Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом

2 марта 2023 г.

– Владыка, сегодня мы с Вами встречаемся в очень непростое для православных время, – время строгого говения. Первая неделя Великого поста призывает нас к тому, чтобы мы задумались о своих грехах. Но для людей, которые не живут полноценной православной жизнью, задуматься о своих грехах достаточно сложно. Что же делать человеку, который понимает, что он грешен, но раскаяния в своей душе не чувствует? Наверное, такое его состояние можно определить понятием «окамененное нечувствие».

– Что касается непростого времени поста, здесь я могу сказать, что в своей жизни я встречал две категории людей. Одни люди при приближении поста стараются наесться чуть ли не на всю оставшуюся жизнь, чтобы, по крайней мере, хватило до Пасхи, и они ожидают пост с некими воздыханиями, как нечто утомительное и тягостное.

А есть люди, которые, наоборот, радуются и говорят: «Наконец-то Великий пост», – потому что для них это время, когда они ощущают особую легкость относительно своего физического самочувствия и особенно относительно духовного состояния. У таких людей как будто крылья вырастают, и для них это совсем не тягостное время, а, наоборот, время долгожданное.

Преподобный Иоанн Лествичник в своей книге «Лествица» писал, что человек чреволюбивый и сластолюбивый думает о том, как отметить какой-то праздник обильными яствами, а человек боголюбивый думает о том, как почтить этот день добрыми делами. Поэтому Великий пост – это не повод для какого-то воздыхания, это время духовного оптимизма, не зря в церковных песнопениях его называют весной духовной. А что такое весна? Весна – это пробуждение природы после зимы. Это же Великим постом происходит и в нашей духовной жизни, когда все пробуждается и оживает, поэтому для нас это долгожданное, радостное, оптимистичное время.

Что же касается покаянных чувств, действительно Великий пост – это время покаяния. Но покаяние не должно стать каким-то бесплодным тягостным самобичеванием, когда человек приходит к выводу о своей безнадежности в духовном отношении. Мне это напоминает такую житейскую ситуацию: когда встречаешься с медиками либо смотришь по телевидению какую-то медицинскую передачу, часто поднимается проблема, что многие люди не хотят приходить раз в году к врачу для профилактического осмотра, позволяющего выявить какое-то начинающееся заболевание и своевременно начать его лечить, что является залогом их долголетия.

В духовном отношении происходит то же самое. Пост – это своего рода духовная профилактика, когда мы можем с легкостью избавиться от только начинающегося в нашей духовной жизни заболевания, исторгнуть из своего сердца мелкие росточки греха и порока, которые начинают там пробиваться, не дать им до такой степени укорениться, что вырвать их будет очень сложно. Поэтому покаяние  и есть труд, направленный на исторжение из нашей души этих сорняков.

Но покаяние – это не только констатация факта, что в нас есть те или иные пороки. Иногда люди настолько свыкаются со своими пороками, смиряются с ними, что им уже кажется, что это часть их жизни, и расставаться с ними они не хотят. Более того, некоторые пороки они даже считают своими достоинствами. Мы знаем людей, которые горделиво хвастаются тем, сколько внебрачных связей у них было. Некоторые даже записывают эти свои связи, у них их десятки, а то и больше, и они хвастаются этим как какими-то подвигами.

На самом деле блуд – это смертный грех, но эти люди с пренебрежением относятся к тому человеку, кто хранит свое целомудрие, чистоту и непорочность, насмехаются над ним,  для них он является какой-то белой вороной. То есть все здесь представляется как бы в извращенном свете. Если такие люди приходят на исповедь и на вопрос батюшки, не было ли у них порочных блудных связей, отвечают утвердительно, причем совсем без раскаяния, сожаления и желания исправить свою жизнь, то это, конечно же, не покаяние.

Когда мы вступаем в Великий пост и нам кажется, что особых грехов у нас нет, мы должны понимать, что это самое опасное духовное состояние, потому что Священное Писание, многовековой опыт Церкви и вообще всего человечества однозначно говорят о том, что у каждого человека есть свои грехи, недостатки, пороки, то есть в каждом из нас присутствует та или иная духовная болезнь, которую нужно лечить, исторгать из себя.

Если же человек не видит в себе ничего греховного, то это признак не того, что он достиг идеального духовного состояния, святости и такого устроения, что все в его жизни хорошо, а свидетельствует о его духовной слепоте. Кто не видит каких-то присутствующих в его жизни явлений? Человек, который слеп.

Здесь можно вспомнить назидательное сравнение, аллегорию преподобного аввы Дорофея. Описывая подобную ситуацию, он говорит: если зайти в комнату, в которой нет никакого источника света – ни окон, ни дверей, ни малейшего светильника, то в этой комнате человек не может увидеть ничего, даже крупные предметы. Это и есть состояние человека, который считает, что никаких грехов у него нет, а следовательно, у него нет и раскаяния.

Но если в эту комнату занести какой-то тусклый светильник, то уже можно увидеть очертания крупных предметов, но не мелкие предметы. Если же зайти в это помещение в дневное время, когда комната освещена дневным светом, то можно увидеть все, что в ней находится. А если в эту комнату еще заглянут лучи солнца, то в этих лучиках можно увидеть даже летающие в воздухе пылинки, которых раньше не замечали.

Чем ближе человек к Богу, Который есть Источник света, Солнце правды, тем больше он начинает видеть свои недостатки, которых раньше не видел либо, наоборот, считал своими достоинствами. А если человек удаляется от источника света и погружается во тьму, сначала он перестает видеть то, что считает мелкими грехами или вовсе не считает грехами, и лишь потом становится способным оценить значимость, разрушительную силу каких-то серьезных поступков и грехов и начинает различать грехи тяжелые и нетяжелые, более и менее важные.

Господь в Священном Писании говорит: не укради, не прелюбодействуй, не лжесвидетельствуй. Если человек не крадет, но лжесвидетельствует, то он преступает тот же закон Божий и этим удаляется от Бога. И если человек не видит в себе ничего греховного, это признак лишь одного: он настолько удалился от Бога, что в его жизни света Божественного нет вообще.

Но увидеть в себе грехи нужно не для того, чтобы заняться самобичеванием, ведь грех – это не просто проступок, это духовная болезнь, требующая лечения. Человек может не подозревать о своей тяжелой болезни, если она до поры до времени протекает в его организме скрытно, и это состояние опасно. И поэтому во время Великого поста задача каждого человека – своевременно выявить духовную болезнь и начать ее лечить.

В канун Великого поста в храмах начали читать и будут читать на протяжении всего поста молитву, которая была составлена великим подвижником древности преподобным Ефремом Сириным. Церковь советует ежедневно читать ее всем верующим людям и дома, присоединяя ее к вечерним молитвам, которые верующий человек обычно читает перед отходом ко сну, и к молитвам утренним, когда он пробуждается ото сна.

Молитва эта очень умилительная. Александр Сергеевич Пушкин описал ее в своем стихотворении «Отцы-пустынники». Он писал, что ни одна молитва его так не умиляет, «как та, которую священник повторяет во дни печальные Великого поста».

Молитва Ефрема Сирина завершается такими словами: «Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь». Так вот, если человек не видит в себе никаких грехов, не имеет чувства раскаяния, покаяния, он должен просить у Бога, чтобы Господь исцелил его, открыл ему, слепому, глаза, чтобы увидеть себя таким, какой он есть на самом деле.

До поры до времени мы смотрим на себя и на окружающий нас мир сквозь розовые очки, но если эти очки снять, то можно увидеть, какие мы есть на самом деле. Но, увидев себя настоящего, мы не должны затоптать себя в грязь. Это означает, что мы узнали подлинный диагноз своего состояния и будем предпринимать какие-то шаги для своего духовного выздоровления.

Это станет нашим первым шагом навстречу к Богу, и мы станем чуточку выше по сравнению с тем, какими были до этого. Поэтому покаяние не только не унижает человека, а, наоборот, оздоровляет, приближает к Богу и возвращает ему то подлинное достоинство, которое он утерял через грех.

– А молитву Ефрема Сирина и дома следует читать с земными поклонами?

– Церковь рекомендует присоединять эту молитву и к утренним, и к вечерним молитвам. Если есть возможность, ее можно читать и днем. Эта молитва разделяется на три части. Произносим первую часть: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми», – осеняем себя крестным знамением и делаем земной поклон. То есть мы становимся на коленочки, кланяемся, касаясь лбом земли, склоняемся перед Богом и просим у Него помощи.

Затем снова становимся на ноги и произносим вторую часть молитвы: «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему», – и тоже делаем земной поклон. Затем читаем завершающую, третью часть молитвы: «Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешеня и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь». Снова делаем земной поклон. В завершение эта молитва читается полностью, уже без разделения на части, и мы снова делаем земной поклон. Так положено делать это по церковному уставу, так мы делаем это в храмах, и так полезно делать это дома.

Но не всегда и не у всех желающих помолиться есть возможность положить земные поклоны, ведь есть люди немощные, больные, либо человек читает эту молитву в своем офисе и не хочет привлекать к себе внимание земными поклонами (потому что это будет слишком эпатажно и неполезно), поэтому можно прочитать эту молитву про себя, в душе, она уместна и без земных поклонов. Но вообще по уставу она делается с земными поклонами, так, как я это описал.

– Нередко нас, православных, обвиняют в том, что мы очень мрачные. И если сейчас зайти в любой храм, то мы увидим, что преобладающий цвет в храме черный. Каково Ваше мнение об этом?

– Есть время радости, но есть время, когда мы откладываем эту радость. Вряд ли человек приходит на какие-то медицинские процедуры с гармошкой, приплясывая и пританцовывая. Он озабочен одним – привести в порядок свое здоровье, излечиться от болезни, с этим он и приходит к врачу. В дни Великого поста, акцентируя внимание на покаянии, Церковь предлагает верующим отложить какие-то праздничные, увеселительные мероприятия для другого времени.

Господь говорит: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься. Мы своими грехами удалились от Бога, Который душу нашу уневестил Себе, и отнялся у нас Жених Небесный. Поэтому мы постимся, печалимся о наших грехах, стараясь принести Господу покаяние, и эта печаль по Богу.

У апостола Павла в его послании есть замечательный эпизод, где он говорит о том, что печаль бывает разной. Есть печаль по миру, которая соделывает погибель, приводит человека в погибель, и есть печаль по Богу, которая производит в человеке спасение. Печаль, связанная с Великим постом, приносит человеку здоровье, так что говорить, что время Великого поста – это время какой-то подавленности, печали и скорби, означает иметь к посту ложное, фарисейское отношение.

Фарисеи, не имея подлинного раскаяния в жизни своей, лишь принимали на себя обличье кающихся. Они намеренно придавали своему лицу постное выражение, чтобы показать людям: «Смотрите, какой я постник, как я пощусь». А Господь говорит: ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое. И не нужно создавать видимость того, что ты радуешься, нужно действительно быть радостным, потому что пост – это время оздоровления, духовного отрезвления, духовной бодрости.

А то, что мы называем печалью по Богу, это печаль о грехах, о том, что мы обидели Бога, преступили Его заповеди, открыли двери нашего сердца для греха, который, как разбойник, вторгся в нашу жизнь, проник сквозь двери и теперь устраивает внутри нашей жизни погром. И если мы предпринимаем усилия, чтобы выдворить непрошенных гостей – страсти и пороки – за пределы нашего сердца, то чего же здесь печалиться? Наоборот, это время оптимистичное, радостное.

– Владыка, давайте перейдем ко второй части нашей программы. В пятницу первой седмицы Великого поста отмечается память святого Феодора Тирона. Расскажите, пожалуйста, об этом святом. И почему память его празднуется именно в пятницу первой недели Великого поста?

– Церковь именно в этот день установила творить память Феодора Тирона – одного из древних святых. Он был военным и был христианином. И когда он открыто исповедовал имя Христово, то подвергся заключению в темницу, а потом и казни, претерпев мученическую смерть за Христа.

Но мучеников, пострадавших за свою веру во Христа, очень много. Почему же Церковь празднует память именно святого Феодора Тирона в завершении первой седмицы Великого поста? С этим святым связано одно чудо. Во времена правления Римской империей Юлианом Отступником, уже в христианскую эпоху, после того как царь Константин издал свой Миланский эдикт и на христианскую Церковь прекратились гонения, император Юлиан решил возвратить, реанимировать язычество. Он снова начал преследовать христиан, насаждать языческие культы, и, чтобы поглумиться над христианами, в одном городе он отдал приказ тайно осквернить идоложертвенной кровью все продукты, которые продавались на городском торжище, чтобы христиане, употребив их в пищу, осквернились.

И тогда епископу этого города Евдоксию явился во сне святой великомученик Феодор и повелел ему выделить из церковных запасов пшеницу, чтобы ее сварили, смешали с медом и это коливо раздавали в пищу верующим людям. Епископ Евдоксий так и поступил, и верующие люди в течение недели насыщали себя коливом.

Таким образом, когда посту угрожала опасность, Господь послал Своего избранника мученика Феодора, чтобы помочь христианам не нарушить святость и строгость Великого поста. В воспоминание об этом чуде и установлено праздновать память святого Феодора Тирона, чтобы мы понимали, насколько важен пост для духовной жизни человека. Вот такой знаменательный этот день.

В этом году в субботу первой недели поста есть еще наш томский праздник. Дело в том, что на первую неделю поста, 1 марта, выпадает память святителя Макария, митрополита Московского, великого томского подвижника, десница которого находится в нашем кафедральном соборе. Но по церковному уставу на первой неделе поста не разрешается творить никаких праздничных служб ради строгости этого времени, и службы переносятся на ближайшую субботу. Поэтому в субботу в Томской епархии, помимо памяти и чествования великомученика Феодора, будет совершаться память святителя Макария Московского. С этим праздничным днем я и поздравляю всех наших телезрителей.

– У нас еще есть вопросы телезрителей.

Поступил немножко запоздалый вопрос: «Можно ли в святки, как и в Светлую седмицу, причащаться ежедневно без поста?»

– Так можно делать тем людям, кто соблюдал весь пост как полагается. Если речь идет о святках и человек хранил весь Рождественский пост, то с наступлением святок он, конечно же, может смягчить свой пост перед причастием. Я считаю, что какое-то воздержание все же нужно. Скажем, человек может на ужин удалить из своей трапезы мясную пищу, ограничившись лишь пищей молочной.

Другое дело, что есть люди, которые постом не постятся, а узнав, что на святках можно причащаться без поста, они заявляются в храм и говорят: «Нам сказали, что сейчас можно причаститься без поста». А если у них спросить, постились ли они хоть сколько-нибудь, они отвечают, что не постились ни дня ни Рождественским, ни Великим постом. Так вот, по церковному уставу таких людей причащать нельзя. Но если человек постился, то для него это время праздника и торжества, и он может и без строгого поста подходить к Святой Чаше, очистив свою душу на исповеди (если есть такая необходимость).

– «Восьмое марта в очередной раз выпало на пост. Что Вы посоветуете мужчинам, чтобы не обидеть женщин, но и не нарушить пост?»

– А Вы считаете, что для того, чтобы женщины не обиделись, нужно в их присутствии обязательно съесть баранью ногу, запеченную на огне? Вообще, с моей точки зрения, это никакой не праздник. У нас есть церковный, православный женский день – Неделя святых жен-мироносиц, третье воскресенье после Пасхи. Но если кто-то хочет проявить уважение к женщинам 8 марта, он может подарить им цветочек, сказать добрые слова, сделать какой-то небольшой подарок, и я думаю, что женщинам это будет приятно и никак не отразится на посте.

Если же кто-то думает, что отметить праздник можно лишь застольем, то, мне кажется, это порочный, довольно странный путь, даже безотносительно к 8 марта. Но если кому-то в этот день обязательно хочется сесть за стол, то на этот случай у нас есть неплохая постная пища.

А вообще когда человек ставит вопрос, нельзя ли ради этого праздника нарушить пост, здесь он делает выбор между Богом и какими-то очень странными, непонятными ценностями. Господь дает нам пост для нашего духовного здоровья. Это можно сравнить с тем, как человек, которому доктор назначил строгую диету, говорит: «Сегодня праздник. Можно мне нарушить диету и есть все подряд?» Да, наверное, можно, но тогда у него снова откроется язва желудка, которая уже начала затягиваться, и это спровоцирует развитие каких-то других болезней. И нужно ли это, чтобы потом пять лет лечиться из-за того, что человек один день нарушал диету?

По сути, пост – это некое наше духовное оздоровление, и я считаю, что нарушать пост ни под каким предлогом нельзя ни на корпоративах, ни в кругу семьи. А выказать уважение женщинам можно, и не нарушая строгости и святости поста.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Вторник, 21 мая: 03:00
  • Четверг, 23 мая: 12:30
  • Воскресенье, 26 мая: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать