Слово пастыря. Промысел Божий

26 ноября 2022 г.

Сегодня мы будем говорить о Промысле Божием. Промысл Божий есть попечение Бога о Своем творении. В определении пространного катехизиса говорится о том, что Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, благости и премудрости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силу твари, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает и исправляет и направляет к благим последствиям.

Святитель Тихон Задонский, говоря о Промысле Божием, отмечает, что в Евангелии постоянно говорится о Боге как Отце Небесном, то есть приводится сравнение с отеческим попечением, как отец заботится о своих детях и сохраняет их от всякой беды и желает им только блага, так точно и Бог сохраняет Свое творение, и больше всего, конечно, Бог заботится о разумных существах, о человеке.

Говоря о Божием Промысле, богословы условно разделяют его на естественный и сверхъестественный. Естественный Промысл Божий – это попечение Божие о Своем творении в плане установления законов мироздания, того, как существует этот мир. И примеры этому находятся в Евангелии. Так, например, Господь говорит: Взгляните на птиц небесных: они не сеют, и не жнут, и не собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?..  И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; …если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Господь говорит о том, что Бог одевает траву в такую земную красоту, которой не уподоблялся, даже во всей своей славе, царь Соломон. И также Бог, Отец Небесный, питает птиц. Далее Господь говорит: Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены.

О попечении Божием, о том, что оно сопряжено всегда с великой любовью, свидетельствуют также и слова Господа Иисуса Христа, Который говорил, обращаясь к Иерусалиму: Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели.

Существует также и сверхъестественный Промысл Божий, и это определение говорит само за себя, потому что сверхъестественный означает то, что он выше естества, выше законов этого мира, когда Сам Господь Бог вмешивается и совершает чудо. Примеров таких чудес большое количество в Священном Писании. Известно о том, как Господь Иисус Христос во время Своей проповеди совершал много исцелений больных, совершал даже чудеса воскрешения из мертвых. Известны чудеса, которые на протяжении всей церковной истории совершали святые подвижники. Но и сейчас, в современном мире, происходят такие чудеса, которые становятся известными и удивляют всех христиан уже в наше время. Например, 7 августа 2021 года в Греции, на острове Эвбея, в городке Прокопион, произошло следующее чудо. Был сильный пожар, который подбирался к самому селению, жителей села эвакуировали, остались только настоятель храма со своими помощниками. В самом храме находились мощи святого Иоанна Русского, и настоятель вместе с помощниками взяли икону этого святого, взяли его мощи, прошли крестным ходом вокруг городка с молитвой этому угоднику Божию, а потом находились в напряженной молитве всю ночь. И вот под утро, когда они ждали, коснется ли их пожар, придет ли к ним эта беда или Господь их помилует, вдруг накрыло это селение большое облако, так что сначала они даже не поняли, что происходит, подумали, что пришел какой-то очень сильный туман. И начался такой сильный ливень, который полностью напитал влагой все вокруг, так что село это было спасено, и было совершено такое явное чудо, хотя никаких прогнозов погоды о грядущем дожде не было, засуха уже длилась больше месяца, и казалось, что по всем законам этого мира должно было произойти бедствие.

Но самое главное в сверхъестественном Промысле Божием то, как Господь Бог промышляет о человечестве на протяжении всей истории. Как с самого начала, когда человек отпал от Бога, нарушив заповедь Божию, и был изгнан из рая, человеку было возвещено пришествие Мессии. Об этом говорили многие ветхозаветные пророки. Второе Лицо Святой Троицы воплощается на земле, принимает на Себя человеческую природу и живет как человек во всем, кроме греха. Здесь, на земле, рядом с нами, живет Господь Иисус Христос, проповедует учение о спасении, исцеляет больных, воскрешает мертвых, потом Сам терпит поругания и смерть на кресте, совершая искупление человеческого рода от греха. Затем Господь воскресает из мертвых, возносится на небо, восседает одесную Бога Отца и ниспосылает Дух Святой на Своих учеников и всех христиан, которые принимают святое крещение. Посылает благодать Духа Святого, которая действует в Церкви Божией по сей день. И все это, конечно, занимает центральное место в сверхъестественном Промысле Божием.

Следует также уделить внимание и тому, что, как говорится в определении Промысла Божия, Бог, возникающий через удаление от добра, зло пресекает или исправляет и направляет к благим последствиям. Мы видим пример этому в том, как на протяжении всей истории Господь, по милости Своей, с одной стороны, не сразу осуждает дьявола в геенну, а некоторое время дает ему время еще существовать бесом среди нас, искушая людей. С другой стороны, те самые бесы, которые находятся вокруг человека и постоянно пытаются причинить человеку зло, в то же самое время показывают больные места в человеческой душе, постоянно укалывая его в том или другом месте, вселяя те или другие греховные помыслы так, что человек начинает видеть свое заболевание, видеть, что именно здесь ему нужно очистить свою душу от такой-то страсти, именно здесь нужно еще молиться и пытаться достичь христианского совершенства и святости, что ему еще очень многого не хватает. И через это, в то же самое время, человек приходит к познанию самого себя, он смиряется и принимает через смирение благодать Божию. То есть самого дьявола Бог использует, попуская ему искушать нас в той мере, в какой мы можем это понести. И, конечно, мы видим и пример тому, как дьявол думает, что он может причинить вред Самому Богу, Самому Сыну Божию, Господу Иисусу Христу. Через злых людей Господь Иисус Христос распинается на кресте, и посрамляется сам дьявол, посрамляется смерть, потому что именно через это совершается искупление человеческого рода, происходит прощение и омытие Кровью Христовой греха Адама, и ад теряет свою власть над человеком. Ветхозаветные праведники выводятся из ада и вводятся в рай, в рай вводится даже благоразумный разбойник, который приносит покаяние на кресте перед Христом и просит Господа помянуть его во Царствии Своем. Все это дьявол понять не мог. Это зло было направлено на Христа, но мы видим, что Бог исправляет это зло и направляет его к благим последствиям, как говорится в определении Промысла Божия.

В жизни преподобного старца Паисия Святогорца описывается следующая ситуация. Он, когда находился на Синае, видел вокруг большое количество очень бедных людей, бедуинов, которые все время просили милостыню, и когда они его видели, тоже просили у него помощи. Преподобный Паисий первое время старался заниматься рукоделием, вырезал из дерева иконы, продавал их и эти деньги раздавал нищим людям. А потом он пришел к выводу, что нехорошо много времени уделять рукоделию. Ему хотелось больше времени проводить в молитве, но в то же самое время ему было жалко этих людей, и он молился об этом Богу. И вот, после молитвы, к нему приходит человек, который приносит ему большую денежную сумму и говорит, что он дает подвижнику эти деньги именно для того, чтобы он раздал их бедуинам. При том, что сам старец Паисий этого человека ни о чем не просил. И это один из многочисленных примеров. Таких примеров можно найти в истории святых угодников Божиих огромное количество. И этот пример показывает нам, что действительно святой старец Паисий только лишь помолился, а ему уже сразу пришла такая Божественная помощь через этого человека. Но каким образом она пришла? Человеку ведь нужно было предпринять большое путешествие на Синай, то есть этот благой помысел пришел к человеку задолго до того, как он встретил старца Паисия. Этот помысел непосредственно в сердце ему был внушен Самим Богом, здесь мы видим совместное действие и естественного, и сверхъестественного Промысла Божия о людях. И таких примеров можно приводить огромное количество, но точно так же можно сказать и о том, что в своей жизни многие христиане могут заметить: когда они молятся Богу с просьбой о помощи, то они получают эту помощь, и получают в некоторых ситуациях неожиданно. Человек вдруг видит, что он внезапно был избавлен от нечаянной смерти, когда, например, сложная дорожная ситуация произошла и он избежал смерти во время страшной автомобильной катастрофы, либо еще какие-то другие примеры. А в то же время мы видим, что люди, которые не молились и попадали в эти злоключения, – они погибали. Старец Паисий Святогорец говорил об этом так, что, например, происходит страшная гроза, молнии сверкают, человек может погибнуть, потому что он обычно прячется под деревьями от дождя. Может дерево завалить его, накрыть своим весом, может молния ударить в дерево, и таких случаев огромное количество. Но если человек молится, то Господь хранит этого человека. И вот этот естественный Промысл Божий о человеке сопрягается со сверхъестественным, и Бог избавляет человека от бедствия. В то же время, если человек не молится, то происходит то, что мы видим в повседневной жизни, к сожалению.

Святитель Василий Великий, говоря о Промысле Божием, говорит о том,
что человек, когда он видит благодеяния по отношению к себе со стороны Бога, должен обязательно благодарить за это своего благодетеля, потому что, когда благодетеля благодарят, то это еще больше располагает к дальнейшему благодеянию. Если же человек не благодарит, то получается так, что в дальнейшем милость к этому человеку ограничивается для того, чтобы человек пришел в себя. Чтобы он не забывал о Боге и обращался к Нему.

Поэтому, братья и сестры, будем благодарить Бога за то, что Он произвел нас из небытия в бытие, за то, что Он дал нам все в этой жизни к нашему существованию, и за то, что Он хранит нас Своей великой любовью и милостью.

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 23 июня: 07:45
  • Суббота, 29 июня: 02:45
  • Воскресенье, 30 июня: 07:45

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать