– Сегодня мы будем говорить о духовном настроении христианина во время Великого поста. Церковь придает этому большое значение, подготавливая нас ко вступлению в Великий пост. Несколько недель Церковь напоминает нам о том, что и пост, и молитва могут быть нам во осуждение, не принесут нам никакой пользы, а только вред, если мы, подобно фарисею, будем осуждать других людей. Также Церковь напоминает нам о покаянии блудного сына, чтобы те из нас, которые имеют большие грехи, не отчаивались в них, но всегда прибегали к Богу с покаянием, потому что Небесный Отец с радостью всегда нас примет.
Церковь напоминает нам и о Страшном Суде, когда каждый человек получит воздаяние в вечности за свои дела, которые он совершал, живя на земле. И напоминает нам о прощении ближних, о том, что нужно обязательно прощать тех людей, которые нам нанесли какие-то обиды, самим просить прощения у тех, кого мы могли обидеть, потому что если мы этого не сделаем, то опять же не будут иметь значения никакие телесные посты, никакие подвиги, никакие молитвы.
Но из этих подготовительных недель к Великому посту особое внимание, мне кажется, следует уделить Неделе о Страшном Суде. Господь говорит о том, что Страшный Суд Божий будет проходить следующим образом: придет Сын Человеческий во славе Своей – и святые ангелы с Ним. И как пастырь отделяет овец от козлищ, так будут отделены грешники от праведников. По правую сторону от Сына Человеческого будут находиться праведники, по левую – грешники, и, обращаясь к праведникам, Господь скажет: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
Тогда праведники, удивившись, спросят у Господа: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня.
Тогда и грешники тоже спросят у Господа: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? И Господь ответит им: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.
То есть Господь ставит знак равенства между Собой и нашими ближними, которые нуждаются в помощи, и когда мы им этой помощи не оказываем – мы не оказываем помощи Самому Христу. А когда оказываем эту помощь – мы эту помощь оказываем Самому Господу.
И вот в подтверждение этому в Священном Предании нашей Церкви существует большое количество историй, в том числе жизнеописание бывшего мытаря, святого Петра Африканского, который был начальником сборщиков податей в Северной Африке. И этот человек был очень жесток. Когда однажды собралась группа нищих и стали между собой спорить и спрашивать, кто же самый жестокий человек в городе, – все пришли к единогласному выводу о том, что все-таки самый жестокий человек в городе – это мытарь Петр, потому что он никогда никому не подавал милостыню и вряд ли когда-нибудь ее подаст. И один нищий решил поспорить с другими и сказал, что он постарается добыть у Петра милостыню, что он сможет это сделать. Все стали над ним смеяться и говорить, что это невозможно сделать, что невозможно умилосердить этого жестокого человека. Тогда этот нищий побился с ними об заклад и сказал, что он все-таки добудет у Петра милостыню. Он отправился на встречу с Петром, стал ждать его. Вскоре появился Петр с ослом, навьюченным хлебами, и нищий стал неотступно просить у него подаяния. Петр сначала не обращал внимания на его просьбы, но потом, когда нищий ему очень сильно надоел, он разозлился и стал искать камень, которым можно было бы ударить этого нищего и отогнать его от себя. Но так как камня нигде не было, он схватил один из хлебов и метнул им в нищего как камнем, со злостью. Нищий схватил этот хлеб и, радостный, побежал к другим, чтобы показать, что он все-таки победил в споре.
Спустя два дня Петр слег от тяжелой болезни и находился при смерти. И, умирая, он увидел, что вокруг него собрались ангелы и демоны, они поставили весы, на одну чашу весов демоны начали складывать большое количество злых дел, которые свершал Петр в своей жизни. А на другую чашу весов ангелы не могли положить ни одного доброго дела, потому что не могли найти ничего доброго в его жизни. И тогда один из ангелов говорит, что есть хлеб, который Петр использовал как камень, кинув его в нищего. Может, по милосердию Своему Господь хоть как-то облегчит его участь? И когда хлеб этот был положен на ту чашу весов, где должны были находиться добрые дела, то один этот хлеб стал приподнимать большую массу беззаконий и грехов этого человека. И тогда ангел обратился к Петру со словами, что Господь дал ему возможность покаяния и в дальнейшей своей жизни, когда он выздоровеет, он должен будет наполнить эту чашу добрыми делами, чтобы не попасть в ад.
После того как Петр выздоровел, он полностью изменил свою жизнь и начал творить милостыню. Вскоре с ним произошла еще одна интересная история. К нему в холодное время года подошел нищий, который не имел одежды, чтобы согреться. Он стал просить у Петра одежду или деньги на то, чтобы приобрести эту одежду. Денег в то время с собой у Петра не было, и он снял с себя верхнюю одежду и отдал ее нищему. Но вскоре произошло следующее: нищий, увидев, что одежда богатая, подумал, что следует продать эту дорогую одежду, купить себе на вырученные деньги одежду победнее, а на оставшиеся деньги еще приобрести себе пропитание. И выставил эту одежду на продажу на торжище. Петр проходил мимо этого места и увидел свою одежду, выставленную на продажу, стал сильно скорбеть, стал думать о том, что доброе дело, милостыня, которую он оказал нищему, оказалась бессмысленной, что Бог не принял этого подаяния. Рассуждая так, он сильно скорбел, и вдруг ему является Христос в его одежде, в той самой одежде, которую он подал нищему, и говорит ему: «Петр, не скорби, в тот самый момент, когда ты отдавал свою одежду нищему, Я принял ее из твоих рук».
Страшен Суд Божий, у каждого человека есть грехи, и, наверное, оправдаться перед Богом невозможно, как говорит об этом псалмопевец Давид. Но Бог показывает нам тот путь, следуя которым мы в своей жизни можем не только загладить свои грехи, но и даже приобрести большую награду в Царствии Божием, потому что, оказывая дела любви нашим ближним, мы их будем оказывать Самому Христу.
Церковь, кроме того что заботится о нашем духовном устроении в Великий пост, еще установила и телесные правила поста. Великий пост называется так по своей строгости, потому что это самый строгий пост изо всех постов, какие есть в Церкви. Почему такая строгость? Почему человеку вообще необходимо телесное соблюдение поста? Ведь самое важное – это душа. И чтобы ответить на этот вопрос, Церковь в последний день перед вступлением в Великий пост напоминает нам об изгнании Адама из рая, потому что первозданный человек согрешил перед Богом, нарушив именно заповедь о посте.
Еще когда человек находился в раю, ему было необходимо соблюдать пост. Преподобный Ефрем Сирин говорит, что человеку была дана заповедь о посте для того, чтобы он приобрел через послушание Богу смирение. Потому что мы видим на примере дьявола, как великий ангел ниспадает с неба через свою гордость. И чтобы сохранить человека от такой возможности впадения в гордость, ему была дана заповедь о посте. Ему было сказано, что он может вкушать плоды от всех деревьев, но не может вкушать плоды от древа познания добра и зла. И в тот день, в который он это сделает, – он умрет. Адам и Ева, первые люди, нарушили эту заповедь, соблазненные змием, соблазненные дьяволом, – и были изгнаны из рая. Они нарушили заповедь о посте, поэтому Церковь установила соблюдение поста как первую ступень восхождения обратно в рай.
Преподобный авва Дорофей говорит, что от тела человека зависит и его духовное устроение. Так, например, человек, сидящий на коне, одетый в богатую одежду, чувствует в своей душе надменность. И совсем по-другому чувствует себя человек, одетый как нищий и сидящий в грязи. И то же самое касается и еды, которую употребляет человек. Одно дело, когда человек делает себе роскошную трапезу, вкушает разные яства – и совсем другое устроение у человека, когда он питается скудно. Поэтому нам Церковь установила особый период в нашей жизни, 40 дней Великого поста, а затем еще и время Страстной седмицы – это как некая духовная десятина, которая взимается. Если на число дней целого года посмотреть, то это получается духовная и телесная десятина, которую мы посвящаем Богу, потому что во время Великого поста мы особое время уделяем молитве, богослужению, чтению духовной литературы и Священного Писания.
Так что хочется пожелать всем, чтобы, соблюдая пост телесно, мы не забывали и о духовной составляющей, которая также для нас всех очень важна.
Записала Полина Митрофанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Этот день в истории. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!