Слово пастыря. О возможном и невозможном. Часть 1. Протоиерей Сергий Косых

25 ноября 2023 г.

В студии протоиерей Сергий Косых, настоятель храма в честь преподобного Сергия Радонежского г. Липецка.

– Сегодня мы начинаем разговор, для которого, возможно, потребуется несколько встреч. Как-то ученики спросили у Господа, кто же может спастись. Господь ответил: человеку это невозможно, но Богу все возможно. В другом месте Господь говорит: Кто не со Мною, тот против меня; и кто не собирает со Мной, тот расточает. Господь говорит: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною.

Как-то к Господу, Который, как всегда, был окружен многими людьми, привели бесноватого. Вдобавок ко всему он был еще слепой и немой. Господь исцелил его. Он стал видеть и говорить. Господь избавил его от тяжкого бремени беснования. Люди, которые это видели, стали говорить: Не сей ли Христос, сын Давидов? Другими словами, не сей ли ожидаемый Мессия? Фарисеи, книжники, законоучители, старцы постоянно преследовали Иисуса, слушая, видя Его, но не для того, чтобы научиться мудрости, а чтобы уловить Его в чем-то, сделать Его виновным, желательно повинным смерти. Они возмутились, когда народ стал так говорить, и сказали, что Христос действует силою Веельзевула, бесовского князя. Господь ответил, что если царство разделится само в себе, то оно опустеет (погибнет); и если сатана сатану изгоняет, то он уже разделился сам в себе. Как же устоит царство его? Но то, что сказал Господь, показалось, видимо, фарисеям неубедительным, они подошли к Нему и сказали, что им бы хотелось видеть от Него знамение как доказательство того, что Он действует Божьею силой. Интересная ситуация: Божий Сын, ставший Сыном Человеческим, должен доказывать Свое Божество. Хотя то, что произошло, это ли не чудо, это ли не знамение? Нет, требовалось что-то другое.

В городе Капернауме было другое чудо: Господь воскресил единственную дочь начальника синагоги Иаира. Еще на пути к дому отец получил известие о том, что дочь умерла. Господь сказал: «Не бойся, только веруй! Не плачьте, ибо девица жива, она спит». Над Ним смеялись (естественно, они видели, что девица умерла, а этот ничего не видел и говорит, что она не умерла, но спит). Тем не менее Господь взял родителей, Своих учеников Петра, Иакова и Иоанна, зашел в комнату, где лежала девица, и обратился к ней как к живой: «Девица, встань!»

Это не первый случай, когда Господь говорит как власть имущий, не обращаясь ни к кому. Как Он воскресил сына вдовы Наинской? Город Наин был недалеко от Капернаума. Когда Господь увидел траурную процессию (женщина потеряла единственного сына), Он подошел к юноше и сказал: «Юноша, тебе говорю: вставай!» И тот встал. Это ли не знамение? Какое знамение еще нужно?

Также в Капернауме Господь находился в одном из домов. Люди узнали, что Он в этом доме, стали стекаться со своими проблемами, болезнями, чтобы послушать Его, исцелиться. И вот четыре человека несли одр, на котором лежал их расслабленный друг. Войти в дом не было никакой возможности. Как известно, они забрались на крышу, разобрали эту крышу и опустили носилки прямо перед Иисусом. Иисус, видя их веру, сказал: «Дерзай, чадо! Прощаются тебе твои грехи». Это, конечно, возмутило фарисеев, ибо они-то знали, что прощать грехи может только Бог, что это богохульство. Господь, видя их помышления, обращаясь к ним, сказал: «Что вы помышляете в сердце своем? Что проще сказать? “Чадо, прощаются тебе твои грехи” или “Встань, возьми одр и иди в дом твой”?» Но чтобы знали, что Сын Человеческий имеет власть прощать на земле грехи, Он, обращаясь к расслабленному, говорит: «Вставай! Возьми одр твой и иди!»  Тот встал и пошел.

Спрашивается, какое еще должно быть знамение? Наверное, они ожидали такого знамения, которое произошло в свое время около горы Синай, когда Господь трубным голосом объявлял заповеди. Внизу, около горы, было два миллиона людей, сама гора Синай была в огне; дым, молнии и трубный голос Бога, Который возвещает эти заповеди. Когда Моисей спустился с горы, люди просили его, чтобы он говорил им, что делать, но только не Бог (они хотели остаться живыми). Но, как известно, Бог не подавляет нашу волю, наш разум.

У святителя Феофана, затворника Вышенского, есть замечательные слова о том, что Бог всюду, все объемлет, все содержит и любит обитать в человеческих душах. Хоть Он и Всемогущ, но входит не насильно, а как бы по приглашению. Кто открылся верою, в того входит Господь; кто закрылся неверием, в того не входит, хоть и близок всем. А последние слова Евангелия от Иоанна Богослова были о том, что много чего и другого сотворил Господь, но если об этом писать подробно, то и весь мир не вместит написанных книг.

Так что доказательств Божиих было предостаточно. Но для тех, кто закрылся неверием, эти доказательства были просто недоступны. Но Господь не оставил без внимания просьбу фарисеев явить им какое-то знамение как доказательство Своего Божества. Он сказал, что род лукавый и прелюбодейный ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка, ибо как Иона находился во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет находиться в сердце земли три дня и три ночи. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, поскольку они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы. Вот как ответил Господь.

Господь дает нам ссылку на Книгу пророка Ионы. Если Он обращает наше внимание на эту книгу, то это является доказательством истинности всего того, что написано в этой книге, что произошло с пророком Ионой, того, что наш человеческий разум просто не может вместить и понять. Но недаром же есть слова пророка Исайи, который, передавая волю Божью, сказал: Мои мысли не ваши мысли, ни ваши пути пути Мои, ибо как небо отстоит от земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. Четко и ясно.

Так кто такой был пророк Иона? Что это за ниневитяне? Как он к ним попал и что должен был делать? Пророк Иона – один из так называемых 12 малых пророков. Он жил примерно в то же самое время, что и Божий пророк Илия (как говорит Писание, возможно, даже был с ним знаком). Несомненно, Иона подражал этому пророку в ревности служения Богу.

Было слово Божье к Ионе: «Иона, встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй там, ибо злодеяния его дошли до Меня». Казалось бы, какая это радость, какое счастье, если Господь открывает то, что нужно делать. У апостола Павла есть слова, что мы в этом мире видим всё как сквозь тусклое стекло, то есть иногда непонятно, что делать, что не делать. А тут ясно сказано: Иона, иди в Ниневию, проповедуй там. Иона воспротивился, потому что Ниневия, как столица большого языческого царства Ассирии, была враждебна евреям, поскольку евреи считали, что ниневитяне язычники, враги их Бога, Иеговы, поэтому всячески избегали контакта с ними и не желали участвовать в их спасении.

По-человечески Иону понять можно. Но Господь говорит: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною.

Записала Ирина Овчинникова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 мая: 02:45
  • Воскресенье, 05 мая: 07:45

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать