На следующий день после торжеств была очень важная встреча епископов с обсуждением насущных проблем, связанных с казусами в каноническом праве. Главные темы были очень возвышенные, касались бытия Вселенской Церкви и решения вопросов, связанных с политической обстановкой в современном мире. С докладом выступил Святейший Патриарх. Кроме возвышенных, важнейших и глубоких общественно-политических тем, меня, как рядового священника, который служит в небольшом городе в белорусской глубинке, если так можно выразиться, затронула одна из тем, о которой говорил Святейший Патриарх, – жизнь рядового священника. Святейший сказал очень много теплых слов, которых ждали священники на протяжении десятилетий; они хотели услышать это именно из уст Патриарха. Конечно же, Святейший в проповедях, выступлениях часто об этом говорил, но никогда на таком высоком представительном собрании.
Святейший говорил о положении простых рядовых священников на приходах, о положении многодетных священников, которые являются солью земли для многих мест, особенно для некоторых бедных сел, где батюшка с матушкой с большим напряжением сил поддерживают храм. Святейший Патриарх говорил в защиту простых священников и перед сильными мира сего, даже перед их местными архипастырями, в том числе и перед прихожанами, которые очень многого ждут от священников и очень часто воспринимают облик священника в несколько мифологизированном виде.
Вот слова Святейшего из доклада, которые мне показались особенно актуальными в наше время. Патриарх Кирилл говорит:
«Речь сейчас идет вовсе не о том, что священники должны жить в какой-то изоляции от общества. К примеру, нет необходимости понуждать духовенство везде ходить в подряснике, а жен клириков – в платьях "до пят". В наше время священнику в некоторых обстоятельствах бывает уместнее носить аккуратную партикулярную одежду. Не следует осуждать священника, если он, к примеру, пойдет в бассейн со своими детьми или в театр с друзьями и будет там находиться в соответствующей одежде».
Кажется, обычные слова. Это сказано не из текстов святых отцов или канонического права, а из обыкновенного здравого смысла. Но священникам очень важно было это услышать.
Конечно, ходить везде в подряснике, наверное, правильно, это жизненная позиция. Например, отец Сергий Булгаков в 1918 году принял священный сан в возрасте 47 лет, большую часть своей жизни был преподавателем университета, профессором, публицистом, выступал с высоких трибун, даже был депутатом Государственной Думы. И как только он принял сан, больше никогда в жизни не снимал подрясник. Даже когда он был подвергнут тюремному заключению, находясь в тюрьме в Крыму в 1922 году, он тоже был в подряснике, никогда его не снимал, и это поражало современников. Хотя в начале XX века это было обычное дело: священник должен был везде ходить в подряснике, в рясе. В 1922 году он был выслан за границу, его принудили покинуть Родину, хотя он был готов перенести все возможные трудности. Оказавшись в Париже, по воспоминаниям современников, он поражал местных жителей и даже русскую эмиграцию тем, что везде, даже на отдыхе, ходил в подряснике. Такова была его позиция. Даже в те годы это было своего рода подвигом.
Если многодетный священник ради того, чтобы поддержать здоровье, записался в бассейн, не в подряснике же ему ходить. Если он для поправки здоровья отправился в санаторий, можно, конечно, ехать и в подряснике, но если для удобства, для адекватного времяпрепровождения, для принятия лечебных процедур он будет без подрясника, ничего страшного в этом нет. Я очень рад, что об этом говорит именно Святейший Патриарх. Мы должны были это услышать именно из уст Святейшего Патриарха.
Также Святейший говорит о посещении театра. Почему священник не может с детьми или в компании друзей сходить на приличную классическую постановку? Театр, как бы ни искажали его значение разного рода экспериментаторы, до сих пор остается воспитательным средством, он дает пищу для ума. И образованный священник имеет полное право быть в курсе культурной жизни своего города. Это совершенно естественно и нормально.
Вспоминаю, как наши священники из кафедрального собора Петра и Павла более десяти лет назад, будучи молодыми священниками, записались в бассейн. У них семьи, детки. И чтобы держать себя в адекватной физической форме, они купили абонемент. На следующий день их вызвали в епархию, потому что в бассейне их увидели прихожанки и соблазнились, как было сказано в жалобе епископу. Что в таком случае там делали прихожанки, если это греховное дело? А если оно не греховное, то почему бы священнику не поправить свое здоровье и не поддерживать его в должном состоянии, посещая бассейн?
Священники получили тогда серьезный выговор и запрет посещать такие «злачные» места. Я думаю, это чистое недоразумение. Если бы тогда у наших батюшек был такой аргумент, как выступление Святейшего Патриарха, подобных вещей можно было бы избежать.
Но за последние десять лет времена изменились, и большего осуждения, как говорит Святейший Патриарх в своем докладе, мы ожидаем даже не от епископов, а от ревностных не по разуму прихожан. И вот этим прихожанам, не в меру ревностным, тоже следует прислушаться к мысли и слову нашего Святейшего Патриарха Кирилла, который говорит о бережном отношении к священнику.
Вся его речь в том разделе доклада, которая была посвящена священникам, была сказана с особой нежностью и заботой о духовенстве. Он говорит, что священника надо беречь, надо его поддерживать. Потому что это, оказывается, очень редкий специалист, выражаясь светским языком, очень нужный для служения. Таких людей не хватает. Чтобы подготовить священника, нужно потратить очень много времени и сил; и, чтобы поддержать его на плаву, тоже нужны большие усилия.
Поэтому Святейший Патриарх в своем докладе призвал сплотиться вокруг батюшки, поддержать его; не добивать, как это очень часто происходит со стороны епископа и прихожан, а, наоборот, поддержать, подставить плечо, быть другом и здравомыслящим человеком, который помогает священнику, а не усугубляет его и без того сложное положение в этом мире.
Записала Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 6 мая. Преподобная София (Хотокуриду)
Евангелие 6 мая. Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия
Читаем Апостол. 6 мая 2024
День ангела. 6 мая
Божественная литургия 6 мая 2024 года
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!