– Наша передача называется «Православный взгляд», и здесь подразумевается православный взгляд на учение нашей Церкви, на Священное Писание, на церковную традицию, но не на какие-то персоналии и тем более не на меня. Но в жизни каждого человека случаются эпизоды, которые носят некий поучительный, промыслительный характер. В Священном Писании сказано: тайну цареву прилично хранить, а о делах Божиих объявлять похвально. И если речь пойдет о каких-то интересных для всех, а самое главное – полезных вещах, я готов остановить на них свое внимание, поговорить о них.
– В том, что это всем будет интересно, я нисколько не сомневаюсь. И первый момент, который для меня был удивительным, – когда Вам случилось получить благословение патриарха на вступление на стезю архиерейского служения, Вы не очень-то этого хотели…
– Дело в том, что мое стремление к монашеству не носило какого-то спонтанного характера. Вообще люди приходят к монашеству разными путями. Можно сказать, что я стремился к монашеству еще со школьной скамьи. Посетив еще в детстве Троице-Сергиеву лавру, я был потрясен, пленен не столько внешним великолепием ее храмов, богослужений, древностью святынь, с которыми соприкоснулся, сколько самим укладом жизни обители.
Я увидел монахов, которые живут там и трудятся, с некоторыми из них имел беседу уже во время своих первых посещений лавры, и тогда я сделал для себя вывод: вот то, что для меня родное, близкое, я хочу сюда прийти, хочу стать насельником Троице-Сергиевой лавры. И поэтому с детства я мечтал принять монашеский постриг в Троице-Сергиевой лавре, совершать там путь земной жизни и уйти оттуда в вечность. И любые мои перемещения на какие бы то ни было должности или послушания вне Троице-Сергиевой лавры были для меня по-человечески не особо желательными.
Понятно, что Промысл Божий о каждом человеке дальновиднее, чем кругозор каждого отдельно взятого человека. Еще до моего призвания к архиерейству неоднократно случались ситуации, когда предполагалось мое назначение на какие-то церковные послушания. Например, за пару лет до того, как встал вопрос о моем архиерействе, решался вопрос о назначении меня проректором по воспитательной работе Ставропольской духовной семинарии, но тогда такое решение не было принято.
Еще раньше для меня предполагалось несколько послушаний в Тверской епархии – на моей малой исторической родине. На этих послушаниях видел меня правящий архиерей епархии, и он просил благословения на это Святейшего патриарха. Но каждый раз я шел в Троицкий собор и молился преподобному Сергию у его мощей, чтобы он сподобил меня и дальше совершать мой монашеский труд и служение Церкви Христовой в стенах его святой обители. И каждый раз без какого-либо вмешательства с моей стороны решения, которые, казалось бы, были уже приняты, расстраивались, и я неизменно оставался в стенах святой Сергиевой обители.
И когда встал вопрос о призвании меня к архиерейскому служению, по многим причинам я не видел себя архиереем. Тогда я был еще достаточно молодым священником – всего лишь пять с половиной лет служил иеромонахом, мне только-только исполнилось 30 лет (самый молодой возраст, когда священник по канонам может стать епископом Православной Церкви). Но Святейший пригласил меня на аудиенцию и сказал, что вопрос о моем рукоположении будет вынесен на обсуждение Священного Синода Русской Православной Церкви. Я пытался переубедить Святейшего, говоря, что есть много людей, в большей степени готовых к архиерейскому служению и пламенно желающих послужить в любой епархии, в том числе и в условиях Крайнего Севера.
В числе множества аргументов, которые я приводил Святейшему владыке, был и аргумент о том, что Магаданская епархия образуется на пустом месте и там все нужно начинать с нуля. В богослужении немаловажное значение имеет церковный хор, и от того, как поет хор, во многом зависит, молятся ли собравшиеся в храме люди, потому что хор может разрушать молитву, но может и помогать ей.
Я не знаю, какие дарования у меня есть, но могу точно сказать, каких дарований нет. Так вот, у меня точно нет дарования к пению. Петь я никогда не умел, я никогда не мог правильно попадать в тон с другими поющими. Мне казалось, что для Святейшего это будет очень веским аргументом против моего назначения, особенно на такую кафедру, где все, в том числе и церковное пение, нужно начинать с нуля.
И когда я озвучил этот аргумент, Святейший патриарх Алексий сказал: «Ну не может такого быть. Петь умеют все». И он предложил мне спеть дуэтом величание святителю Алексию, митрополиту Московскому – его небесному покровителю. Святейший запел, предложив мне присоединиться. И понятно, что я, не особо искушенный в пении, пел, как мне показалось, крайне неудачно, если не сказать – отвратительно.
Но после того, как пение завершилось, Святейший сказал: «Видишь, как хорошо ты спел, а говоришь, что не умеешь петь». Я понял: если при таком моем пении вынесен этот вердикт, то решение о моем назначении на Магаданскую кафедру уже предопределено. Вот такой достаточно забавный и интересный случай был в моей жизни.
Но во всем есть Промысл Божий. Мой духовник, старец отец Кирилл, привел тогда слова из Священного Писания: от Господа стопы человеку исправляются, – поэтому мы во всем должны полагаться на волю Божию. Он сказал, что если есть благословение Святейшего патриарха и решение Священного Синода, то мне следует потрудиться, потому что, как мы видим из истории Русской Православной Церкви, птенцы преподобного Сергия – его духовные чада, трудились не только в стенах его обители, но и далеко за ее пределами.
Вот и мне, недостойному ученику преподобного Сергия, выпорхнувшему 30 лет назад из его святой обители, Господом было предопределено сначала послужить в Магаданско-Чукотской епархии, и вот уже четверть века я прохожу свое служение здесь, в Томске.
– Не так давно я услышал еще один рассказ о Вас, в котором поговорка «язык до Киева доведет» была для Вас очень актуальной.
– Да, был в моей жизни такой эпизод. У меня, еще школьника (тогда я только окончил девятый класс), был товарищ немного старше меня – студент Московского государственного университета, который делал первые шаги в познании христианства. Жил он в Москве на Ленинском проспекте. Мы общались с ним, дружили, и я помогал ему освоиться в церковной среде.
Однажды я пришел к нему в гости. Мы с ним пообщались, я рассказал ему о преподобном Серафиме Саровском, который подвиг своей монашеской жизни, путь ко Христу начал с того, что совершил пешее паломничество из своего родного города Курска в Киево-Печерскую лавру. Там он молился перед нетленными мощами святых угодников Божиих и оттуда пошел в Саровскую пустынь, где и прославился как великий саровский чудотворец.
Когда я все это ему рассказал, у нас созрела мысль: а не совершить ли и нам такое же пешее паломничество в Киев, к киевским святыням из Москвы, тем более что Ленинский проспект прямиком переходит в Киевское шоссе? То есть, по сути, это была прямая дорога на Киев. В общем, почти без денег, взяв с собой лишь бутылку кипяченой воды и полбатона хлеба, который нашелся в хлебнице, мы вышли на улицу и пошли в сторону Киева.
Должен сказать, что наш путь был сопряжен со многими лишениями. Например, две области мне пришлось пройти босиком, потому что, когда мы приближались к городу Орел, я так натер ноги, что в своих достаточно поношенных сандалетах идти мне было крайне сложно – очень болели раны на ногах от соприкосновения с обувью. Поэтому через всю Орловскую область и почти до Курска мне пришлось идти босиком.
Но были и какие-то другие моменты. Когда мы глубокой ночью дошли до Брянска, там была развилка, и мы не знали, по какой дороге от развилки идти. И если бы нам было у кого спросить, то действительно язык бы довел нас до Киева значительно быстрее. Но поскольку ночью спросить было не у кого, мы пошли по дороге, которая показалась нам более похожей на дорогу до Киева – она была асфальтированная и вообще более ухоженная, чем та, которая на самом деле вела до Киева.
Дорога, по которой мы пошли, в Киев не вела, поэтому нам пришлось сделать большой крюк, но зато мы посетили многие русские города, в которых я вряд ли смог бы побывать. Мы прошли мимо Курска; правда, он остался чуть в стороне от трассы, и Курск приветствовал нас своими очень красивыми ночными огнями. Прошли краем Белгородской области и посетили Харьков.
По истечении двух недель, по-моему, на 15-й день, мы все-таки добрались до Киева, каждый день преодолевая неимоверное число километров. Я сейчас удивляюсь – неужели все это действительно было? Думаю, сейчас я бы уже не решился совершить такое паломничество. Но, как говорится, молодости свойственна некая экстремальность и категоричность, и тогда казалось, что все нам под силу.
Мы дошли до Киева, поклонились в пещерах святым угодникам Божиим. Тогда еще был период советской власти, и Киево-Печерская лавра была закрыта, а пещеры были музеями. Тем не менее никто не препятствовал тому, чтобы мы подошли к мощам, приложились к святым угодникам Божиим и вознесли им свою молитву.
– Владыка, я знаю, что во время этого путешествия с вами случались какие-то совсем экстраординарные события, как бы сказали люди светские. В частности, вас накормили как бы даже и не люди, а, может быть, какие-то угодники Божии. Было такое?
– Как я уже сказал, к паломничеству мы не готовились, поэтому не взяли с собой ни денег, ни продовольствия. В Евангелии же говорится, что если Господь заботится о птицах небесных, то позаботится Он и о человеке. В общем, на нашем пути Господь всегда посылал нам пропитание, а где-то и кров.
Когда мы с товарищем уже приближались к Харькову, он сказал, что очень соскучился по домашней пище и что был бы счастлив, если бы у него вдруг появилась возможность съесть пирожок с капустой, такой, какие пекла его мама. А я ему ответил: «Пирожок с капустой – это хорошо, но нам бы раздобыть где-нибудь хотя бы носки». Наши изорванные носки были выброшены.
А перед этим я рассказывал своему попутчику о святости жизни и чудесах святителя Афанасия, патриарха Цареградского, чудотворца Лубенского, мощи которого пребывают в кафедральном Благовещенском соборе города Харькова. Причем эти мощи, единственные в Русской Православной Церкви, покоятся не в лежачем, а в сидячем положении.
По тогдашней традиции константинопольских патриархов хоронили сидя, и в таком положении его нетленные мощи были обретены, и до сих пор в таком положении они находятся в храме. В Харькове я раньше никогда не был, но об этом святом, о его чудесах, его мощах читал в религиозных книгах дореволюционного издания.
Мы понимали, что нельзя идти в Харьков в таком виде, в каком были после многодневного пути, и мы решили хоть немного привести себя в порядок. Недалеко от Харькова протекала какая-то речка с достаточно быстрым течением. Мы решили искупаться в ней и привести себя в порядок. Когда мы уже выходили из воды, увидели лежащий на берегу сверток. Мы недоумевали, откуда он мог там взяться, поскольку ни населенных пунктов, ни людей вблизи не было, и было только пять часов утра.
Развернув этот сверток, мы обнаружили в нем две пары новых носков и два пирожка. Причем эти пирожки не только были с капустой, о чем шла речь незадолго до этого, но они еще были теплыми. Это означало, что кто-то должен был испечь эти пирожки в два-три часа ночи, прибежать в это пустынное место и оставить все это на берегу.
Поэтому и я, и мой попутчик были полностью уверены в том, что Господь, близкий каждому человеку, откликнулся таким образом на наше воздыхание и молитвами святителя Афанасия, чудотворца Лубенского, послал нам этот подарок, так утешивший нас в нашем дальнейшем пути к киевским святыням.
– Видите, и в Вашей жизни есть моменты, на которые можно смотреть именно православным взглядом. Я предлагаю продолжить нашу беседу на эту тему в следующей программе. А пока давайте перейдем ко второй части программы: 27 января Русская Православная Церковь отмечает память равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Удивительно, что просветительницей Грузии стала женщина, которую очень почитают. Расскажите, пожалуйста, о ней подробнее.
– Вообще имя Нина – самое распространенное и любимое имя в Грузии, да и не только в Грузии, но и далеко за ее пределами. Для меня имя этой святой особенно близко и дорого, потому что Господу было угодно, чтобы я родился в тот день, когда Церковь празднует память святой равноапостольной Нины. Грузины очень дорожат этой святой, потому что, благодаря ее подвигу, равному подвигу апостолов (почему Церковь и называет Нину равноапостольной), Грузия стала одной из первых стран на нашей планете, полностью ставшей христианской.
Таких стран совсем немного, и еще одна из них – Армения, которая стала христианской благодаря святителю Григорию, просветителю Армении. Грузия же стала христианской благодаря именно святой равноапостольной Нине.
Святая равноапостольная Нина происходила из царского рода. Вместе с несколькими своими подругами из Каппадокии (территория нынешней Малой Азии, современной Турции) она отправилась в Грузию с единственной целью. Дело в том, что одним из римских воинов, которые охраняли Крест Христов, когда Христа распинали, был грузин, и одна часть разделенной на четыре части одежды, покрывавшей тело Христа Спасителя, досталась этому грузинскому воину, и он увез святыню в Грузию.
Нине рассказывали, что эта святыня до сих пор не затерялась, она сохранилась, и Нина, будучи христианкой, отправилась в Грузию, чтобы отыскать святыню, приложиться к ней, помолиться перед ней, а если посчастливится, и приобрести ее. Но Господь устроил ее путь по-другому.
Когда Нина пришла в Грузию, она действительно отыскала эту святыню, но начала она с проповеди о Христе. Она свидетельствовала людям о Спасителе, Который в Иерусалиме совершил на Кресте спасение и искупление человеческого рода. И многие грузины откликались на ее призыв прийти к Богу, оставляли языческие суеверия и лжеверие, принимали крещение, истинную веру и становились христианами.
В Грузии стали появляться православные приходы, епископы назначали туда священников, и так было положено начало Грузинской Православной Церкви. В то время земля Грузинская называлась Иверией, и христианство зародилось там благодаря апостольским трудам святой равноапостольной Нины.
Но когда-то Грузия по жребию должна была достаться Самой Пресвятой Богородице. В Евангелии, в Деяниях апостольских мы читаем о том, как в 50-й день после Воскресения Христова, когда Господь уже вознесся на небеса, апостолам был ниспослан Дух Святой в виде огненных языков.
При схождении Духа Святого, согласно Книге Деяний апостольских, с апостолами присутствовала и Божия Матерь. И когда апостолы определяли, кому в какую страну идти с проповедью Евангелия, и бросали жребий, бросила жребий и Пресвятая Богородица, пожелавшая разделить апостольский подвиг и проповедовать Христа Спасителя, и Ей досталась Грузия.
Пресвятая Богородица уже была готова идти в Грузию с проповедью Евангелия, но Ей явился Ее Божественный Сын и сказал, что Она должна оставаться в Иерусалиме и здесь утешать апостолов, а Грузию Она будет просвещать, послав туда Своего представителя. И действительно, Матерь Божия явилась святой равноапостольной Нине, вручила ей крест, сплетенный из виноградной лозы, и повелела воспринять апостольский подвиг по просвещению светом Христовым земли Грузинской.
Нина исполнила эту миссию. Ее святые мощи находятся в Грузии, где она завершила свой земной путь. Сейчас на этом месте стоит монастырь, туда осуществляют паломничество не только люди, живущие в Грузии, но и многие приезжающие в Грузию, в том числе и из России. Эти люди неизменно посещают монастырь и поклоняются мощам святой равноапостольной Нины, прося ее молитвенной помощи и заступничества.
Святая равноапостольная Нина до сих пор проявляет такую же заботу обо всех людях, какую она когда-то проявила об Иверской земле, о тех, кто призывал ее на помощь и обращался к ней с молитвой.
– Однажды священник Павел Островский в интервью известному блогеру, позиционирующему себя безбожником и похваляющемуся этим, заявил, что святая вода по своим химическим свойствам и составу ничем не отличается от обычной воды (и, на мой взгляд, обесценил этим святыню), хотя я читал, что ученые выяснили, что после освящения воды ее химический состав на самом деле меняется. Что Вы думаете по этому поводу?
– Скорее всего, здесь речь идет не о химическом составе. Разве после освящения воды в ней появляются какие-то другие молекулы? Вероятно, здесь нужно говорить не о химическом, а о физическом составе воды. Открытия, на которые ссылается человек, задавший этот вопрос, говорят о том, что изменяется некая структура молекул, составляющих воду, – известных всем молекул H2O, связанных между собой в определенном порядке. Предполагается, что вода неосвященная имеет более хаотичную структуру по сравнению с водой освященной.
Но для верующего человека это ровным счетом ничего не значит, ведь когда совершается освящение чего-то, это вовсе не означает, что меняется структура этого вещества. Так и вода после освящения сохраняет свои физические свойства, не переставая быть водой, но, помимо естественных свойств, она приобретает еще и свойства сверхъестественные.
Мне думается, что эти сверхъестественные свойства вряд ли доступны исследованиям с помощью каких-то даже современных высокоточных приборов, потому что святость невозможно выявить, скажем, на молекулярном или каком-то другом уровне. И то, что вода обладает духовными свойствами, скорее всего, трудно определить приборами. Еще апостол Павел говорил, что духовное постигается духовно, а не физически.
Но освященная вода, конечно, проявляет себя и в материальном мире, не выстраивая свою структуру каким-то красивым, особым образом, а благоприятно воздействуя на человеческое естество. И когда мы освящаем воду, мы просим, чтобы Господь даровал ей действия, которые бы освящали человека, исцеляли человеческие недуги, были бы источником духовной радости для него и так далее. Поэтому я думаю, что здесь нет ничего, что бы противоречило учению Православной Церкви, и тем более я не вижу здесь никакого глумления над святыней.
Ведущий Виталий Стёпкин
Записала Людмила Белицкая
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Ветхий Завет. «Обличение иудеи. Извращенный суд». Священник Константин Корепанов
Свет невечерний. Старец взялся за топор
Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
Хранители памяти. «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А.Н. Овчинникова». Часть 6
Православный словарь. Иконография
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!