Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Как известно, реклама (или что-то похожее на нее) появилась очень давно, с момента зарождения письменности. И в Древней Греции были какие-то сообщения, которые информировали людей...
– Какого плана?
– О предстоящих спортивных мероприятиях, о торговых событиях. Это было и потом, и в царской России, и даже в советское время. Мы все помним: «Летайте самолетами “Аэрофлота”!» Или: «Храните деньги в сберегательных кассах!» Сейчас в современном мире огромное количество рекламы. И, наверное, Вы правы, без рекламы трудно было бы хотя бы потому, что реклама дает информацию.
– Быть может, не всегда правдивую.
– Не всегда правдивую, но реклама нужна. Например, чтобы узнать, какие товары есть, какие услуги предоставляются.
– А есть какой-то вид рекламы, на который могла бы пойти и Церковь, рекламируя свои услуги?
– Реклама разная бывает. Есть социальная реклама, которая лично мне больше нравится. Что касается церковной рекламы, то возможно, например, рекламировать паломнические поездки, давать информацию о предстоящих благотворительных акциях, о принесении святынь. И такая реклама есть.
– Насколько я знаю, очень часто по нашему телевидению рекламируются православные выставки-ярмарки, которые приезжают в наш город.
– И это тоже. Сейчас некоторое затишье с ярмарками. Социальная реклама, в отличие от коммерческой и политической, – это то, что должно быть всегда.
– Но есть один минус: люди, которые занимаются какой-то благотворительностью, как правило, в нее деньги и вкладывают, на рекламу ничего не остается. Что Вы можете сказать относительно того (мы это часто видим по отдельным телеканалам), когда рекламируют, например, какие-то иконки, подвески и говорят: «Купите эту подвеску, и святитель Николай защитит Вас от всяких бед». Это тоже, по сути дела, реклама. Насколько она корректна и имеет ли право на существование?
– С одной стороны, возможно, она и имеет право на существование, чтобы люди знали, но лично мне она не нравится, может, просто потому, что я знаю, где это можно купить. А носить иконки как кулоны – эта идея мне вообще не по душе. Нательные крестик и иконочка – это не украшение, по моему личному мнению.
– А православному человеку заниматься бизнесом в сфере рекламы допустимо?
– Православному человеку вообще допустимо заниматься бизнесом. Если ты действительно верующий человек, то ты и понимаешь меру своей ответственности в этом деле. Есть некоторые границы, которые в рекламе переходить нельзя.
– Давайте их обозначим.
– Чтобы реклама не стала пропагандой каких-то ненормальных, нетрадиционных для нашего общества идей.
– Мы в 90 % случаев, даже когда рекламируют автосервис, видим, что делают это полуобнаженные женщины. И это стало нормой. Многие считают, что именно это и красиво. Как здесь быть?
– Я не знаю, насколько такая реклама соответствует качеству предоставляемых услуг (я не автолюбитель). Но если это рассчитано на то, что в основном за рулем мужчины и это их привлечет в автосервис, то это как раз пример того, как реклама пытается сыграть на страстях. Этого, конечно, нельзя делать. И если у тебя сломалась машина, то есть в рекламе девушка или нет, ты все равно ее будешь ремонтировать.
– Мы говорим, что не вся реклама одинаково корректна. Многие ролики, которые мы смотрим по телевизору, содержат лживую информацию. Мы знаем, что «отец всякой лжи» – враг рода человеческого. Значит ли это, что мы и рекламу должны относить к миру темных сил?
– Реклама, и Интернет, и телевидение – сами по себе вещи нравственно нейтральные. Другое дело, что́ человек вкладывает в них, и тогда они приобретают положительный или отрицательный характер. Конечно, недопустимо рекламировать вещи или какие-то продукты заведомо некачественные. Это я знаю из личного опыта, когда, глядя на рекламу, покупал потом товар и выбрасывал его. Особенно когда начинают рекламировать продукты питания, то это уже почти гарантия, что они плохие. Хорошие продукты не рекламируют, люди о них знают. Не надо рекламировать хлеб, например.
– А если это новый продукт, который только что появился на рынке?
– Ну, посмотрим.
– А на Вас как на гражданина страны реклама действует? Насколько часто Вы, посмотрев рекламу, используете то, что Вам предлагают? Я так понял, что подобные случаи были, но насколько часто?
– Нет, не действует. Я руководствуюсь единственной рекламой, в Интернете, – это новые книги, которые я хотел бы иметь или издания которых ожидаю. За этим я слежу и эти книги покупаю. Но тут я просто знаю, чего хочу, какого автора или какую книгу, поэтому обмана здесь для меня быть не может. Если обложка такая, то и содержание соответствующее. А насчет продуктов питания… несколько раз в командировках мне нужно было что-то купить себе в гостиницу, чтобы быстренько, в походных условиях употребить. И вот тогда я с обманом и сталкивался, причем всегда.
– Кощунством будет сказать, что апостолы тоже в какой-то степени были рекламными агентами, проповедуя Христа, рекламируя Его?
– Я думаю, так вообще нельзя говорить. Если у нас есть слово, за этим стоит какая-то реальность. Реклама и проповедь – это, конечно, разные вещи, хотя бы потому, что предмет проповеди и предмет рекламы совершенно разный.
– А Вы сами можете что-то прорекламировать? Допустим, воспользовались каким-то товаром, который Вам понравился, и в знак благодарности, чтобы люди это тоже приобрели, приобщились к хорошему... Часто так делаете? Можете кому-то что-то порекомендовать? По сути, прорекламировать?
– Я могу, но в основном это книги. И это на людей мало действует.
– А книги всегда именно церковного содержания или читаете и светскую литературу?
– Сейчас меньше светскую, больше всего церковную, потому что это мне надо для жизни.
– Наши телезрители с Вами не так часто встречаются в эфире, поэтому, я думаю, им было бы интересно узнать, какие книги Вы могли бы порекомендовать им прочесть.
– Я не буду сейчас называть авторов, только хочу предупредить, что очень много как бы религиозных книг, и не всегда это качественный продукт. Под маркой религиозности, духовности людям могут предлагаться очень опасные вещи.
– Мне кажется, мы как раз должны, пользуясь средствами массовой информации, предостеречь от этих книг.
– На что человек должен обратить внимание? Во-первых, на то, что предлагается в церковных магазинах, в интернет-магазинах, в храмах, – это уже гарантия духовного качества. Эта литература проверенная, и каждый может выбрать чтение для своего уровня, культурного и духовного. Для начинающих – одна литература, для людей, живущих духовной жизнью, – другая.
Есть православные интернет-магазины, там тоже литература отобранная, не случайная, которая может навредить человеку. Если вы покупаете литературу в каком-то магазине, то на ней должен стоять гриф «Рекомендовано Издательским советом Русской Православной Церкви», который означает, что эта книга одобрена и рекомендована к распространению. Это тоже гарантия ее качества в духовном плане.
– Насколько я слышал, была история про одну книгу, которая продавалась в том числе и в церковных лавках. Это был молитвослов с молитвами очень странного содержания. Такое может быть?
– Я не знаю этого случая. Что касается молитвословов, еще раз скажу, если это и было где-то, то это плохо. Настоятель, конечно, должен следить за тем, какая литература попадает в церковную лавку.
– Поскольку мы с Вами заговорили о книгах, как бы рекламируя любовь к чтению, хотелось бы у Вас кое-что уточнить. Если говорить о духовной литературе, как правило, на первой странице пишут: «По благословению епископа такого-то...» Это является гарантом того, что вы покупаете проверенную книгу? Или возможны варианты?
– Сейчас духовная литература, которая распространяется через церковную сеть и издается Издательским советом Русской Православной Церкви или другими православными издательствами (их много в России), должна иметь гриф «Рекомендовано к распространению...» или «Одобрено Издательским советом Русской Православной Церкви» (там есть и номер). Прежде чем книги издавать, собирается коллегия духовно и литературно мудрых людей, которые изучают предлагаемые тексты и дают добро или не дают. Вся богослужебная литература издается только Издательским советом Русской Православной Церкви, и на ней есть гриф: «По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла».
– Какая книга у Вас настольная и какую Вы сейчас читаете?
– Я сейчас читаю книгу митрополита Илариона (Алфеева) об апостоле Павле. Удивительный труд, очень интересный. Он позволяет узнать то, чего я не знал, и систематизировать уже известное.
– На меня лично самое большое впечатление за последние годы произвела книга «Несвятые святые» (я думаю, ее читали, наверное, уже все наши телезрители).
– Я ее купил в Сретенском монастыре, первое издание, смотрел что-то интересное, а эту книгу выносили и ставили на полки. И я, не особо задумываясь, зная, что тут ничего плохого мне не попадется, просто взял ее. Пока летел обратно, прочитал в самолете и был потрясен. Мне хватило времени (четыре с лишним часа), чтобы прочесть ее от корки до корки.
– Давайте вернемся к рекламе. Скажите, насколько вообще уместно, чтобы Церковь открыто рассказывала о своих услугах? Например, о молебнах, каких-то требах, чтобы это было на телеканалах, в бегущей строке. Или это абсолютно неуместно?
– Я не думал, нужна ли бегущая строка с информацией о молебнах, отпеваниях. Мне кажется это очевидной вещью, о которой люди сами знают.
– А какие-то небольшие аншлаги возле храмов уместны, на Ваш взгляд?
– Нет. А зачем?
– Чтобы знать о начале вечернего, воскресного богослужения.
– Есть стенды около каждого храма, где висят информационные листочки о каких-то событиях: предстоящих праздниках, мероприятиях на территории храма, с ними связанных, богослужениях. Это везде есть.
– Тем более когда сейчас такая непростая ситуация (быть может, не во все храмы можно пройти без маски, к примеру).
– Без маски приходить нежелательно, но в течение дня храм не переполнен. Одновременно в нем могут быть человек пять-десять. Храмы имеют достаточную вместимость, чтобы люди разошлись на двойную или тройную социальную дистанцию. Это не проблема.
– Резюмируя все вышесказанное, подытожим, что реклама – это ни хорошо, ни плохо, просто к ней нужно подходить с умом, как к огню, который может согреть, а может и сжечь.
Давайте теперь перейдем ко второй части нашей программы: 25 октября отмечается память святых отцов VII Вселенского Собора. Чем они знамениты?
– Это чрезвычайные события в жизни Церкви. История знает семь Вселенских Соборов. Они собирались с IV по VIII век. Их называют Вселенскими, потому что приезжали люди со всего христианского мира, «со всей вселенной» – тогда это так называлось. Возникали недоумения относительно вероучения, ереси, неправильное понимание церковного учения. В ответ на эти вызовы собирались святые отцы и вырабатывали формулы православного понимания, например, Святой Троицы, Девы Марии или богочеловечества Иисуса Христа.
Поводом для VII Вселенского Собора в 787 году послужила ересь иконоборчества, которая почти шестьдесят лет до этого сотрясала христианскую Церковь. Кому-то показалось, что икон не должно быть.
– Из серии «не сотвори себе кумира»?
– Да. Конечно, это не на пустом месте возникло, не просто так. Действительно, некоторые люди стали поклоняться иконе, чего не должно быть. Чтобы изменить неправильное отношение к святыне, людей качнуло в другую крайность – вообще уничтожить иконы. И возникла проблема. Собрались святые отцы, которые сформулировали православное отношение к иконе в 787 году на последнем VII Вселенском Соборе.
Почему не было восьмого, девятого Собора? Потому, что человеческий разум больше не производил ересей. На все основные догматические вопросы вероучения Церковь ответила. И если сейчас люди мыслят не совсем православно, это не потому, что они выдумали какую-то новую ересь или новое учение, просто они безграмотные и ничего не знают.
Когда сейчас некоторые обвиняют православных в идолопоклонстве, в поклонении иконам, это неправда. Мы воздаем иконе должную честь, понимая, что доска и краски не суть Иисус Христос, Божия Матерь или святой. Мы понимаем, что это не просто портрет, перед которым мы совершаем молитву, возжигаем свечи, а что в этом изображении есть еще и духовная реальность. Через икону мистическим, таинственным образом человек соединяется с первообразом, с тем, кто изображен на иконе. И через этот образ человеку, по его вере, подается благодать, те дары, о которых он просит.
– Когда православных обвиняют в том, что они идолопоклонники, поскольку поклоняются иконам, мне приходит на ум пример с фотографией. Вы достаете фото мамы или любимой женщины, можете поцеловать его. Но это же не значит, что вы влюблены в фотографию, а не в того, кто на ней изображен.
– Конечно. И если мы говорим «икона», то это образ. Но ведь Священное Писание – это словесный образ, Библия – это ведь тоже икона. Те, которые обвиняют православных в поклонении иконам, на самом деле сами являются грубыми идолопоклонниками, потому что они постоянно держат в руках Священное Писание и без него ничего не могут. Это и есть самое настоящее идолопоклонство.
– Но ведь икона по правилам иконографии и изображена особым образом: как будто не человек смотрит на икону, а икона смотрит на него.
– Это технические приемы прямой и обратной перспективы. Да, икона – это не портрет.
– А можно сказать, что икона – это глаза, которыми Бог смотрит на нас?
– Можно и так сказать. Если мы видим в иконе какое-то несоответствие реалиям нашего мира (анатомические странности или странности в позе, в изображении тела), то иконописец, тоже верующий человек, не просто так это написал. Он показывает нам иной мир, мир Божественный, Царство Небесное, где все по-другому. Тем не менее я как личность в нем не исчезаю.
– У нас есть еще вопросы телезрителей. Практически все они на одну тему. У Вас есть опасения, что в связи со второй волной доступ в храмы могут снова ограничить?
– Опасения такие могут иметь место, но все зависит от нас, нашей дисциплины и ответственности перед самими собой и перед другими людьми. Если уж так случилось, что эта напасть нас посетила, то надо быть предельно серьезными. Об этом говорят все, я тут ничего нового не скажу. Но если маски будут носить, особенно в многолюдных местах, то вероятность заражения и распространения этой инфекции резко уменьшится, станет предельно мала. Тогда ничего не надо будет закрывать.
– Насколько велика заболеваемость новой коронавирусной инфекцией среди духовенства Томской епархии?
– Эти случаи были, их немного, но все они, слава Богу, проходили в легкой форме, отцов не госпитализировали.
– Как Вам идея собрать особую группу священников, которая в защитных костюмах могла бы исповедовать и причащать в ковидальных госпиталях? Ведь люди в этом очень нуждаются?
– Переговоры об этом с властями сейчас идут. Это необходимо.
Ведущий Виталий Стёпкин
Записала Елена Кузоро
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 20 мая
День ангела. 20 мая
Церковный календарь 20 мая. Обретение мощей преподобного Нила Мироточивого, Афонского
Евангелие 20 мая. Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел
Читаем Апостол. 20 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!