– На мой взгляд, ничего особенного и мистического в этом дне нет, потому что високосный год появился вовсе не как некое Божественное установление, в отличие, скажем, от того, что Господь отделил день от ночи, когда повелел светилам совершать свое движение в космосе, в галактике по определенному заданному маршруту.
Високосный год и этот дополнительный день в феврале появились как некая корректировка существовавшей календарной системы, и они являются чисто человеческим изобретением. Каждый день года имеет более мелкое деление на часы, минуты, секунды, и за четыре года как бы «лишних» часов набирается еще на один день. Поэтому людьми было принято решение раз в четыре года производить корректировку календаря, так в нашем календаре появляется еще один день.
Люди, живущие в этой календарной системе, 29 февраля совершают какие-то дела. Кто-то в этот високосный день рождается, поэтому у таких людей день рождения бывает не каждый год, а один раз в четыре года. В этот день происходят и какие-то другие события, и это не является ни плохим, ни хорошим знаком.
В нашей стране в годы советской власти была проведена еще одна календарная реформа, когда решили отказаться от юлианского календаря, по которому жила не только Церковь, но и Российская империя в дореволюционный период, и перейти на новостильный григорианский календарь, действовавший в то время в Западной Европе, поэтому у нас есть и новый, и старый стиль. Если в настоящее время 29 февраля по новому стилю считается високосным днем в году, то по юлианскому (или старому стилю) это всего лишь 16 февраля, и до 29 февраля, как говорится, еще нужно дожить.
Рассуждая об этом, можно вспомнить о нашем томском подвижнике святителе Макарии (Невском), которого Господь призвал из этой жизни в вечность 16 февраля 1926 года. Когда святитель Макарий был причислен к лику святых, день его памяти стали праздновать 16 февраля, в переводе же на новостильный календарь этот день выпадает на 1 марта, а в високосный год – на 29 февраля. Так будет, например, в этом году.
– Владыка, 29 февраля и для Вас особый день, потому что именно в этот день 20 лет назад Вас возвели в сан архиепископа.
– Дело в том, что сан архиепископа – это не какой-то особый сан, поэтому в Церкви не принято как-то особенно отмечать какие-то даты, когда, например, священника, рукоположенного во пресвитеры, через чтение особой молитвы производят в протоиереи, то есть в старшие первые священники.
Епископами являются и наш Святейший Патриарх, и все митрополиты, архиепископы и епископы. У всех у них один и тот же сан – сан архиерея, епископа. Иногда епископов производят в степень архиепископа или митрополита. То есть митрополит – это епископ, возглавляющий митрополию. Подобное возведение в сан – это некое рядовое событие, и человек не будет помнить его всю свою жизнь, в отличие, скажем, от даты, когда он был призван к определенному виду служения в Церкви.
День священнической хиротонии для священника – это такая же важная дата, как для человека мирского день рождения, потому что в этот день он родился как священник. Поэтому в день своей хиротонии священнослужитель старается обязательно совершить Божественную литургию. Это же касается и епископов.
День моей хиротонии во епископы – 28 ноября 1993 года. В этот день либо в ближайшее воскресенье я стараюсь провести особую службу, помолиться Господу, попросить Его благословения на несение того креста, который был возложен на мои плечи.
– Давайте немножко спустимся на бытовой уровень. Скажите, пожалуйста, что можно посоветовать родителям, у которых ребенок родился 29 февраля? Наверное, не очень справедливо поздравлять его только один раз в четыре года или все-таки уместно поздравлять его 1 марта или 28 февраля?
– Если эти родители церковные, то они знают: если их ребенок родился 29 февраля по новому стилю, по старому стилю он родился 16 февраля, и этот день никуда не пропадает, он каждый год присутствует в юлианском церковном календаре. Поэтому в любом случае день рождения ребенка в год високосный приходится на 29 февраля по новому стилю, а если год не високосный, то на 1 марта.
– 29 февраля случается именно в високосный год, и многих людей это, конечно, пугает. И когда таким людям объясняешь, что это просто издержки календаря, что ничего необычного в этом нет, все равно они верят, что високосный год тяжелее. Эти люди говорят: «А вы помните, что в предыдущий високосный год была эпидемия ковида и какой был ужас?» Что можно ответить таким людям?
– Вообще-то нельзя вспомнить ни одного года, в который бы не случались какие-то катаклизмы, уж в таком несовершенном мире мы живем благодаря человеческой греховности. Вот сейчас наступил високосный год, прошлый год был обычным годом, но разве он был легким? Разве в прошлом году не происходило ничего куда более трагичного, печального и скорбного, нежели ковид?
Чем дальше мы уходим от этого времени, которое пережили, тем больше понимаем, что опасность этой эпидемии на самом деле была сильно преувеличена, и многие меры, которые тогда предпринимались для ликвидации этой эпидемии, сегодня кажутся довольно странными; например, обработка улиц, машин из брандспойтов какими-то растворами. Конечно, все это не работало. Просто люди иногда внушают себе, что раз год високосный, то что-то должно произойти, но ведь это «что-то» происходит каждый год.
И вообще все, что происходит, зависит не от того, какой это год, а от того, какие мы. Если мы будем крепко держаться за Господа и стараться жить по заповедям Божиим, то любой год будет благословенным.
Когда начинается новый год, во всех храмах служится особый молебен, мы испрашиваем у Бога благословения на предстоящий год. Мы, верующие люди, знаем, что если мы окажемся достойными этого Божия благословения, то получим его в том числе и в високосном году. Поэтому я хотел бы посоветовать нашим телезрителям не мистифицировать этот год, а больше думать о том, чтобы освящать время нашей земной жизни верностью Божественным заповедям.
– Мы с Вами сегодня уже говорили о Макарии (Невском), о дне его памяти. Давайте теперь поговорим о том, почему для томичей этот святой так близок, а он действительно очень близок всем нам. Я знаю, что в Вашей своеобразной коллекции есть много примеров благодатной помощи Макария (Невского) томичам.
– Подвижника святителя Макария (Невского) почитают во многих регионах. Он закончил свой жизненный путь в Подмосковье, последние годы своего служения Церкви до почисления на покой был митрополитом Московским, занимал одну из ведущих архиерейских кафедр дореволюционной Российской империи. И поэтому он почитается в Москве и Подмосковье, где жил последние дни своей жизни.
Святитель Макарий проживал на покое и в Николо-Угрешском монастыре в Котельниках до его закрытия. Его почитают в Троице-Сергиевой лавре, где после 1957 года долгое время его святые останки находились в крипте Успенского собора лавры. Его гробница всегда была посещаема и почитаема еще до причисления его к лику святых.
Но особо почитают святителя Макария как своего архиерея в Сибири, прежде всего в тех епархиях, главой которых был святитель Макарий. С 1891 по 1912 год он был епископом, а затем архиепископом Томским, то есть довольно большой период времени – два с лишним десятилетия.
В то время в Томскую епархию входили и нынешний Алтайский край, и Республика Алтай, и Новосибирская и Кемеровская области, и даже север Казахстана. Святитель Макарий был архипастырем этого огромного региона. Его особенно почитают в этих епархиях, потому что святитель Макарий здесь жил, он служил в тех храмах, которые с того времени сохранились во всех наших регионах.
Поскольку кафедра святителя Макария находилась в городе Томске, то особо его почитают томичи. Когда в 1912 году святитель Макарий получил назначение на Московскую кафедру и должен был покинуть Томск, в декабре этого года он совершил последнее богослужение в Троицком кафедральном соборе. Проститься и в последний раз помолиться вместе со своим архипастырем пришло очень много и официальных лиц, и простых богомольцев. Собор был буквально переполнен.
Во время своей проповеди за этим богослужением святитель Макарий обратился к томичам с предложением о заключении своеобразного договора. Он сказал, что когда люди расстаются на долгое время, они связывают себя какими-то обязательствами, договорами. Подобный договор он хотел бы заключить и с томичами.
Святитель Макарий сказал: «Если вы обещаете помнить меня и поминать в своих молитвах, то и я со своей стороны даю вам обещание в молитвах никогда не забывать вас». Такое предложение было воспринято томичами с особым энтузиазмом. Все заверяли святителя в том, что они готовы к заключению такого договора.
Таким образом, на этом богослужении был заключен завет между святителем Макарием и верующими обширной Томской епархии. Поэтому здесь, на Сибирской земле, мы не забываем святителя Макария, чтим его память, возносим ему наши молитвы, и он, как и обещал, не забывает молиться за нас перед Престолом Божиим на небесах. И отсюда такие удивительные чудеса, которые происходят заступничеством и молитвами святителя Макария с теми людьми, которые чтут его память.
Десница святителя Макария пребывает в кафедральном соборе города Томска, а полностью мощи по благословению Святейшего Патриарха Кирилла были перенесены из Троице-Сергиевой лавры в Республику Алтай и пребывают в Горно-Алтайске, который до революции назывался Улала и был центром Алтайской духовной миссии, где начинал свое служение Церкви Христовой святитель Макарий.
Я помню тот день, когда десница святителя Макария после обретения его мощей по благословению Святейшего Патриарха была привезена в Томск. На встречу с этой святыней собралось огромное количество людей.
Мне запомнился рассказ одной женщины об этом событии. После молебна она подошла к ковчегу со святыми мощами и положила на него свою руку. Семинаристы, посчитав этот жест не совсем благочестивым и благоговейным, возбранили ей это, и женщина смиренно и кротко подчинилась и отошла в сторону.
Через месяц она пришла в Епархиальное управление, чтобы рассказать о произошедшем с ней чуде. Оказывается, эту женщину долгое время беспокоили сильные боли в руке, причем никакие медикаменты ей не помогали. Боль особенно усиливалась в ночное время, и на протяжении нескольких лет она не могла ночью уснуть, страдая от этой боли.
Когда же она подошла к мощам святителя Макария и возложила свою руку на ковчег, прося помощи у святителя, а затем отошла в сторонку, она почувствовала, что боль прошла. Поначалу она подумала, что это какое-то кратковременное улучшение ее состояния, но в первую ночь она уже крепко спала, потому что ночью боль к ней не вернулась.
Когда прошел уже целый месяц, а боли больше не было, женщина осознала, что она исцелилась от нее и засвидетельствовала чудо, совершенное святителем Макарием. И таких удивительных рассказов я слышал от томичей довольно много. Они благодарят святителя Макария за помощь, которую он им явил.
– У нас еще есть вопросы телезрителей.
«В одном из евангельских рассказов Спаситель не стал мыть руки перед трапезой, объяснив это тем, что это не столь важно. Но вряд ли кто-то из священников скажет, что нам перед обедом тоже можно не мыть руки. Как Вы думаете, почему именно на таком примере было показано, что внутреннее важнее внешнего? Ведь гигиена – это в том числе и профилактика болезней».
– Знаете, есть гигиена физическая – наших рук, тела, а есть гигиена духовная, и она не менее важна. Часто люди много времени уделяют внешней гигиене – физической, и совершенно пренебрегают гигиеной духовной, и Господь этим примером показал, как мы должны расставлять приоритеты.
Здесь нет указания на то, что мы всенепременно должны пренебрегать какими-то внешними гигиеническими средствами, но Господь показал, что это полезно лишь в земной перспективе. Содержа свое тело в чистоте, мы избегаем каких-то болезней, ведь там, где грязь, всегда присутствуют болезнетворные бактерии – источники заболеваний. Но когда люди уделяют этому очень много внимания, они пренебрегают гигиеной духовной, и получается некий перекос.
Человек может тщательно мыть руки с мылом, дезинфицирующими средствами, но если при этом он оскверняет свою душу осуждением, сребролюбием, блудными помыслами и пожеланиями, то, конечно, это оскверняет его в значительно большей степени.
Все мы хорошо знаем, что нечистая, грязная среда является благоприятной средой для размножения бактерий и возникновения заболеваний, но когда наша душа полна грязи духовной, греховной, это тоже среда для распространения болезней. Почему в Церкви есть таинство Елеосвящения, соборования? Потому что Церковь предлагает нам позаботиться не только о нашей физической чистоте, но и о чистоте духовной.
Руки-то мы можем привести в порядок, но если наша душа загажена пороками, то она все равно уязвима, в том числе и для внешних болезней. Поэтому здесь Господь указывает подлинный источник нестроения в этом мире, которым является человеческая душа. И мы не должны забывать об этом.
– «Считается, что лучше исповедоваться у одного и того же священника. Сейчас у всех храмов есть интернет-ресурсы. Можно ли попросить приходы указывать в расписании богослужений, кто из клириков будет принимать исповедь? Ведь это, как правило, известно заранее».
– Если мы узнаем из Интернета, когда в приходе будет проходить исповедь, значит, такие мы прихожане. Сейчас на интернет-ресурсах приходов, в том числе и в нашей епархии, принимают поминальные записочки, даже можно отправить пожертвование с просьбой поставить свечу. Меня это всегда очень печалит.
Если человек не может найти время, чтобы дойти до храма и поставить свечу, то это крайне странно. Я думаю, что приходская жизнь не должна быть связана с какой-то информацией на интернет-ресурсах.
Если у вас в храме есть священник, которого вы считаете своим духовником, то, может быть, лучше узнать у него, когда он будет исповедовать и когда благословит вам прийти на исповедь. А тот, кто пользуется только объявлениями из Интернета, показывает лишь очень сильную степень своей расцерковленности, что ли.
Как правило, на приходских и епархиальных сайтах мы вывешиваем расписание каких-то не совсем обычных церковных мероприятий или богослужений, например, о том, что в епархию прибывает какая-то святыня, когда и где произойдет ее встреча, когда перед этой святыней будут совершаться особые службы, молебны.
На эти объявления обращают внимание даже люди, которые очень редко бывают в храме; например, приходящие только на пасхальную службу. Прихожане любого храма и так знают, когда у них на приходе будет пасхальная служба, но человек, который приходит в храм лишь несколько раз в году, захочет посмотреть, когда же нужно прийти на эту пасхальную службу, и именно для этого подобная информация и размещается на приходских сайтах. Но я не думаю, что на сайтах обязательно должна быть информация о каждой исповеди, хотя на некоторых приходах такую информацию все же вывешивают.
Такая информация уместна, например, на сайте Троице-Сергиевой лавры, и в ней всегда указывается, что исповедь состоится в таком-то храме в такое-то время, потому что в лавру приходят не только ее прихожане, но и паломники со всего мира. Конечно, человеку, который, может быть, один раз в жизни приезжает в Троице-Сергиеву лавру в качестве паломника с Дальнего Востока, или из Сибири, или даже из какого-то зарубежного государства, нужно сориентироваться, в каких храмах совершается богослужение, где проходит исповедь. А что касается приходских ресурсов, я думаю, это не столь важно.
– Ну да, для Троице-Сергиевой лавры, для каких-то других монастырей такое интернет-присутствие как раз уместно, потому что, к примеру, иногда бывает так, что у человека нет возможности завтра приехать в Троице-Сергиеву лавру, но ему хотелось бы, чтобы там за него помолились, и обращение на сайт лавры становится для него выходом в этой ситуации. А обращаться с подобным на томские ресурсы, наверное, стоит разве что человеку, которому трудно передвигаться даже по квартире.
Ведущий Виталий Стёпкин
Записала Людмила Белицкая
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Священномученик протоиерей Иоанн Восторгов. Тебе Воскресшего Бога нашего поем
Этот день в истории. 12 декабря
День ангела. 12 декабря
Церковный календарь 12 декабря. Священномученик Сергий Кочуров
Евангелие 12 декабря. Что значит сие написанное: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла?
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!