Возникает вопрос: как христианину вести себя в праздники? Потому что для некоторых праздник – это тот день, когда нарушается ход его естественной жизни. То есть он шесть дней делал что-то, трудился, жил в каком-то ритме, угаре работы, а наступил выходной день – и человек выбит из колеи, он даже не знает, как повести себя.
Когда смотришь в этимологический словарь, понятие «праздник» возводит нас к пустоте. То есть «праздный» – это «пустой», как это ни парадоксально. Но там добавляется: «пустой от работы». Нет работы в этот день – вот что значит «праздник». Это же понятие мы встречаем, когда говорят про беременную женщину, что она непраздна. То есть беременна – значит, непраздна, не пуста.
Но при этом мы открываем духовную литературу, проповеди разных священников, сайты в Интернете и смотрим, что такое праздность. И все, как один, ругают это состояние, говорят, что это плохо, что оно корень всех зол и так далее. Мы сейчас не будем глубоко говорить о праздности.
Как же так? Понятие «праздник» идет от слова «праздность», то есть это «пустота от работы», а само понятие «праздность» имеет очень негативный контекст. Здесь есть внешнее противоречие. По своей сути здесь противоречия нет. Потому что действительно понятие «праздник» связано с тем, что человек пуст от чего-то. Но на этом не останавливается, то есть он пуст для чего-то. Он освобождает свое время, руки, душу, сердце для чего-то. А для чего он их освобождает? Об этом мы и поговорим.
Он освобождает место для Бога. Как сказано в четвертой заповеди Моисея, шесть дней делай все дела твои, а день седьмой – суббота – Господу Богу твоему. То есть человек трудится, думает о хлебе насущном в течение почти всей недели, а в последний день недели отворачивается от этих трудов и обращает свой лик к небу, свое сердце – к Богу.
Если мы перенесем это на наше время, то христианин в праздничный день в первую очередь посещает храм Божий. Потому что без литургии христианин не мыслит праздника. Конечно, мы сейчас говорим о людях воцерковленных, для которых Божественная литургия – понятие очень близкое, родное, необходимое. То есть у этих людей есть потребность в ней.
К сожалению, так случается, что для многих из нас, которые хотят буквально соблюдать эту заповедь, праздник – это время, когда не знаешь, куда себя деть. Даже бабушки работают на своей даче или на огороде летом с утра до вечера и находят здесь свое утешение. А наступил праздник, такая бабушка сходила на службу – и потом мается оставшийся день, потому что работать-то нельзя. А чем еще можно заниматься? И человек вступает в состояние некоего внутреннего конфликта.
Конечно, они потом идут к священнику, советуются: «Батюшка, а можно я вечером пойду полью или прополю огород?» Давайте посмотрим здесь не на то, как внешне положено делать, а на саму суть. Во-первых, что такое труд две тысячи лет назад? Это не тот труд, который есть сегодня. Тогда человек в прямом смысле выживал, чтобы не умереть. Выживал – в смысле трудился в поте лица своего с утра до вечера. Он порой не мог поднять голову от земли, чтобы передохнуть, потому что иначе его ждала голодная смерть. И Милостивый Господь дал человеку возможность восклониться, как по-славянски говорится, то есть подняться, распрямиться, чтобы дать возможность душе, которая всю неделю страдала без Бога, алкала и жаждала Его, наполниться Богом, молитвой, отношениями с ближними через посещение храма.
А в наше время, когда мы так не трудимся, получается, что в праздник мы только формально выполняем заповедь Божию. И человек, ничего не делая, даже если он сходил на службу, приходит домой и начинает мучиться, маяться. Если человек не совсем воцерковленный, то он проводит время перед телевизором, компьютером, лежа на диване; мужчины распивают пиво, женщины ходят по магазинам часами.
Если человек воцерковленный и понимает, что в праздности тоже не очень хорошо проводить время, он находится между двумя крайностями: и работать нельзя, и в праздности время проводить нельзя. И для такого христианина праздник становится каким-то бременем.
Как можно провести праздник? Можно ли работать в праздник? Можно. А как работать в праздник? Когда Господь исцелил в праздник женщину, которая восемнадцать лет была согбенной, начальник синагоги Его за это осуждал и говорил, что в другие дни надо приходить лечиться и исцелять. Господь сказал: «Каждый из вас вола или осла отвязывает в субботу и ведет поить. А эту женщину, которую сатана связал на восемнадцать лет, неужели нельзя было развязать?» То есть можно исцелять и в субботу. Господь показал, что добрые дела в субботу (а в нашем случае – в воскресенье) делать можно.
Если ты идешь работать ради блага ближнего, то это не грех, а доброе дело. То есть добрые дела в воскресные и праздничные дни не только можно делать, но и нужно. Как древние иудеи проводили время в субботу? Ходили в синагогу, изучали Священное Писание, слушали проповедников, толкователей. Так и православные христиане могут делать в воскресный и праздничный день. Конечно, хорошо, если бы они взяли в руки не только Священное Писание. Потому что, к сожалению, мы не можем подолгу его читать. Можно взять какую-то книгу святого отца. Но мы тоже не может много и долго читать такие книги. Можно взять какую-то добрую книгу, чтобы хоть как-то напитать свое сердце. Потому что, к сожалению, в течение недели мало кто берет в руки книги вообще.
Человек скажет: «Где ж я возьму добрые дела? Я никого не знаю, кому нужна моя помощь». Но вокруг тебя твоя семья, и твои дети или внуки нуждаются в твоем времени, чтобы ты уделил им внимание. Может быть, ты в течение недели не уделяешь им внимания. А если в праздничный день это сделаешь, это тоже будет добрым делом, благом.
То есть праздник – это враг праздности. У нас не должно быть иллюзии, что праздность благословлена Богом в праздничный день. Это жестокий самообман. Потому что праздность порождает лень, уныние и другие грехи. Если христианин задает себе вопрос, как ему вести себя в праздник, как найти ближних, которым нужна помощь (если он живет один), он всегда найдет ответ на эти вопросы. Потому что всегда остается возможность попросить у Господа вразумления и помощи.
Если рассуждать по-человечески, то мы должны в праздничный день обратить внимание на свое христианское сердце, что нам может принести пользу. Конечно, немного удручает, когда порой читаешь какие-то советы священников о том, как проводить праздничный день. К сожалению, они немного оторваны от реальности. Каждый приводит пример, который, может быть, и хорош в каком-то частном случае или неплох для какого-то идеального человека. Но если его начинаешь применять к себе, понимаешь, что для тебя в этом случае праздничный день будет испытанием.
Потому что мы не очень способны, как говорит Паисий Святогорец, рассуждать в праздничный день о празднике, углубляться в него умом. И Тихон Задонский об этом говорит. На пятнадцать-двадцать минут мы можем углубиться в рассуждения о празднике, но не можем целый день думать о нем. Да, праздник для того, чтобы ты мог молиться и никакая работа, суета и обыденность тебе не мешала. Но можем ли мы молиться целый день? Не является ли это для нас более тяжким трудом, чем работать на огороде или на предприятии?
Да, братья и сестры, хорошо бы помолиться, сколько сердце может вместить. А дальше что делать? И почитать мы можем час. А что делать дальше? А дальше в меру своих сил, духовного и физического возраста попытаться провести этот день непраздно, с пользой, отдавая приоритет своей душе, может быть, даже своему уму.
Сегодня есть ближний, которому мы можем помочь? Слава Богу, помогли – и наше сердце радуется, потому что мы правильно провели день праздника. Сегодня нуждаются в нашем внимании наши близкие? Слава Богу, мы смогли провести с ними день и уделить им радость и свое внимание. Нет рядом близких, они разъехались, нет ближнего, которому можно помочь, – может быть, мы и себе, как самому близкому человеку, можем уделить внимание. Не только своей душе или своему христианскому уму, но и своему интеллектуальному росту, расширению своего кругозора.
Может, в конце концов, уделить внимание отдыху в виде какого-то хобби, доброго увлечения и не считать это чем-то зазорным, греховным или работой. А может, какой-то доброй бабушке, отдохнув после литургии, пойти полить помидоры, выполоть сорняки, при этом читая в своем сердце Иисусову молитву. И тоже такое времяпрепровождение будет праздничным, добрым, на пользу душе и на радость Господу нашему Иисусу Христу.
Записала Елена Кузоро
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 30 апреля 2024 года
Саратов. Православный клуб «Ковчег» проводит конкурс цитат
Нижний Новгород. Общегородской Пасхальный крестный ход
Москва. Пасхальный концерт Патриаршего хора Храма Христа Спасителя
Благая часть. 29 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!