Креста.

Мы, христиане, живущие посреди мира, ходящие по его распутьям, тоже с трудом улавливаем то, о чем говорили старцы и что они видели в Кресте. Поэтому нам очень важно приобщиться к их опыту, встать рядом с ними. Единственный способ для нас, людей, поврежденных этим миром, угомониться, остановиться, встать перед Крестом – это посетить богослужение, когда совершается вынос Креста, когда вся Церковь поет: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко», – и преклоняет колени. В этом действии гораздо больше смысла и больше ответов, чем во всех богословских проповедях и умных богословских книгах.

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать