Он говорил о положении священника, о духовном образовании, затронул много других тем. В числе прочих была тема, которая касалась и самого Святейшего Патриарха Кирилла. Именно поэтому было интересно услышать его позицию как человека опытного, мудрого, который не один десяток лет носит архиерейский сан. Потому что то, что он говорил о себе и собратьях-архиереях, было, я бы сказал, революционно. Хотя в своих предыдущих выступлениях он касался этой темы, но именно на Архиерейском Совещании некоторые вещи были проговорены более внятно, и они достойны того, чтобы это несколько раз перечитать и переосмыслить.
Вот что говорил Святейший Патриарх Кирилл о положении епископа в своей епархии и взаимоотношениях епископа со своей паствой:
«Клирики должны видеть в правящем архиерее в первую очередь любящего и мудрого отца, а не судию и карателя. Тем более образ доброго пастыря, которому должен подражать епископ как наследник апостолов, несовместим с грубым администрированием, высокомерным обращением с духовенством и паствой, с «византийской» напыщенностью, «тыканьем» в адрес священнослужителей или посторонних людей, особенно в адрес тех, кто старше по возрасту. Сказанное, кстати, относится и к тем, кто составляет ближайшее окружение архиерея. Их поведение в отношении людей должно быть безукоризненным; это относится и к келейникам, и к иподиаконам. И архиерею необходимо строго за этим следить.
Призываю вас, дорогие владыки, быть скромными при посещении приходов. Полностью должна быть оставлена в прошлом бытовавшая порой ситуация, когда такое посещение воспринималось клиром и прихожанами как стихийное бедствие, как стрессовая ситуация и превращалось для прихода в источник расходов, создающих трудноустранимую дыру в бюджете. Приезд архипастыря должен быть радостным, ободряющим, вдохновляющим событием в жизни общины, разрешающим ее трудности, в том числе порой материальные».
Дальше Святейший Патриарх Кирилл коснулся одной из самых сложных тем – отчислений в епархию:
«Отчислять средства на епархиальные и общецерковные нужды – это уставная обязанность каждой общины, но эти отчисления не должны превращаться в непосильное бремя, осложняющее материальное положение приходов. Не должны отчисления становиться и средством давления на неугодного настоятеля».
То, что сказал Святейший Патриарх, очевидно и просто, но это классика. Святейший Патриарх к этой теме обращался уже несколько раз в своих выступлениях, но сейчас эта тема была предельно заострена. Почему я говорю, что это классика? Потому, что сразу вспоминаются «Мелочи архиерейской жизни» Николая Лескова, где собраны просто созвездия таких анекдотических (иногда даже трагических) историй о посещении епископом епархии. Речь о каком-то панском, помещичьем спесивом отношении епископов к священникам, о грубости архиереев в адрес священников, о поборах архиерейских и прочих вещах, которые складывались веками и идут из далекого средневековья, из тех времен, когда существовали какие-то наделы и кормления, существовала узаконенная феодальная система, которая в том числе бытовала и в Церкви. Эти феодальные пережитки мы, оказывается, очень долго искореняем. Не случайно Святейший Патриарх говорит, что есть в этом какая-то «византийщина», то есть дикость, грубость и средневековая манера общения, что совершенно недопустимо.
Многие честные священники и епископы говорят о том, что бывает странно наблюдать за молодым епископом, которого только-только рукоположили. Он получил блестящее светское образование, защитил диссертацию в богословском вузе, хорошо воспитан, из хорошей семьи, но почему-то, став епископом, вдруг меняется на глазах: разрешает себе грубость и такие манеры, которые сложно представить с его стороны еще несколько лет назад. То есть инерция феодальных отношений захватывает даже самых лучших из епископов.
Когда сами епископы замечают эту проблему, начинают о ней говорить, пытаясь вернуться к той святоотеческой традиции, из которой вырастала Церковь, это прекрасно. Это говорит о том, что в Церкви очень много здоровья, которое способно одолеть даже самые древние заболевания.
Отец Сергий Булгаков, оказавшись в 1923 году в Константинополе, оставил интереснейшие записки о богослужении греков. Он практически никогда не сталкивался с церковными традициями греков, всю жизнь прожил в России. Хотя он и путешествовал в свое время, будучи студентом, по Германии, Франции и Британии, но больше общался с католиками, а с греками у него никогда не было контакта. И он был шокирован стилем греческого богослужения. И, продолжая свою мысль, отец Сергий говорит, что и наша служба и стиль церковной жизни постепенно, по инерции, принятой от греков, превратились в архиереепоклонство, которое транслируется не только в византийской традиции церковного богослужения, но и в обычной жизни. Уже тогда, в 20-х годах, он говорил о том, что мы должны пересмотреть этот стиль архиереепоклонства, который вредит не только Церкви, не только священникам и прихожанам. И отец Сергий, и многие его знакомые епископы (например, митрополит Евлогий, который высоко ценил мнение этого мудрого богослова) считали, что нужно от этого архиереепоклонства отходить и возвращаться к тому стилю общения между епископом и паствой, который нам передали апостолы и святые отцы.
Посмотрите на лучшие образцы святительства, на наших великих угодников Божиих, которых мы чтим: святителя Николая Чудотворца, Иоасафа Белгородского, Димитрия Ростовского и наших современников, святителей, которые жили в XX веке. Все они отличались необыкновенной простотой, нежностью, тактом, вниманием. Никто не заподозрит в наших великих святителях даже намека на пресловутое чванство, спесивость (о чем писал Михаил Ардов в своей книге «Мелочи архи.., прото… и просто иерейской жизни»); они были далеки от этого.
И очень хорошо, что сейчас современные епископы, особенно молодые, демонстрируют совершенно другой стиль общения, другой стиль взаимоотношений, который уже почти не сохраняет тех следов средневекового феодализма, который бичует, клеймит и обличает Святейший Патриарх Кирилл. Еще раз говорю, это добрый знак; это признак того, что в нашей Церкви еще очень много здоровья и способности одолеть даже самые тяжелые, затяжные и древние болезни.
Записала Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 6 мая. Преподобная София (Хотокуриду)
Евангелие 6 мая. Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия
Читаем Апостол. 6 мая 2024
День ангела. 6 мая
Божественная литургия 6 мая 2024 года
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!