– Я считаю, что детям можно говорить о том, что чудеса происходят не только на Новый год, но и всегда, когда человек способен принять эти чудеса от Господа. Что же касается первого вопроса, то он не такой уж и простой, каким может показаться на первый взгляд. Ведь что мы понимаем под празднованием Нового года? Преподобный Иоанн Лествичник в книге «Лествица» пишет, что человек, который любит Бога, зная о приближении праздника, думает о том, какими добрыми делами почтить этот праздник, а человек, который любит свое брюхо, думает о том, какие яства ему приготовить, чтобы насытить его.
А вообще каждый из нас вкладывает свой смысл в празднование Нового года. Церковь призывает своих чад – людей, которые способны услышать ее голос, или в Новый год, или в преддверии Нового года обязательно прийти в храм Божий и встретить новогодний праздник живым общением с Богом, Который является источником чудес и благословений для каждого человека.
Чтобы получить милости от Бога, мы не должны закрываться, отделяться от Него, и молитва – это как раз то, что позволяет нам открыть наши сердца, нашу жизнь перед Богом, чтобы Господь вошел в нее и благословил нас и чтобы наступающий год действительно был Богом благословленным.
В эти дни мы часто слышим из уст окружающих нас людей поздравления с Новым годом, с новым счастьем, но для того чтобы эти пожелания осуществились, необходимо не просто чего-то желать друг другу, но и встретить Новый год молитвой, ведь источником любого блага является Господь. Наверное, это самое большое, радостное и плодотворное, что можно пожелать каждому человеку.
У нас в Томской митрополии давно сложилась традиция накануне Нового года, 31 декабря, по окончании вечернего богослужения совершать особое молебное пение, молебен на начало нового года, в котором мы благодарим Бога за все Его благодеяния, полученные нами в уходящем году, приносим Богу покаяние в наших грехах и немощах, которыми, вольно или невольно, мы оскорбили или прогневали Бога, и просим у Бога благословения на год наступающий.
Многие благочестивые христиане, не ограничиваясь этим новогодним молебном, стараются в Новый год принять участие в Божественной литургии и готовятся приступить к Причастию Святых Христовых Таин, чтобы, причастившись Божественного Тела и Крови Христа Спасителя, вступить в наступающий новый год с Господом. Поэтому встреча нового года молитвой и богослужением – дело весьма отрадное.
Кроме того, я знаю, что и в Сибири, и в центральной части России на многих приходах ровно в полночь начинаются ночные Божественные литургии. И в то время, когда люди, полностью погруженные в мирскую стихию, сидят за обильно накрытым столом и раздается звон бокалов с шампанским, многие находятся в храме Божием и, представ пред взором Божиим, молятся и за себя, и за своих близких, и за нашу страну. Наверное, это самое лучшее из всех возможных празднований Нового года.
Тем не менее многие люди привыкли встречать этот праздник в кругу семьи, и даже благочестивые верующие люди, которые пришли в храм на новогодний молебен, торопятся домой, к своим близким, чтобы встретить праздник за праздничным столом. Но мы не должны забывать, что Новый год приходится на Рождественский пост, и стол может быть праздничным, но он не должен нарушать святость Рождественского поста и какие-то очень важные устои нашей духовной жизни и духовного труда.
– Однажды Спаситель сказал, что закон создан для человека, а не человек для закона, но не все люди глубоко воцерковлены. Может быть, в день празднования Нового года имеет смысл сделать небольшое послабление?
– Знаете, не все люди у нас окончили медицинские институты, и поэтому здесь может быть задан как бы параллельный вопрос: беспокоит ли Вас такое явление, как аллергия? Многие люди болезненно реагируют на те или иные продукты или запахи, на пыльцу растений, и даже вкушение небольшого количества такого продукта вызывает у них сильную аллергическую реакцию. Действительно, закон – не самоцель, и стоит ли на Новый год что-либо отменять? Принесет ли это кому-нибудь пользу или вызовет какое-то разрушительное действие?
Это будет сродни тому, что Министерство здравоохранения примет какое-нибудь постановление или рекомендацию по отмене в новогоднюю ночь диеты для людей, страдающих панкреатитом или какими-то другими заболеваниями желудочно-кишечного тракта, чтобы они позволили себе жирную и острую пищу. Для них это может закончиться больничной койкой, а для некоторых даже летальным исходом. И поэтому это совсем не тот случай, когда мы можем применить икономию (или послабление) церковных правил и законов.
Если мы так легко относимся к посту, это значит, что мы не понимаем, что пост важен не для Бога (Богу безразлично, едим мы мясо, рыбу или хлеб), а для нас, что Церковь установила пост для нас. И если человек вдруг начинает нарушать пост, даже исходя из каких-то, казалось бы, добрых побуждений, он разрушает тот процесс духовного оздоровления, духовной терапии, который Церковь предлагает каждому из нас.
Если же применение церковной икономии действительно необходимо, Церковь позволяет смягчение поста, а иногда и полную его отмену. Скажем, если человек страдает какими-то заболеваниями, препятствующими соблюдению им строгого поста, если это беременные женщины, кормящие матери или люди преклонного возраста, Церковь делает для них послабление, а то и отмену поста, полагая, что это не нанесет никакого духовного вреда этим людям. В других же случаях это будет совершенно неразумно и губительно для них.
– Владыка, сейчас мы ведем летоисчисление от Рождества Христова, но при этом Рождество Христово и Новый год празднуются в разные дни. Где же здесь логика?
– Когда мы говорим, что летоисчисление ведется от Рождества Христова, имеется в виду год от Рождества Христова. Раньше люди так и писали: 1876 год от Рождества Христова. Здесь имеется в виду не день, а год от Рождества Христова. А что касается Нового года, в разные исторические эпохи новогодний праздник отмечался в разные дни.
Например, церковный Новый год до сих пор празднуется тогда же, когда начинается и новый учебный год, – 1 сентября. Правда, учебный год начинается 1 сентября по новому стилю, а если бы по старому стилю, то это было бы 14 сентября. Поэтому в церковных богослужебных книгах молитвы и песнопения, касающиеся темы Нового года, помещены не под 1 января, а под 1 сентября. В древнерусской традиции существовал обычай празднования Нового года 1 марта, причем эта традиция даже более древняя, своими корнями она уходит в библейскую древность.
Привязка Рождества Христова к Новому году стала возможна только после петровских реформ, потому что Новый год стали праздновать 1 января только в эпоху Петра I, поэтому и появился этот новогодний день – 1 января по юлианскому календарю. Он соответствует 14 января современного григорианского календаря, и в народе этот праздник называют Старым Новым годом, но на самом деле не такой уж он и старый, потому что празднование Нового года в этот день началось, как я уже сказал, только со времени царствования Петра I.
А если говорить о более старом Новом годе, то это сентябрьский или мартовский Новый год. Поэтому празднование Нового года – это некая условная дата, которая, как Вы сказали вначале, всегда позволяла и позволяет человеку каким-то образом осмыслить год прошедший, проанализировать происходившие события, поблагодарить Бога за полученные от Него блага, принести покаяние за грехи, которые мы совершили, и заглянуть в будущее, попросив у Бога благословения на год грядущий. Поэтому праздник Нового года, хоть он и является нецерковным, светским, гражданским, наполнен глубоко религиозным содержанием, если мы сами не выхолащиваем все это.
– Скажите, не является ли в праздновании Нового года Санта-Клаус, символизирующий святителя Николая Чудотворца, более уместным, нежели наш Дед Мороз?
– Этот вопрос до сих пор открыт. В постсоветский период многие ратовали за возвращение Санта-Клауса или святого Николая в празднование Нового года, но мне кажется, что это не такой уж и простой вопрос, потому что к Деду Морозу и Снегурочке все, в том числе и дети, относятся как к сказочным персонажам. И если просто убрать Деда Мороза и на его место поставить Санта-Клауса, это значит, что и святитель Николай Чудотворец превратится в какого-то сказочного героя, в реальное существование которого дети до поры до времени верят, а потом начинают понимать, что это не более чем сказка, фольклор и так далее. Поэтому я считаю, что к Санта-Клаусу или святителю Николаю все-таки должно быть более благоговейное и трепетное отношение.
Что же касается Деда Мороза, то, по моему мнению, этот сказочный персонаж может оставаться сказочным персонажем. По крайней мере, никакого вреда для духовной жизни детей я в этом не вижу, хотя некоторые говорят, что происхождение Деда Мороза имеет какие-то языческие корни, что это чуть ли не какое-то древнее языческое божество. Я считаю, что нынешний Дед Мороз никак не соотносится с какими-то языческими культами или с чем-то подобным.
– Давайте поговорим и о другом святом: 31 декабря, в канун Нового года, Церковь празднует память Симеона Верхотурского. Это достаточно известный сибирский святой, но знают о нем далеко не все.
– Подвижник Симеон Верхотурский, как и святитель Николай, во время своей земной жизни отличался особой любовью, милосердием и благотворительностью по отношению к своим ближним. В отличие от Николая Чудотворца, который жил в IV веке, праведный Симеон Верхотурский, можно сказать, почти наш современник – это святой XVII века.
Когда первопроходцы пришли на эти земли, стали их осваивать и основали город Томск, в это же время из центральных районов России за Уральские горы пришел человек по имени Симеон. Он был знатного происхождения, но пришел в Сибирь для того, чтобы разорвать связь со своей прежней мирской жизнью и в полной безвестности для мира нести здесь подвиги ради Христа, осуществляя в своей жизни заветы Господа, которые Он дал нам в Святом Евангелии.
Симеон пришел в Верхотурье – в то время достаточно густонаселенное место, где было достаточно суетно, поэтому он удалился еще дальше и жил в окрестностях села Меркушино, где вел христианский образ жизни. Он не был монахом или священнослужителем, был мирянином, но большую часть времени проводил в молитве, посте и воздержании.
Чтобы общаться с Богом в молитве, он вел уединенный образ жизни в таежной глуши, но периодически выходил оттуда, чтобы добыть себе пропитание исключительно трудами рук своих. В летнее время он ловил рыбу, а в зимнее время нанимался к местным жителям на работу – шить шубы, в чем он был весьма искусен, и этим зарабатывал себе пропитание.
Такой образ жизни праведный Симеон вел достаточно долгое время, и в вечность он ушел в молитвенном устроении. Поскольку при жизни он старался скрывать свою высокую добродетельную жизнь, через какое-то время о нем стали забывать, но Господь Сам явил миру этого великого праведника, когда недра земли выдавили из себя гроб с останками святого праведного Симеона, сохранившимися нетленными.
У его мощей начали совершаться самые невероятные чудеса – после молитвы и призывания на помощь святого подвижника у его гроба отступали болезни. Об этом было донесено церковному начальству, у которого находилась в подчинении эта область в то время, – митрополиту Тобольскому.
В село Меркушино, где был погребен праведный Симеон, освидетельствованы его мощи и зафиксированы многочисленные чудеса, которые там совершались, была направлена комиссия. Установить имя подвижника удалось не сразу, потому что местные жители хоть и помнили о праведнике, который здесь жил и подвизался, не могли вспомнить его имя, ведь с тех пор прошло уже не одно десятилетие.
И тогда праведный Симеон стал одновременно являться многим людям и открыл им свое имя. С тех пор он вошел в историю русской святости под именем праведного Симеона Верхотурского. До причисления его к лику святых на его мощах служились панихиды, и Господь по молитвам этого подвижника подавал благословение молящимся, а когда он уже был канонизирован, его мощи были перенесены в Верхотурский Свято-Николаевский монастырь, где они находятся и по сей день, и к нему уже стали прибегать с молитвой.
Многие считают святого Симеона Верхотурского покровителем всякого рукоделия, ремесла, рыбаки считают его покровителем рыбной ловли. Кроме того, ему молятся о ниспослании благословения на добрые дела, а также об исцелении от различных болезней, он помог многим людям, страдавшим заболеваниями глаз или параличом. Поэтому это великий праведник и чудотворец Сибирской земли и всей нашей Русской Церкви.
– У нас еще есть вопросы телезрителей.
«Почему Церковь признает народные приметы в природе, но не признает их в житейских ситуациях, хоть они часто сбываются? Например, говорят, если просыпается соль, обязательно случается ссора и так далее».
– Во-первых, далеко не факт, что, если просыпать соль, будет ссора. Я часто просыпаю соль, но что-то ссор после этого не бывает. Поэтому нельзя сказать, что это какая-то примета, которой нужно держаться. Это суеверие, отвергаемое Церковью. Что же касается каких-то примет, относящихся к природе, далеко не всем им Церковь доверяет, потому что есть приметы, которые тоже носят некий фольклорный характер, не соответствующий действительности, и Церковь, конечно же, ставит их под сомнение.
Другое дело – какие-то природные явления, которые воспринимаются как некие приметы, но они основаны на объективных законах природы. Скажем, если ласточки или стрижи летают низко над землей, то говорят, что это к дождю, к грозе. Но это происходит потому, что снижается атмосферное давление, и мошкара, обычно летающая выше, начинает летать ближе к земле, и птицы, питающиеся этой мошкарой, тоже спускаются ближе к земле, чтобы добыть корм себе и своим птенцам. Именно потому и происходит это явление. Здесь нет ничего мистического, и примета эта имеет научно обоснованное объяснение. А что касается соли и ссоры, никакой связи между одним и другим я не вижу.
– «Как Вы относитесь к такому явлению, как сглаз? Может ли кто-то кого-то сглазить? Лично мне довелось увидеть, как маленький ребенок после того, как его сглазили, был сам не свой, пока родители не умыли его святой водой».
– Если человек идет по жизни с Богом, то никакое зло его не коснется. Мне вспомнились слова преподобного Иоанна Лествичника о капельке ртути, которая, попадая в пыль, не смешивается с ней. Вот так же можно сказать и о различных негативных, темных воздействиях на человека. Если человек с Богом, то зло остается вне его, потому что оно не может насильственно проникнуть в человека, если он сам не даст для этого повода.
Если же речь идет о детях, то здесь стоит обратить внимание на образ жизни родителей. И если родители прибегают к каким-то святыням, это может как бы оградить и защитить их ребенка, но не является панацеей от всех бед, потому что самое главное – правильный духовный образ жизни детей и особенно родителей.
– «Можно ли считать человека с родимым пятном меченым? Петр I не брал таких людей на ключевые посты, а в Советском Союзе взяли Горбачева – и развалилась вся страна. Нужно ли выводить родимые пятна? Современная медицина это позволяет».
– Мне кажется, что этот вопрос задан не совсем по адресу, потому что здесь я не вижу никакой духовной связи между родимым пятном и каким-то участием человека в тех или иных процессах. Если родимое пятно мешает человеку нормально жить и трудиться, если он чувствует некий дискомфорт, то это чисто медицинская проблема, и современная медицина позволяет ее решить.
Я считаю, что развал Советского Союза нельзя связать с тем, что руководитель оказался с родимым пятном. Огромное количество людей, у которых было множество родимых пятен, оставили достаточно позитивный, очень важный след в истории того или иного государства и народа. Поэтому этот факт какая-то случайность, а такое отношение к родимым пятнам – суеверие.
– Владыка, благодарю Вас за очень интересную беседу.
– В преддверии Нового года я желаю всем крепкого здоровья и обильных благословений Божиих. Да хранит нас всех Господь!
Ведущий Виталий Стёпкин
Записала Людмила Белицкая
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!