Слово пастыря. «Да любите друг друга, как Я возлюбил вас»

3 декабря 2022 г.

Иерей Сергий Кутилов, клирик Никольского храма г. Липецка

– Надмирность нашей веры, если хотите, сверхъестественность, заключается в том, что Бог, Творец неба, земли и всего сущего, так возлюбил человечество (и притом человечество падшее), что по любви Своей принес Себя в жертву, чтобы все человечество вновь обрело жизнь вечную.

В 15-й главе Евангелия от Иоанна Спаситель, обращаясь к Своим ученикам, говорит: Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам (Ин. 15,12–14). В этих стихах, в каждом из них, содержится удивительная глубина Евангельского учения и объяснение того, зачем и почему Христос пришел в мир, ибо христианин – это не столько тот, кто умеет долго молиться или правильно и долго поститься, знать Устав и Священное Писание. Христианин – это в первую очередь тот, кто умеет любить Бога и, соответственно, умеет любить ближнего. Это заповедь Божия – любить ближнего.

Что же Христос говорит о Себе? Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Из контекста Священного Писания следует, что Христос говорит это в первую очередь о Самом Себе. Он говорит о Своей жертвенности. И как впоследствии в Послании к Римлянам говорил апостол Павел, Он пролил кровь не только за тех, Кого Он любил, Он проливал кровь абсолютно за всех, в первую очередь, наверное, за тех, кто Его ненавидел, давая возможность им тем самым исправления, спасения и приобщения к жизни вечной. Он указывает в этих словах на Свою величайшую, бескорыстную, жертвенную любовь и, самое главное, душу Свою Он полагает не потому, что иудеи не приняли Его и горят к Нему ненавистью. Но, говорит Христос, потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее.

Мы понимаем, что когда Христос отходит в Гефсиманский сад и к Нему приходят люди, рабы архиерея, во главе с Иудой, чтобы взять Его, апостол Петр противится этому, и взяв нож, урезает ухо одному из рабов. И Господь ему на это говорит: Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? Таким образом Христос в Своей беседе предваряет события и говорит, что все, что с Ним происходит, – происходит не по воле какого-то рока, не бессилен Он перед лицом надвигающихся событий, но ради них на самом деле Он и пришел.

К кому еще могут быть применены эти слова? Кто так же, как и Христос, положил душу свою за друзей своих? Святитель Лука, архиепископ Симферопольский, указывает, что такими исполнителями заповедей, этих слов Спасителя, являются мученики. Те, кто в жизни своей отверг царские почести, карьеру, домашних и настолько возлюбил Христа и всю Его правду, что свою душу отдал за самого главного Друга, Которым является Христос. И Христос, имея Сам в Себе возможность получать жизнь, дарует эту возможность и этим мученикам, которые в жизни своей отвергли не только богатство, отвергли не только почести, но и саму жизнь ради Христа.

Тогда возникает естественный вопрос: мученики, их основная масса приходится на первые века христианства. Как же быть нам? Могут ли слова нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих относиться к современным христианам? Да, конечно, вполне. Необязательно зримо проливать кровь для того, чтобы исполнить эту заповедь, эти слова, иметь такую совершенную любовь. Примером тому являются праведные и преподобные; например, праведная Иулиания Муромская.

Она жила во времена Бориса Годунова, являлась дочерью царского ключника, имела богатство, имела рабов. Рано потеряла родителей. Если мы прочтем жизнеописание, которое написал ее собственный сын, то мы увидим, насколько эта праведная святая была близка к Богу, и все, что она имела: богатство, власть, рабов, –  все это она почитала ради Христа ни во что. Даже будучи девицей, живя среди своих родственников, имея таких же сверстников-друзей, она, тем не менее, сторонилась этого радостного детства, всех этих забав, веселий, и любила молиться Богу. Удивляла она слуг своих тем, что стремилась сама исполнить какие-то дела, не требовала к себе особого внимания, ночью брала за правило вставать на молитву, что тоже вызывало усмешку не только у ее родственников, но и у слуг, которые потешались над ней.

При этом даже на укорение она отвечала очень скромно, со смирением, с любовью. Когда же она выросла, достигла 16 лет и была отдана замуж за Григория Осорьина, тоже знатного и родовитого дворянина, то и пребывая в послушании у мужа, в послушании у родственников, она, тем не менее, умудрялась так же выделять имущество, выделять средства, а то были времена и глада, и всевозможных болезней, поветрий, – и ущемляя себя, она выделяла хлеб, выделяла что-то из средств для того, чтобы любого приходящего накормить, излечить. Так, например, во время поветрия чумы она сама ухаживала за больными и приготовляла умерших к погребению. А на смертном одре, уже будучи тяжело больной, она находила в себе силы встать и помолиться, и даже тогда ее злословили, дескать, такая больная, все время лежит, а вот ночью встает и тихонечко молится.

А перед смертью она собрала всех своих детей, а у нее было 14 детей, некоторые из них, правда, во младенчестве умерли, но семья была большая. И вот, собрав своих детей, она перед смертью дала каждому наставление и с сокрушением сердца сказала, что в юности она желала ангельского чина, но вот Господь, видимо, по грехам ее не сподобил ее этого.

Жизнь человека была настолько праведна, настолько посвящена ближнему, настолько она отдалась всему этому служению, что она являлась исполнителем той самой заповеди, положила душу свою за ближних своих. Поэтому, братья и сестры, мы зря думаем, что положить душу свою – это значит обязательно умереть или пролить кровь. Если мы обратимся к толкованию Григория Двоеслова, он вспоминает Первое послание апостола Иоанна и говорит: «Итак, кто во время спокойствий не дает ради Бога своей ризы, тот во время гонения отдаст ли свою душу?» Таким образом он показывает, что в мирные времена душа человеческая питается милосердием.

Святитель Иоанн Златоуст показывает нам разницу, говорит, что просто любовь и любовь ради Христа – это разные вещи. Ведь мы можем любить человека из-за каких-то благ, желая от него что-то получить, либо мы отвращаемся от любви человека, если нам что-то не нравится, если мы перестаем получать от этого человека какое-то внимание или какие-то блага. Иоанн Златоуст говорит, что любовь ко Христу должна быть подобна любви апостола Павла, ибо апостол Павел любил всех и вся, ради Христа. Вот к этой любви ради Христа он призывает и говорит: «Вот почему, кто так любит, тот не разбирает ни рода, ни отечества, ни богатства, ни взаимной любви к себе, ни другого чего-либо подобного. Но хотя бы его ненавидели, обижали, умерщвляли, не перестает любить, имея достаточную причину к любви – Христа». Веская причина для нашей любви – это Христос. Он так возлюбил нас, что отдал за нас жизнь Свою, и больше этой любви нет.

Братья и сестры! Через любовь ко Христу мы так же должны стяжать это желание полагать свою душу, и это часто заключается в очень сложном делании. Ведь положить душу свою еще и означает от всей души простить ближнего своего, простить наветы, простить клевету, простить обман, простить измену и продолжать любить ближнего своего, чтобы исполнить эту заповедь Христа. Быть подобно нашему Создателю. И Его благостью, Его даром снова получить жизнь, жизнь вечную.

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 мая: 02:45
  • Воскресенье, 05 мая: 07:45

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать