Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Ни то, ни другое.
– Нечто посередине?
– Нет. Добро и зло – это нравственные категории, связанные со свободой. Интернет – это средство, которое можно использовать и в добрых, благих целях, и ради чего-то злого. К сожалению, в нашем мире, который характеризуется Священным Писанием как лежащий во зле, чаще всего незлые изначально средства употребляются во зло. Это правда.
– Знаете, что меня смущает в виртуальной реальности? Я не претендую на какую-то объективность, но в этом пространстве человек перестает быть собой. В этом пространстве я уже буду не Виталием Стёпкиным, а неким ником, отражением самого себя. Вам так не кажется?
– Парадокс заключается в том, что в этом пространстве человек как раз и пытается быть самим собой. Порой он выворачивается наизнанку, сообщает такие подробности своей жизни, своих переживаний, о чем, может быть, не всегда говорит в очном общении. Но, совершенно верно, цели он не достигает, потому что это своеобразная игра.
Виртуальная реальность – это реальность игры, это некое возвращение в детство, но, в отличие от апостола Павла, который призывает учеников Христовых быть детьми злобы: «Злобой младенчествуйте, а умом будьте совершеннолетние», – мне кажется, в интернет-пространстве порой происходит ровно обратное. То есть человек как раз выплескивает все, что в нем есть, не всегда рассудительно, трезвенно к этому относясь, не отдавая себе отчета в том, какие последствия вызовет его слово и для него самого, и для тех, кто будет это читать.
– А человек, когда изливает какую-то злобу в интернет-пространстве, изначально тоже грешит? Быть может, это, наоборот, лучше в том плане, что он выплеснул свои эмоции там, в виртуальном мире, негативное из него вышло – и он остался добрым человеком в реальности. Или так не бывает?
– В физическом мире есть закон сохранения энергии. Своего рода закон сохранения энергии существует и в мире духовном. Если ты излил какое-то зло и кто-то это прочитал, кого-то оно задело, то все это пошло дальше. Кого-то это ранит, а кем-то воспроизводится, поэтому ответственность увеличивается, когда человек об этом уже даже не знает. Конечно, это грех.
– Но то, что Русская Православная Церковь (в том числе и ваша Колпашевская епархия) достаточно широко представлена в интернет-пространстве, говорит о том, что Церковь с этим считается?
– Вернемся к тому, что Интернет может быть обращен и во зло, и во благо. И вообще он дает очень широкие возможности, и не только для свидетельства о церковной традиции, но и вообще для реализации возможностей человека, его способностей, его образования, для здравоохранения. Он делает мир более единым, если хотите, более мобильным.
Теперь, находясь в какой-нибудь глуши, человек может быть причастен к ведущим произведениям культуры, мысли. Ему открыты библиотеки, исполнители музыки, шедевры кинематографа, театрального искусства и так далее. Он может общаться с умными людьми, не преодолевая на телеге тысячи километров, чтобы поговорить, а просто войдя во Всемирную паутину. Это определенный плюс, но вместе с этим плюсом есть и минусы.
– Мне кажется, их можно перечислять до утра.
– Наверное, но мне хотелось бы сказать о тех, которые лично меня, может быть, больше всего волнуют, кажутся существенными. Первое – это то, о чем мы сказали, некоторая виртуализация жизни, превращение ее в игру. Игра вообще становится одной из главных причин пребывания в Интернете. Компьютерные игры развиваются с огромной скоростью, и они поглощают внимание и силы. И человек уже порой перестает различать грань между жизнью виртуальной и реальной. Это очень серьезное и плачевное следствие развития информационного мира.
Второе – девальвация слов. Слов стало так много, что они перестали что-то значить. В свое время старец Паисий Святогорец сказал: «Мир устал от слов». Это было сказано еще до всеобщего распространения Интернета, что же говорить о нашем времени? Когда слишком много слов, они не воспринимаются, поэтому люди, даже говоря на одном языке, не понимают друг друга. Каждый вкладывает в свою речь какие-то свои смыслы, и часто даже не смыслы, а эмоции.
Чаще всего общение происходит на какой-то спонтанной колеблющейся базе эмоциональных сиюминутных переживаний. Смысловая составляющая общения уходит на второй план, поэтому в этом общении человек, выражая себя, в действительности не стремится понять другого. Он старается как бы навязать ему себя: вот я такой – и принимай меня такого. Когда все исходят из этой позиции, то никакого взаимопонимания и единения не получается. Вроде бы социальные сети призваны всех объединить, а на самом деле человек чувствует все большее отчуждение.
Я не могу сказать, что Интернет – причина этого, но Интернет – катализатор этого процесса. Причина глубже, она в греховности каких-то замыслов, мотивов человека. Если человек отдает себя злу, отсюда все и истекает. Но Интернет – мощный драйвер этого процесса. Он как раз ведет к отчуждению, нарастанию вражды, взаимопротивопоставления. К сожалению, это так.
– Если возвратиться к интересной мысли о том, что стало много слов, мне кажется, в Интернете стало не просто много слов, стало много пустых слов. Эти пустые слова наваливаются огромным комом, и в этом случае отделить слова правильные, искренние, отделить зерна от плевел становится не то что трудно – невозможно.
– Да. Я больше говорил о стороне качественной, Вы сказали о количественной. Избыток слов своей массой, безусловно, тоже давит, и человек устает, ему иногда хочется информационной тишины. Поэтому мы иногда сталкиваемся с ситуацией, когда люди меняют смартфоны на старенькие телефоны, на которых нет выхода в Интернет, а некоторые вообще отказываются от постоянного ношения телефона.
Когда организуются какие-то особые мероприятия и человек пребывает вне интернет-пространства, когда вообще нет доступа к Интернету (выезд на природу и еще что-то), люди осознают, ощущают эту проблему, эту драму, связанную в том числе и с развитием передовых информационных технологий.
– Я слышал, что Интернет придумали злые силы; это уже потому, что он просто пожирает у человека время.
– Не могу с этим согласиться. Злые силы – это не творческие силы. Творчество – это свойство Божие, потому Бог Творцом и называется. Человек, созданный по образу Божьему, воспринял это свойство. Проблема не в творчестве, не в том, что создается что-то принципиально злое, а в отсутствии чувства меры.
Вспомним, с чего началась человеческая история (с точки зрения Библии, разумеется), – с грехопадения прародителей в раю. По поводу чего произошло это падение? Из-за древа познания добра и зла. Бог не препятствует познанию человека, но Он вносит в это познание некую ценностную шкалу.
Что нужно познать в первую очередь, а что во вторую? В первую очередь нужно познать Бога, поэтому в первую очередь Адаму следовало бы идти не к древу познания, а к древу жизни, и тогда, утвердившись в этом единении со своим Творцом, Адам получил бы тот самый критерий истины, который и регламентировал бы и направление, и меру его познавательных усилий.
В истории науки проблема часто в том, что ученые не имеют чувства меры, они не знают, когда остановиться. Так появилось ядерное оружие, и потом сами же ученые, которые его изобрели, об этом тяжело сожалели. Они же не бомбу придумывали, им был интересен сам процесс – ядерная реакция, и они не задумывались, к чему это приведет. Сейчас то же происходит в генной инженерии.
Где остановятся эти люди и остановятся ли, когда не будет пути назад, и к чему это приведет – вот в чем проблема. То же самое с Интернетом, поэтому здесь важно чувство меры. И вот это чувство меры дается только причастностью к объективной истине, которой является Бог.
– Вы сейчас говорили про познание добра и зла, про райский сад, про древо. И ведь действительно можно допустить, что со временем, если бы Адам и Ева познали Творца, они получили бы благословение отведать и от этого дерева, и это был бы уже не запретный плод.
– Я убежден, что это было бы вторым шагом. Все ограничения были бы сняты, потому что Бог не случайно насадил это древо в раю. Не для того, чтобы преградить Адаму путь, а чтобы дать ему это, но в свое время: после того, как Адам утвердился бы своим свободным выбором в любви и послушании Богу, то есть в истине.
– Интернет дает большие возможности в том числе и для того, чтобы люди могли посещать богослужения. Нет ли у Вас опасения, что с развитием Интернета даже постоянные прихожане уйдут в виртуальную реальность и будут ходить в храм путем нажатия определенных клавиш по электронному адресу?
– У меня нет такого опасения, потому что те, кто действительно являются прихожанами не по имени, а по факту, никогда не уйдут ни в какую виртуальную реальность, поскольку она не может заменить реального присутствия в храме, в пространстве соборной молитвы, и особенно не может заменить участия в церковных таинствах.
Именно об этом сказано в недавно выпущенном обращении Священного Синода по поводу коронавирусной эпидемии, где как раз проанализированы последние месяцы и подчеркнуто, что никакие информационные технологии реального участия в церковной жизни, особенно в богослужении, которое является ядром церковной жизни, заменить не могут. Ну а те, что в церковь не ходили, и так сидят у экранов телевизоров. В конце концов, лучше так, чем никак. Но как они были «захожанами», так и останутся ими. Виртуально участвуя в богослужении, прихожанами они, конечно, не станут.
– Много лет назад, еще на заре Интернета, я с удивлением обнаружил на одном из сайтов, якобы православном, некую виртуальную исповедальню. Как Вы думаете, в самых отдаленных уголках нашей планеты, где священник может появиться только теоретически, подобное может иметь место?
– Теоретически да, но это не должно быть правилом. Это всегда исключение и таким должно оставаться. Как-то регламентировать его не надо. Это случалось и раньше. Известны случаи, когда духовные старцы исповедовали по телефону. Бывает, у человека есть какая-то крайняя нужда в откровении своих помыслов, в исповеди. И если его духовный наставник находится за тысячи километров, а это все-таки срочно – излить свою душу и как бы подорвать в себе силу греха, то здесь все средства хороши. Можно и по телефону, и такое случалось.
Духовник может вознести молитву об этом человеке, но это исключение. Это не заменяет очную исповедь в пространстве храма, как и положено. Но дух дышит, где хочет, и Господь не формалист, не начетчик. Он всегда идет навстречу человеку, и когда есть какая-то объективная нужда, бывают удивительные вещи, которые выходят за рамки всех регламентов, но это всегда исключение.
А мы люди, и мы должны придерживаться и канонов, и уставов, и даже обрядов. Они вносят дисциплину в нашу жизнь, и если соблюдать чувство меры, тогда все на пользу и все во благо.
– Признаться, я об исповеди по телефону не слышал. А разрешительная молитва в этом случае тоже имеет силу?
– Конечно. Потому что власть прощать и решать дана апостолам, через них епископам, а от епископов – священникам. Но, повторяю, это исключение, правилом это стать не может никогда.
– Как-то в этой студии мы уже обсуждали с Вами, что многие священники имеют свои собственные страницы. На тот момент Вы еще для этого не созрели. А сейчас какие-то мысли в этом направлении у Вас появились?
– Нет. Пока я остаюсь при прежнем образе мыслей, в том числе по тем причинам, о которых сказал. Мне кажется, сейчас много умных, обладающих даром слова, достаточно опытных людей. И не важно, где ты живешь – в Москве, в Америке или Греции, в Интернете слово доступно из любой точки мира. И я не вижу, что могу добавить к тем, кто уже там присутствует.
Если в силу, может быть, какого-то вдохновения от Бога или в силу каких-то других мотивов они туда уже пришли и там свидетельствуют в меру своих сил о евангельской истине, то я могу это только приветствовать. Помоги им Господь, и главное, чтобы они сохранили чувство меры и убереглись от тех искушений, что преследуют публичные фигуры. К сожалению, бывает, некоторые проповедники отпадают от Церкви или, по крайней мере, от истины в Церкви и впадают в заблуждения. В нашем новейшем времени мы имеем примеры этого.
– Давайте перейдем ко второй части нашей программы: 24 сентября Русская Православная Церковь отмечает память преподобного Силуана Афонского – святого, имя которого Вы носите. Я думаю, сегодня у Вас получится рассказать об этом особенно ярко и интересно.
– Да. Преподобный Силуан был, наверное, первым святым вслед за преподобным Сергием, который вошел в мою жизнь. Его книга духовных писаний лежала у меня на столе вместе с Евангелием. Я читал и то, и другое на протяжении многих лет подряд, повторяя много раз одно и то же, потому что его слова трогают не только ум, но и сердце. Они очень глубокие, хотя и простые, очень проникновенные, исполненные и какого-то молитвенного духа, подлинной и неотмирной духовности. Они не надуманы.
Много есть умных людей, но святых единицы. Старец Силуан именно святой человек, и это чувствуется из его писаний. Он очень поддерживал меня в первые годы моей духовной жизни и во многом помог определиться с выбором жизненного пути, чтобы стать монахом, священником. И помог не одному мне. Я знаю многих и многих людей, и не только русских, но и греков, которые после знакомства с его книгой, его личностью, подвигом пошли в монахи. Это были молодые люди.
– А Вы как-то ощущали его близость на физическом уровне?
– Что значит «на физическом уровне»? Безусловно, я ощущал его поддержку через чтение его писаний, через молитву к нему.
– Я могу конкретизировать свой вопрос. Когда Антоний Сурожский начал читать Евангелие, он в буквальном смысле ощутил, что рядом находится Христос. Нечто подобное случалось с Вашим святым и с Вами?
– Нет, в моей жизни было иначе. Я так полюбил старца Силуана, что во мне родилось искреннее желание в монашеском постриге быть нареченным в честь его. Где-то за полгода до своего монашества, когда я уже окончательно принял это решение, созрел, как говорится, я обратился с молитвой к Богу и к старцу Силуану, что, если Богу угодно, пусть мне будет дано это имя. Больше никаких разговоров об этом ни с кем у меня не было. И когда я услышал над собой это имя, для меня это было небольшим чудом. Конечно, в глазах человека светского это может выглядеть как совпадение...
– Из тысяч имен именно то имя, о котором Вы мечтали?
– Да. Поэтому для меня это был, конечно же, очень вдохновенный момент. Я считаю, что постригающего меня пастыря вдохновил на это старец Силуан. Я убежден в этом. Сам старец Силуан, как я уже говорил, был очень простым человеком, но в своей духовной жизни, по свидетельству его ученика Софрония (Сахарова), тоже великого подвижника, он достиг меры древних святых.
Главной темой всех его писаний и всего его подвига была тема любви и смирения. Святые ведь тоже разные, они живые люди, поэтому на пути, в общем-то, в одном направлении у каждого есть какие-то свои особенности. Мы часто читаем у святых отцов о посте, молитве, о подвигах, покаянии, и все это очень важно, но для меня (и вообще, наверное, для нашего времени) очень важно слово, которое бы не пугало, а вдохновляло. И это слово о любви. Старец Силуан так говорит о любви, что за этим чувствуется опыт. Он знает, о чем говорит.
И второе, что очень важно, он буквально через строчку подчеркивает, что источником, мерилом любви, ограждением, которое хранит любовь, является смирение. Он говорит о том, что такое смирение, что вся духовная борьба идет за смирение. Не за то, чтобы больше поститься или носить какие-то вериги, уйти далеко в лес и скрыться от всех; речь даже не о количестве молитв, а о любви. И действительно, это очень просто: что любишь, к тому и стремишься. Любовь сама несет тебя на крыльях, и все тогда становится легким.
Поэтому опыт богообщения, которым старец Силуан действительно обладал, позволяет очень просто все объяснить. Главное, что в этих словах такая сила, такая достоверность, что доказательства не нужны. Они убедительны сами по себе. Это действительно такой святой, читать которого и о котором я очень бы рекомендовал современным людям, чтобы понять, что такое христианство.
– Владыка, как Вы относитесь к идее архиерейского подворья в Нарымском крае? Возможно ли это вообще?
– Ну, архиерейское подворье существует в Тогуре. Это древнейший храм в наших краях – храм Воскресения Христова. Поэтому не совсем понятно, что имеется в виду в этом вопросе.
– Может быть, идет речь о некой архиерейской заимке?
– Наш край сам по себе достаточно уединенный, хотя, конечно, какую-нибудь келью в лесу, где можно было бы на недельку спрятаться, я хотел бы иметь.
– Но возможность такая есть?
– Пока эта идея не осмыслилась в практическом русле.
– Какие приходы созидаются сейчас в вашей епархии и когда они будут достроены?
– Сразу все и не перечислишь. Их, наверное, больше десятка. Да, мы строим храмы. Это сравнительно небольшие храмы, но у нас и поселки небольшие. Уже построен целый ряд храмов там, где их не было. В Колпашевском районе это Саровка, в Парабельском районе – Заводской, Новоселово, Кедровый. В Каргасокском районе – Вертикос, в Кривошеинском – три населенных пункта: Володино, Пудовка, Красный Яр. Сейчас достраивается церковь в Парбиге в Бакчарском районе.
Практически везде, во всех районах что-то да строится. Либо уже введено в эксплуатацию, освящено и там совершаются службы. Да, это бывает сложно, и иногда небольшой храм строится годами, но таковы наши ограниченные возможности.
– Я нечасто бываю в храме, потому что не знаю, как в нем себя вести. Можно ли сделать так, чтобы были некие брошюрки, которые рассказывали бы именно об этом храме: где какие иконы находятся и как себя вести новоначальным?
– Да, хорошо бы, чтобы так было, и, в общем, настоятели приходов стараются, чтобы так было. Во многих храмах это есть, а если где-то нет, думаю, это пожелание станет поводом отнестись к этому более тщательно.
– В Томске есть желание, но пока нет возможности открыть православную гимназию. Есть ли такая возможность в Колпашевской епархии?
– В Колпашево такая возможность еще более ограниченная, потому что здесь вопрос упирается в две принципиальные вещи. Даже если есть очень горячее желание, все-таки гимназия – это не лужайка посреди леса. Это какое-то здание, которое должно соответствовать требованиям, причем довольно жестким, предъявляемым к такого рода учреждениям, поэтому нужны средства, и немалые.
Вторая, не менее важная проблема – нужны кадры, причем не просто грамотные в своей области специалисты-предметники или администраторы, но люди воцерковленные или, по крайней мере, достаточно внутренне глубоко, с теплотой сердечной относящиеся к православной традиции.
Что может сделать гимназию православной? Если мы повесим там иконы, это, конечно, хорошо, но это еще не сделает ее православной. Должна быть соответствующая атмосфера, а это в первую очередь могут задать только педагоги, педагогический коллектив.
– Я думаю, что святой Нарым ассоциируется не только с кровью мучеников, но еще и с газовиками и нефтяниками, поэтому есть подозрение, что там проще открыть гимназию.
– Ну, может быть, нефтяники и газовики услышат нас.
– Владыка, как Вам идея проводить культурно-спортивные мероприятия между двумя епархиями?
– Сама по себе идея неплохая, нечто подобное существует. Но здесь надо подумать, для чего это будет проводиться, кто в этом будет участвовать. Всегда важна цель. Я противник мероприятий для галочки. Собственно, важно, что здесь церковного-то.
Вот если мы ответим на этот вопрос положительно, если будет какой-то плод, в том числе для духовного, а не только физического становления, тогда да. А если плода не будет, то зачем нам православные турниры, когда есть просто турниры светские, гражданские? Их достаточно много, и людям есть где и оздоровить свое тело, и укрепить мышцы, и провести соревнование.
Ведущий Виталий Стёпкин
Записала Людмила Белицкая
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 20 мая
День ангела. 20 мая
Церковный календарь 20 мая. Обретение мощей преподобного Нила Мироточивого, Афонского
Евангелие 20 мая. Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел
Читаем Апостол. 20 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!