Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом

23 февраля 2023 г.

– Наша программа выходит 23 февраля. Ровно год назад началась специальная военная операция. Я думаю, что многие центральные, да и другие каналы будут подробно освещать эту тему, а мне бы хотелось сегодня поговорить с Вами о другом. Владыка, я знаю, что наша с Вами разлука связана с тем, что Вы побывали на Святой Земле. Уверен, что нашим зрителям будет интересно узнать из первых уст о том, как живет сегодня Святая Земля.

– За неделю нахождения в Святой Земле – во святом граде Иерусалиме, в других святых местах Израиля и Палестины, конечно, непросто сделать однозначный вывод о том, как живет Святая Земля. Мы, паломники, направляемся туда не для того, чтобы сделать некий срез жизни Святой Земли, а для того, чтобы приобщиться к святыням, которые дороги сердцу каждого верующего человека.

Святая Земля почитается святой верующими людьми разных конфессий, и не только христианами, но и мусульманами, и иудеями. Она впитала в себя события Библейской истории и наполнена тем, что имеет непосредственное отношение к нашему спасению, и, конечно же, сердце человека, посещающего эти святые места, не остается равнодушным, безучастным. Соприкосновение с этими святыми местами заставляет его биться чаще, приводит человека в особое состояние, и это не только мои ощущения.

Я посетил Святую Землю в первый раз, но я слышал много отзывов о ней не только глубоко церковных, регулярно посещающих богослужения людей, но и людей малоцерковных, которые побывали в святых местах Иерусалима, на Живоносном Гробе Христа Спасителя, на Голгофе, где Христос был распят, в Вифлееме на месте Его Рождества. Возвращались они оттуда, делясь такими впечатлениями, такими воспоминаниями о пережитом, которые им не удавалось больше испытать нигде и никогда. То же самое могу сказать и я.

Эта поездка была для меня, можно сказать, спонтанной, но мы, люди верующие, знаем, что без воли Божией ничего не совершается, и, видимо, Сам Господь благословил эту поездку. Должен сказать, что на мысль совершить поездку в Святую Землю меня натолкнула одна встреча, которая состоялась лет шесть или семь назад.

Тогда я посещал Святую Гору Афон, и у меня появилась возможность подняться на ее вершину и не просто помолиться, но и совершить Божественную литургию в храме Преображения Господня на вершине Горы. Там произошла моя встреча с известным артистом и священником Иваном Охлобыстиным, который был там среди паломников.

Мы пообщались с ним после службы, и оказалось, что в этот день у него юбилей – 50-летие. Он сказал мне, что давно хотел встретить свой юбилей не в привычном кругу друзей и единомышленников за праздничным столом, а в молитве на Святой Горе Афон, и вот эта его мечта осуществилась. Я тогда подумал, какое это хорошее и благочестивое желание, и пожалел, что эта мысль раньше не пришла мне самому, потому что мое 50-летие к тому времени уже миновало.

Но по мере приближения к своему 60-летию, вспоминая эту встречу, я задумался, почему бы мне не встретить эту дату молитвой в святых местах Израиля. Поэтому, найдя попутчиков среди своих друзей, с которыми, можно сказать, я вырос, я отправился с ними в Святую Землю.

Программа нашего пребывания в Святой Земле была достаточно насыщенной. Жили мы на территории Горненского женского монастыря. Для тех, кто не знает, скажу, что это священное место. В Евангелии от Луки описывается, как Пресвятая Богородица встретилась с матерью Иоанна Крестителя в некой горней стране. Недалеко от Иерусалима есть гористая местность, где проживали родители Иоанна Крестителя. Именно туда после Благовещения и устремилась Матерь Божия, чтобы встретиться со Своей родственницей – праведной Елизаветой.

Когда-то это место было приобретено архимандритом Антонином (Капустиным), который очень много сделал для Русской Православной Церкви, приобретая для нее в Святой Земле места, связанные с евангельскими, библейскими событиями. На этом месте был основан женский монастырь, где несут свой монашеский подвиг монахини Русской Православной Церкви.

При Горненском монастыре есть хорошая гостиница для паломников, в которой нас и разместили, поэтому мы имели возможность молиться, принимать участие в богослужениях в Горненской обители и ощущать на себе гостеприимство матушки игуменьи Екатерины и сестер обители.

Поскольку этот монастырь находится на окраине Иерусалима, ничто не мешало нам посещать святые места в так называемом Старом городе, где и находятся основные святыни. После размещения в монастыре мы совершили молитву, утром поучаствовали в богослужении и направились в Иерусалимскую Патриархию, где состоялась наша встреча с Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофилом III.

Блаженнейший Патриарх обычно принимает группы паломников, прибывающих в святой град Иерусалим, и преподает им благословение, находящимся же в священном сане он преподает благословение на возможность совершения богослужения в святых местах. Помимо меня и небольшой группы паломников из России там были паломники и из других стран. Самой большой оказалась паломническая группа из Румынии – более сотни человек. Были паломники из Болгарии, Соединенных Штатов Америки и из других стран.

Заручившись благословением самого Блаженнейшего Патриарха Святого града Иерусалима и всея Палестины, мы отправились на посещение святых мест, и начали мы не с Иерусалима, а с Галилеи – с того места, где Господь начинал Свою евангельскую проповедь. Поэтому из Патриархии мы направились через весь Израиль на северную, противоположную его оконечность, где находится целый ряд святых мест.

В тот день мы посетили гору Фавор, которая верующим христианам особенно дорога тем, что на вершине этой горы произошло Преображение Господне, когда Господь показал ученикам Свою Божественную славу. На вершине этой горы сейчас находятся два монастыря – один православный, а другой католический.

Поднявшись на вершину Фаворской горы, мы поклонились месту, где произошло Преображение Господне, и затем, обозрев с вершины Фавора все окрестности, направились в соседний город Назарет, где состоялось Благовещение Пресвятой Богородицы и где произошло, пожалуй, самое важное событие человеческой истории – воплощение Божественного Слова, и Слово стало плотию, и обитало с нами, где Иисус Христос провел детство и юность.

Сейчас на месте Благовещения Божией Матери стоят два храма – православный и католический. Католический храм находится на месте, где был дом Иосифа, в котором жила Пресвятая Дева Мария. Там же проистекает источник, к которому в то время ходили за водой все жители города. Сюда же ходила за водой и Пресвятая Дева Мария. Сейчас этот источник называется источником Девы Марии. По местному преданию, Благовещение Божией Матери от Архангела Гавриила началось именно у этого источника, а затем оно продолжилось в доме Иосифа.

Мы набрали воды из источника Девы Марии, затем поднялись на гору, которая называется горой Свержения. Мы помним, что когда Господь после проповеди в Галилее и совершения многих чудес, слух о которых пошел по всей стране, пришел в Свой родной город Назарет, Он произнес известную фразу: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем.

В Назарете Господа приняли очень холодно: «Кто Он? Не Сын ли это плотника? Не Тот ли, всех родственников Которого мы знаем? Что необычного мы можем о Нем услышать?» Поэтому по неверию жителей Назарета Господь не сотворил там много чудес. Более того, Своей проповедью Он вызвал недовольство у местных жителей, и они, схватив Его, повели на край горы Свержения, на которой стоял город, чтобы сбросить Его с горы. Но, как сказано в Евангелии, Господь прошел незамеченным среди этих людей и удалился. С этой горы открывается очень красивая панорама всех окрестностей, открывается вид на так называемую Изреельскую долину и на отдельно стоящую на ней гору Фавор.

На берегу Галилейского озера мы остановились на ночлег в гостинице, стоявшей прямо на берегу. Была уже ночь, и мы имели возможность под покровом ночи спуститься к самому озеру и погрузиться в его священные воды. Ободрившись этим и переночевав в этой гостинице, мы продолжили свой путь.

Мы побывали в городе Кана Галилейская, где Господь совершил Свое первое чудо – претворил воду в вино в каменных водоносах. Сейчас на том месте стоит греческая церковь, когда-то построенная русскими, но переданная местной православной арабской общине. В этой церкви до сих пор несут свое служение потомки того первого священника, которому русские передали церковь.

В Кане Галилейской были проведены археологические раскопки и найдены остатки древней византийской базилики, которая была построена на месте того дома, где был брак. И когда уже в наше время археологи стали проводить раскопки под этой базиликой в более нижних слоях, были обнаружены развалины того самого дома, где произошло это чудо.

В развалинах дома были найдены так называемые гидрии – каменные водоносы, которые упоминаются в Евангелии. Один из этих водоносов стоит в нижнем цокольном этаже храма, и паломники, приобретая в церковной лавке сувенирное вино, стараются приложить его к этой гидрии, чтобы воспринять благословение от Самого Господа, сотворившего в Кане Галилейской Свое чудо.

Дальше мы побывали в Капернауме, где Господь провел большую часть времени, проповедуя Евангелие, посетили развалины синагоги, которая была свидетелем проповеди Христа Спасителя. В одном из местных кафе мы отведали очень вкусной и питательной рыбы, которую местные рыбаки добывают в Генисаретском озере и которую местные жители называют рыбой апостола Петра. И хотя на вид она не очень большая, я осилил лишь ее половину и понял, что уже пресытился, настолько она питательная.

Посетив другие святые места Галилеи, поздно вечером мы вернулись в Иерусалим, а на следующий день был мой юбилей – 60-летие. В этот день я хотел послужить на каком-либо святом месте, и оказалось, что в этом году мой юбилей пришелся на пятницу, а в пятницу в Храме Воскресения Христова ночная литургия совершается не на Гробе Господнем, а на Голгофе. И вот встретить свой 60-й день рождения мне удалось служением Божественной литургии на Голгофе, где Господь принес Себя в жертву за весь мир, где Он пролил Свою кровь. Здесь мне удалось причаститься Святых Животворящих Таин – Тела и Крови Христа Спасителя.

Это была незабываемая служба. Богослужение совершалось ночью. Сначала была краткая утреня, а затем уже Божественная литургия, которую я совершил вместе с митрополитом Иоакимом – архиереем, являющимся хранителем Гроба Божией Матери, где совершилось Успение Пресвятой Богородицы и Господь взял Пречистую Деву Марию вместе с Ее плотью на небо.

После богослужения мы вернулись в Горненский монастырь. Немного отдохнув, мы поехали в Иорданскую пустыню на место подвигов преподобной Марии Египетской, где она пошла за Иордан, чтобы нести свой подвиг покаяния, посетили монастырь известного подвижника Герасима Иорданского.

Главной же целью нашей поездки была река Иордан, причем то самое место особого паломничества, где Господь принял крещение от Иоанна Предтечи. Нам удалось погрузиться в священные воды этой реки, и, хотя вода Иордана не прозрачная, довольно мутная и дно ее глинистое, мы ощутили особое благословение Господа. Паломники совершают погружение в воды Иордана в особых рубашках с изображением иконы Крещения Господня, эти иконы там приобретаются. Такую рубаху привез с собой и я.

Посетив некоторые другие священные места, мы вернулись в Иерусалим, где поклонились месту Вознесения Господня на вершине Елеонской горы. На камне, с которого возносился Господь, остались отпечатки стоп Христа Спасителя. С благоговением приложившись к ним, мы посетили рядом расположенный храм, который имеет название «Отче наш». Этот храм построен на том самом месте, где Господь научил Своих учеников и всех христиан этой великой молитве. Стены храма покрыты не иконами, а своеобразными плитами, на которых начертан текст молитвы «Отче наш» на разных языках мира.

Затем мы посетили храм с Гробом Божией Матери, поклонились этой святыне. На следующий день состоялось наше посещение Вифлеема – места Рождества Христова. Древняя базилика произвела на нас очень сильное духовное впечатление. Встретил нас настоятель храма священник-араб, который служит в этом храме уже 52 года. Он оказал нам очень радушный прием, завел в алтарь, показал все святыни храма. Конечно же, мы с особым трепетом поклонились месту Рождества Христова.

После посещения разных святых мест Иерусалима в воскресенье я имел возможность совершить Божественную литургию на Живоносном Гробе Христа Спасителя, на месте Его славного воскресения. Таким образом, в пятницу, когда Господь умер, мне удалось послужить на Голгофе, а в воскресный день, в который Господь воскрес, – на месте Его воскресения.

К вечерне мы поехали в Лавру преподобного Саввы Освященного, поприсутствовали на богослужении. Затем мы разделили вечернюю трапезу с монахами этого монастыря и остались там на повечерие. Вернувшись в Горненскую обитель и переночевав там, мы уже направились в аэропорт, откуда самолет доставил нас в богоспасаемый град Москву, где я принял участие в торжествах, связанных с 14-й годовщиной интронизации нашего Святейшего Патриарха Кирилла. Этим мое паломничество и закончилось.

От этой поездки у меня осталось очень много впечатлений, я просто переполнен ими. Надеюсь, что я привез на Томскую землю в сердце своем благословение Господа. На всех святых местах, конечно же, в первую очередь я молился о Томской земле, о наших прихожанах, обо всех людях, которые просили вознести о них молитву. Поэтому я думаю, что это событие значимо не только для меня, но и для всех наших прихожан.

– Владыка, Ваш рассказ потрясающий. Предлагаю обязательно вернуться к теме «Святые места» в одной из наших следующих программ. А теперь давайте перейдем ко второй части нашей программы. Начинается Великий пост, и предшествует ему Прощеное воскресенье. Давайте поговорим о том, как и у кого лучше всего попросить прощения в этот день.

– Прежде всего мы должны попросить прощения у тех, кого мы обидели, и совесть наша обличает нас в том, что мы поступили с ними несправедливо (или, может быть, справедливо, но слишком грубо и немилосердно). В Прощеное воскресенье мы часто готовы просить прощения у людей, которые не держат на нас никакой обиды, с которыми мы никогда не ссорились и которым мы не причинили никакого зла. Сказать такому человеку «прости», зная, что он против нас ничего не имеет, достаточно просто.

А вот прийти и попросить прощения у человека, с которым мы поссорились, значительно сложнее, и начать нужно именно с этого, чтобы вырвать с корнем сорняк нашего немирного устроения, которое в нас есть. Нам нужно примириться со всеми, и сказать «прости» в первую очередь нужно нам, а не нашим оппонентам. Прощая других, мы обогащаем себя, мы разрушаем то, что мешает нам приблизиться к Богу.

Если же мы хотим получить прощение от Бога, начинать нам нужно с себя. Господь говорит: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам. Если мы строги, если мы требуем возмездия и справедливости по отношению к людям, то и Господь будет подходить к нам с такой же строгой мерой. А поскольку все мы несовершенны, будем ли мы тогда помилованы?

В молитве «Отче наш» есть такие слова: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. То есть мы просим у Бога простить наши немощи, грехи, наше недостоинство точно так же, как сами прощаем других. Если же мы не прощаем других, то, по сути, и сами не будем прощены. Нам нужно всегда об этом помнить.

Поэтому Прощеное воскресенье – это очень важный день, позволяющий нам перейти в Великий пост в должном духовном устроении. Это своего рода трамплин, который дает нам толчок к подвигу Великого поста.

– У нас еще есть вопросы телезрителей.

Вы говорили сегодня о Преображении Господнем, и этот вопрос касается именно праздника Преображения: «Почему Преображение отмечается в августе, хотя по логике событий оно должно отмечаться перед Пасхой?»

– Никакой логики здесь нет. Преображение Господне отмечается тогда, когда оно и произошло. В третий год открытого служения Христа Спасителя Он направился из Галилеи в сторону Иерусалима, и отправной точкой здесь стала гора Фавор, где Господь преобразился перед Своими учениками.

Задачей Христа Спасителя было показать Своим ученикам не только Свою человеческую природу, но и Божественную славу, чтобы они, увидев в Иерусалиме Его, истерзанного, пригвождаемого ко кресту, понимали, что эти Его страдания были добровольными. Но Преображение Господа было не непосредственно перед Его страданиями, потому что ученики не могли сразу, одномоментно вместить эту истину. Их нужно было заблаговременно подготовить к этому, и Господь начинает говорить об этом Своим ученикам за несколько месяцев.

А потом Он начинает все ближе и ближе постепенно приближаться к Иерусалиму, каждый раз снова и снова напоминая Своим ученикам, что в Иерусалиме Его ждут не почести, не царская корона, а терновый венец. Он все время будет доводить им эту мысль, и в конце концов многие апостолы поймут, что страдания Христовы носили добровольный характер. Поэтому логика того, что Преображение Господне мы празднуем в августе, вполне очевидна.

– «Владыка, довелось ли Вам посмотреть новую версию фильма про Чебурашку? Кому-то он очень понравился, а кто-то, как, например, Дмитрий Певцов, обвиняет его в пошлости и бездарности».

– Я ничего не могу сказать на эту тему. С вопросами, касающимися кинематографа, наверное, нужно обращаться к специалистам другого профиля. Я же по этой теме ничего не видел и не слышал, поэтому сказать ничего не могу.

– «Видите ли Вы в сегодняшнем мире проявления сатанизма и способствует ли этому вседозволенность?»

– Смотря что понимать под сатанизмом, ведь всякий, делающий грех, есть раб греха, и он угождает не Богу, а Его противнику дьяволу. Конечно, в наше время довольно много сил служат злу не по немощи своего естества, не потому, что они ошибаются, заблуждаются, а потому, что сознательно делают свою ставку на зло.

К сожалению, такие служители зла были всегда, но в последнее время, наверное, их становится больше. Иногда эти тенденции наблюдаются среди сильных мира сего, среди тех, кого называют элитой мира, и это весьма настораживает и говорит о том, что если мир не одумается, то его ждет то же, что когда-то произошло с Содомом и Гоморрой, жители которых переполнили чашу долготерпения Божия, мир уже не мог терпеть такого общества и таких городов, и они исчезли с лица земли.

Но Господь всегда оставляет людям возможность покаяния и исправления, не отнимает Он такой возможности и у нашего поколения.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Вторник, 21 мая: 03:00
  • Четверг, 23 мая: 12:30
  • Воскресенье, 26 мая: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать