«Страсти и борьба с ними» с протоиереем Андреем Каневым. 6 марта 2024

6 марта 2024 г.

Мы продолжаем разбирать особенности проявления страсти тщеславия. Сегодня 6-я встреча в рамках мини-цикла «Тщеславие – сладкий яд» и 109-я встреча большого цикла, посвященного изучению основ веры и страстям. Тех, кто только присоединился, всячески прошу обратить внимание на первые передачи. Потому что там закладываются основы веры. Мы обязательно должны их повторить. Без знания основ изучать борьбу со страстями бесполезно, более того, это может принести вред. Человек, не зная о покаянии и почему в нем проявляются грехи, вдруг поймет, что вся его жизнь, по сути, состоит из них, начнет паниковать и бросит это дело. К сожалению, такие случаи можно встретить в приходской жизни. Это неправильно. Надо все изучать постепенно.

Поэтому я обращаю ваше внимание на начало цикла, огласительные беседы. Это 28 передач. Конечно, материала уже очень много. Но те, кто хочет изучать эту тему, пожалуйста, присоединяйтесь. Мы разбираем только основы, потому что для более глубокого изучения нужно читать святоотеческую литературу, Евангелие, обязательно смотреть на нравственный опыт Церкви.

Итак, продолжим. Мы изучаем тяжкие грехи. Напомню, что страсть тщеславия очень сложная, так как может привязаться к любому душевному состоянию человека. Мы должны научиться ее распознавать по тому, как она действует на наше сердце. Это очень тонко. По крайней мере, распознавать, как эти грехи проявляются вовне.

Следующее проявление: мы пытаемся унизить достоинство, заслуги других людей. Когда при нас кого-то хвалят, играет наше ущемленное самолюбие. Кажется обидным, что кто-то рядом лучше тебя. Самолюбие такого не терпит. И человек начинает говорить: «Вы не знаете этого человека на самом деле. А я знаю про него такое… Вы-то думали, что он хороший, а на самом деле плохой. Один только я не как все прочие люди. А все вокруг грешники, блудники и так далее. Я сейчас вам про него расскажу». И такой человек рассказывает что-то с удовольствием, именно поэтому тщеславие – это сладкий яд. Человек чувствует сладость от того, что унижает другого, а на этом фоне возвышает себя как опытного, знающего, как того, кто поведает миру правду, что человек, которого хвалят, на самом деле пакостник. Это приносит удовольствие. Обратите на это внимание.

И это необязательно касается какого-то чужого человека. Это может быть и в семье. Мы регулярно рассказываем друг другу, что у нас родственник не такой, как он неправильно поступает. А мы-то правильно, мы-то знаем, как надо поступать, всех учим и говорим, какие они бестолковые. Все это относится к страсти тщеславия и к удовольствию, с которым эта страсть связана. Она заставляет человека это делать.

Из этой же серии следующее проявление: с любопытством узнавать недостатки другого человека. Часто жизнь других становится объектом для любопытства: как они живут, что делают. Естественно, они несовершенны и делают всякое. Человек может сделать что-то доброе, а может сделать что-то отвратительное. Мы это понимаем по основам веры. Мы живем в состоянии борьбы. И раз мы находимся в состоянии плена, то можем споткнуться, упасть. Никто не застрахован от этого. И у христианина это состояние падения ближнего должно вызывать сочувствие, соболезнование, а не злорадство. А страсть-то говорит: «Смотри, куда он скребся, как высоко лез, а тут упал. Как интересно. Давай и другим расскажем». Любопытство к жизни других тоже относится к тщеславию. Именно узнавать недостатки, чтоб на их фоне быть особенным. Читать всякие сплетни, пустые новости тоже относится к страсти уныния. В этом плане тщеславие и уныние дополняют друг друга.

Следующее проявление: передаем окружающим новости о том, что кто-то споткнулся. Ты узнал, и надо рассказать, это ведь тоже дает удовольствие. Но оно греховное и как раз и является сладким ядом тщеславия. Мы должны понимать: если ты узнал грех другого человека, то должен хранить его в тайне, а не рассказывать другому и тем более не трезвонить на весь мир. Умолчать об этом. И тут речь идет не о том, что вы свидетель ограбления банка. Нет, конечно. Это уже явное преступление. Мы говорим о частной жизни, о каких-то поступках, не несущих уголовной или юридической ответственности. Именно про взаимоотношения: кто с кем поссорился, кто с кем помирился, кто кого любит, кто кого не любит. Это нас не касается. И если мы случайно что-то узнаем, то это тайна, никому ее передавать и разглашать не надо ни в коем случае. Это сложно, потому что эта страсть отравляет человека.

Следующее проявление: человек домогается возвышения и признания своих достоинств, трудов и заслуг. Наше общество иерархическое, и если человек трудится, допустим, в государственных или военных структурах, там предполагается некий рост. Если человек честно трудился, получил результаты, то сама система выдвигает его и повышает в звании. Начальство, видя его способности, опыт, знания, ставит его на какую-то новую должность и так далее. Это нормальная жизнь в иерархическом обществе.

А мы говорим про стремление человека добиться повышения вымогательством, констатацией факта, что он хороший специалист, что у него такие-то заслуги, что он сделал что-то такое... Это некая демонстрация своих способностей, возможностей, знаний, а может быть, и якобы талантов. Само по себе это стремление основано на таком чувстве: меня не замечают, я должен давно быть на ступеньку выше. Человек постоянно говорит о том, какой он замечательный специалист.

В нашем случае что нужно было бы сделать? Честно трудиться. Мы же понимаем, что все совершается по Промыслу Божию. Если Богу будет угодно, тебя пригласят на вышестоящую должность, а если нет, то нет. Не всякому человеку бывает полезно находиться на вышестоящей должности даже в духовном плане. Сколько мы видим этих трагедий, когда человек добился какой-то высоты, а потом очень быстро упал и морально разбился. Таких трагедий очень много, если внимательно посмотреть вокруг. Поэтому не надо превозноситься, не надо всем стремиться быть начальниками, какими-то звездами и так далее. Трудись, работай, делай свое дело, выполняй свое предназначение, для чего ты оказался на земле. Надо будет, тебя поставят, не надо будет – не поставят. Быть начальником на самом деле большая ответственность, большой груз и серьезный крест. А самодемонстрация, выставка одного актера – это специфика страсти тщеславия. Человек демонстрирует сам себя, чтобы получить удовольствие от реакции своих близких.

Еще одно из проявлений: совершение добрых дел ради славы. В Евангелии Господь говорит о том, как мы должны совершать духовные дела: Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно; когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою; когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

Господь прекрасно знает нашу немощь, прекрасно видит, как человек пытается сделать добро и как тут же появляется тщеславие. А это как раз совершение добрых дел не ради заповеди, не ради служения ближним и Господу, а для похвалы. Сделать что-то для того, чтобы потом это разошлось по Интернету, чтобы все хвалили. Да, наше время информационное, и очень часто то, что делает человек, попадает в СМИ. Но вот, допустим, мы что-то организуем на приходе и к нам приехал телеканал «Союз», потому что ему тоже нужно показывать новости, отражать жизнь Церкви, и наше доброе дело оказалось не тайным, а явным. Нам надо в этом случае понимать, что прославляют не нас, а Церковь. Мы просто делаем то, что должны, а какая будет реакция, уже дело десятое. А если мы ловим себя на том, что делаем что-то, чтобы нас похвалил начальник или коллеги, чтобы они начали по-особому к нам относиться, то это уже проявление страсти тщеславия.

Конечно, совершённое доброе дело при таком духовном настроении не принесет никакого плода, более того, усилит страсть тщеславия. Ведь если не будет зрителей, то человек не станет этого делать. Это тоже часть актерства. А Господь заповедал нам стараться делать что-то тайно и не демонстрировать это, не выставлять себя. Тщеславие же хочет выставляться. Оно хочет, чтобы человек был как на витрине, чтобы сладкий яд этой страсти растекался по сердцу.

Следующее проявление: не укрываем добрые дела от людей. В чем это проявляется? Получилось человеку что-то сделать, и его распирает изнутри, чтобы похвалиться, похвастаться. И как раз это распирание, этот самый процесс, чтобы вылить эту информацию кому-то, похвастаться, получить реакцию одобрения, и есть тщеславие. Очень сильнодействующая страсть, которая заставляет людей жить напоказ в противоречие заповедей. Казалось бы, мы же читаем Евангелие, но делаем всё наоборот. Такого не должно быть. Все должно быть пропитано Евангелием, ведь оно, по сути, – инструкция, которую человек должен взять и по ней действовать. Получилось что-то сделать тайно – молчим, хоть и распирает нас.

Стремление к роскоши и пышности – это одно из проявлений тщеславия. Не тогда, когда человек родился в какой-то знатной, богатой семье (понятно, что его окружает роскошь и богатство). Речь идет о людях, которые для того, чтобы показать, что они успешные, богатые, стремятся к внешней роскоши, которую бы все видели. По правилам аскетики мы должны понимать, что нужно жить по средствам. Дал Господь человеку богатство – живи соответственно. Не изображай из себя бомжа, но в то же время делись этим богатством с нуждающимися, выделяй что-то на благотворительные проекты, храмы и т.д. А если нет таких средств, тогда зачем лезть из кожи вон, чтобы иметь дорогущий телефон, машину, залезать в кредит, чтобы сделать огромный ремонт, купить модную мебель, хотя старая еще не сломалась, а потом полжизни отдавать, но зато хвалиться тем, что у тебя есть? Это из серии тщеславия, которое перемежается со страстью сребролюбия. Они друг на друга накладываются и друг друга подпитывают. Сребролюбие любит все собирать, этим кичится, и это ложится в основу тщеславия. Потому что недостаточно что-то иметь, хочется это еще и продемонстрировать. К сожалению, бывают у нас такие повадки павианов: показывать друг другу, кто какие ракушки насобирал. Это все печально выглядит. Мы должны быть внимательными. Жить по средствам – и все будет нормально.

В самом начале мы сказали, что у тщеславия есть разные грани. Если какой-то человек стремится похвалиться добрыми делами, то другой гранью этого будет хвастаться негативными проявлениями: пороками, грехами.

Похваляемся пороками. В разговоре между людьми можно легко это услышать. Когда человеку нечем добрым похвалиться, он начинает рассказывать, как он раньше грешил. Показывает, каким он был раньше грешником, а сейчас стал праведником. Похвастался своими пороками и добродетелями. Такое бывает у христиан. Нехристиане хвастаются не добродетелями, а пороками: кто сколько женщин соблазнил, что выпили, как набезобразничали. Хвалясь этим, человек получает сладкий яд в свою душу. Позорно хвалиться пороками. Это темная часть нашей души, личной истории. Надо этим не хвалиться, а печалиться, сокрушаться о грехах. Это безобразное поведение из серии тщеславия. Хоть чем-то – но похвастаться, отличиться от других.

Тратим средства напоказ. Чтобы показать себя хлебосольным, щедрым. Такой гусар: «Гуляют все! Всех угощаю!» Кроме того, что средства потратил, еще и показывает себя человеком широкой души. У меня был забавный случай в студенческое время. Со мной в комнате жил хороший паренек. Ни о каком христианстве и тщеславии мы и знать не знали. Но было забавно, что он любил периодически шикануть: «Гуляют все!» А после того, как все погуляли, приходил ко мне и просил одолжить денег, а то ему на хлеб не хватает. Это было очень показательно: посмотреть на примере, как это работает и как смешно выглядит со стороны. Одно дело, когда тебя Господь призывает… Например, приехали к тебе гости и ты должен их накормить, оказать гостеприимство – это святое дело, даже если в ущерб себе это делаешь. А другое дело, когда это делаешь без особой нужды, напоказ, чтобы похвалиться перед другими людьми.

На этом мы общие проявления грехов страсти тщеславия закончим сегодня. В следующий раз, если Бог даст, мы будем разбираться с условно простительными проявлениями этой страсти. Мне бы хотелось, чтобы мы не просто изучали это ради изучения, а проводили «домашнюю работу над ошибками»: смотрели, учились. Потому что цель всех наших занятий – помочь в этом разобраться, помочь в подготовке к исповеди. Очень редко человек, придя на исповедь, разобрав свои поступки, чувства и мысли, может реально покаяться в страсти тщеславия. Такое бывает нечасто. Это значит, что весь блок страстей (уныния, печали, тщеславия, гордыни) проходит мимо. Мы можем замечать грубые, плотские грехи, но как тонко проявляются эти душевные страсти (в т.ч. тщеславие)! Опасность тщеславия именно в этой тонкости. Человек трудится духовно – страсть прилепляется, не трудится – тоже прилепляется. Делает добрые дела – прилепляется. Часто бывает, что человек говорит: «Я избавился от грехов». Он себе приписал то, что ему дал Бог. И он хвалится, хотя Бог ему просто помог, образно говоря, взял на ручки. А человек думает, что сам летает. Если человек совершает грехи – тоже хвалится. Это очень сложная страсть, поэтому надо быть внимательным и понимать, что этой страсти нужен зритель, тот, перед кем ты будешь хвалиться: близкие, друзья… Нужно следить за своими словами, чувствами, чтобы не порочить других людей и не пытаться на их фоне выглядеть лучше, не возвышаться, чтобы не показывать себя каким-то особенным, и тем более не хвастаться пороками.

Давайте рассмотрим состояние человека в притче о мытаре и фарисее. Состояние мытаря: человек видит свой грех, сокрушается о нем. Не говорит: «Смотрите, какой я мытарь, скольких людей ограбил…» Но он понимает, во что он вляпался, какой он грешник. Он кается. И вот стоит перед Богом фарисей: «Господи, спасибо Тебе, что я не как все прочие люди: грешники, блудники… Я пощусь, молюсь, отдаю жертву». Казалось бы, благодарственная молитва. А на самом деле фарисей оскорбил Бога. Это Бог дал ему такую жизнь, чтобы он, в отличие от мытаря, который, возможно, от безысходности пошел на такую работу, мог жить и не нуждаться. Это Бог дает возможности, чтобы ты постился, молился, духовно сохранялся. Как мы с вами, обычные грешники, ищем другого человека, в котором бы, как в зеркале, отразилось наше тщеславие, так фарисей Бога начал использовать. В этом его трагедия. Если, по притче, мытарь уходит из храма оправданным, то фарисей уходит осужденным.

Поэтому в нашей жизни бывают такие сложности из-за страсти тщеславия, мы сами себя превозносим над другими людьми, забываем, что мы грешники, что нужно каяться (о чем нужно помнить постоянно). Наша духовная болезнь смертельная. И покаяние должно быть не разовое, в субботу перед исповедью, а как внимание к своему сердцу, своим словам, делам, ежедневный анализ, как ты живешь. Только тогда можно привести себя в порядок. А если этим не заниматься – беда будет. Мы не видим этой страсти. Давайте будем к себе внимательны и попробуем эти общие проявления, которые, наверное, у всех нас проскальзывают, замечать в себе, каяться. Чтобы покаяние выстраивалось правильно и мы не были как фарисеи, которые только замечают грехи других, а себя не видят, будем как тот мытарь, который кается и от Бога получает прощение.

Напомню духовный закон: кто себя превозносит – унижен будет. Очень часто человек, который себя возвышает, оказывается униженным. Таким лекарством его Господь исцеляет. Чтобы не ждать этих падений, начнем заниматься сами. Помоги Господь вам, братья и сестры.

Записали Анна Вострокнутова и Анна Купцова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать