Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Очень важно отметить, что помимо богослужебной функции колокола выполняли функцию оповещения, информирования. В наше время этим занимается телевидение, радио, Интернет. Осталась ли с тех времен классификация колоколов, когда каждый определенный колокол выполнял свою задачу? Или сейчас такого нет?
– Сейчас, конечно же, на церковных колокольнях только церковные колокола.
– Только церковные?
– Да. Они выполняют богослужебную функцию. Хотя у нас допускаются и общественные звоны.
– Например, когда мы слышим один звук, то понимаем, что это не богослужебный звон, а тревога.
– Ну, раньше сигнал о пожаре так звучал…
– Набат?
– Да, набат. Был еще метельный звон, когда было не видно ни зги.
– Предупреждающий о непогоде?
– Этот колокольный звон выполнял функцию маяка – он созывал на звук заблудившихся путников, чтобы они нашли приют и не замерзли.
Сейчас колокольный звон выполняет богослужебные функции – это обозначение начала и окончания богослужения, важных моментов службы. Звон может быть знаком того, что сейчас завершается какое-то священнодействие, например, Евхаристический канон – в этот момент звучит благовест.
Но у нас есть и традиция последних лет – победный звон на 9 Мая. 9 Мая в 12 часов все колокольни в России возвещают о Победе над фашистской Германией. Мы знаем, что сейчас и вдали от храмов устанавливают колокола, и они также связаны с памятниками павшим воинам. Но все-таки колокол у нас – это священный предмет, это часть богослужения. А светские функции чаще встречаются у колоколов в Европе – там есть и биржевые колокола…
– У них это еще осталось?
– Да. Там колокола оповещают о том, что открываются питейные заведения или какие-то заведения, торгующие рыбой. Где-нибудь в Англии колокола оповещают о начале биржевых торгов. У нас же колокола – о церковный атрибут, и я считаю это более правильным.
– Помимо того, что Вы звонарь, Вы еще занимаетесь и непосредственно производством колоколов. Расскажите, с чего начинается создание колокола.
– Производство колоколов – это довольно сложный процесс. Начинается он с подбора формы колокола. Мы решили не искать ничего нового и пойти по пути старых литейщиков. Мы не моделировали какие-то формы на компьютере, не привлекали современные технологии, а просто взяли старинные колокола хорошего звучания: те, которые, по нашему мнению – мнению звонарей, – хорошо звучат и гармонируют между собой, собрали их в единый набор, перемеряли и сейчас повторяем.
– То есть у каждого из этих колоколов есть определенный прототип?
– Да, конечно. Это колокола разных производителей – в первую очередь, ведущих производителей дореволюционной России: заводов Финляндского, Оловянишникова и Самгина. Это три самых крупных привилегированных мастера, которые имели императорские награды за хорошо выполняемую работу. Они вели свою историю еще со времен Пушечного двора и наработали огромный опыт. Сейчас мы являемся своего рода продолжателями их традиций.
– То есть сохранились какие-то черновики, схемы?
– К сожалению, все утрачено. И мастерство утрачено.
– А каким образом вы это восстанавливали?
– Есть книга известного литейщика, ярославского производителя колоколов Оловянишникова – «История колоколов и колокололитейное искусство». Она является, можно сказать, настольной книгой литейщика и звонаря. Он написал эту книгу в 1912 году и коснулся в ней истории колоколов, звонов, в том числе и производства.
Конечно, Оловянишников был человеком образованным и всех секретов не стал выдавать. Но в общих чертах он описал технологию, нарисовал геометрию, профиль, объяснил модульный принцип. Хотя, если просто взять его книгу и четко следовать инструкции, конечно, колокола не получатся.
– Откуда же вы доставали секреты?
– Сейчас есть современные методики. И технологии производства литья, конечно, не стоят на месте. Для формовки колоколов мы применяем современные формовочные смеси, а технологии производства отливаемых колоколов приближены к художественному литью – так называемому шоу-процессу или литью по этилсиликату. То есть мы используем готовые связующие на основе специальных смол, которые быстро отвердевают. Раньше производство колоколов было довольно длительным процессом – это было литье в керамику, литье в глину. Многие, наверное, видели в фильме Тарковского «Андрей Рублев», в новелле «Колокол», как герой искал специальную глину – секрет, который отец ему не передал. А сейчас, конечно, технологии производства шагнули вперед.
Но самое главное в звуке колокола – это профиль, то есть геометрия. Если она выбрана удачно, то колокол будет звучать хорошо, а если неудачно, то звучание колокола будет плохим. И, конечно, важен металл.
– Из чего делают колокола, из какого металла?
– Это высокооловянистая бронза: 80% меди и 20% олова.
– Все колокола из нее делают?
– Да. Нельзя экономить на металле. Производители всегда были в поиске альтернативы колокольной бронзе, потому что олово очень подорожало (оно и раньше было очень дорогим), но до сих пор ничего лучшего не придумали.
– Должен ли быть определенный звукоряд на колокольне, то есть диатоническая гамма – до, ре, ми, фа, соль, ля, си?
– Нет. Колокола подбираются не по хроматическому ряду, а по гармоничным интервалам, то есть должны быть интервалы.
– Давайте объясним телезрителям, что это такое.
– Это терция, кварта, квинта…
– Мне кажется, так еще сложнее.
– Если вы никогда не умели играть на пианино и начнете нажимать на все клавиши подряд, то вы будете играть некрасиво. Нужно отметить те клавиши, которые дают гармонию, определенные интервалы, то есть через три, через четыре тона…
– Благозвучные?
– Да, благозвучные интервалы! И если вам объяснить, на какие клавиши можно нажимать, а на какие нельзя, то вы будете красиво играть и даже импровизировать. Здесь то же самое.
– Еще Бах сказал: «Я просто удачно нажимаю на нужные клавиши». Кажется, секрет в этом. Наверняка многие телезрители слышали о знаменитой скрипке Страдивари, которая оценивается в несколько миллионов. Надо сказать, что у нас в стране очень много таких «скрипок Страдивари» – на каждой колокольне, потому что производство колоколов стоит огромных денег. Это действительно так, поэтому колокола и приобретались веками.
– Да. Приобретение колокола – это очень большое вложение для храма, и не каждый храм мог позволить себе приобрести сразу весь колокольный набор. Поэтому колокола приобретались постепенно – сначала какая-то малая звонница, малый набор (такой стартовый комплект), а потом, уже спустя время, следующий колокол. Его приобретение приурочивали к какому-то событию – печальному или, наоборот, радостному – или к престольному празднику. Бывало, проходили века между приобретением колоколов.
У нас сейчас происходит то же самое. Храмы строятся, и понятно, что для начала, для какого-то минимального звона, достаточно набора из 5, 7, 9 колоколов. Потом уже этот комплект можно дополнить большим тяжелым колоколом-благовестником, на котором можно отлить храмовые иконы, указать время отливки, название храма, имена благотворителей. Это уже конкретный торжественный вклад в храм.
– Предлагаю сделать музыкальную паузу. Порадуйте нас колокольным звоном.
– Конечно.
(Звучит колокольный звон в исполнении Ильи Дроздихина.)
– Илья, я как автолюбитель хочу у Вас поинтересоваться. Все мы зимой сталкиваемся с проблемой обледенения автомобиля. Как Вы справляетесь с этой проблемой на колокольне? Ведь это же металл! Наверное, очищать обледеневший колокол грубым методом невозможно, потому что можно его повредить…
– Вы знаете, эта проблема возникла совсем недавно, раньше почему-то такого не было. И многие автолюбители тоже столкнулись с этим совсем недавно. Появился так называемый ледяной дождь: от него образуется корка, которую ничем ни соскрести, ни снять, ни убрать. И колокола, покрытые такой ледяной коркой, конечно, не звучат. Многие звонари в течение последних, наверное, лет десяти обращаются с вопросом: «Что делать?»
– Тем более что много праздников зимой.
– Да. В нашей стране Рождество, Крещение, Сретение, да и ранняя Пасха попадают на зимний период. Многие пробовали соскабливать эту ледяную корку, но это очень неэффективный способ. Конечно, колокол от этого не испортится, ничего ему не будет, если его как-то поскрести.
– А металл на холоде не становится хрупким?
– Он становится хрупким, но вы же не будете его долбить молотком. Если чуть-чуть поскрести, конечно, это его не повредит.
– Поцарапать жалко.
– Ну, поцарапать можно, да. Он заполируется в этих местах, начнет блестеть.
Самый эффективный способ – это обработка либо раствором соли, либо каким-то спиртовым раствором. То есть можно залить в пульверизатор соляной раствор, побрызгать в какое-то место, и в этом месте ледяная корка начнет подтаивать. А можно просто не задействовать обледеневшие колокола. Но если это окажутся самые основные, самые важные зазвонные колокола, то без них, конечно, звона не получится.
– Хочу поговорить о тяготах Вашей профессии. Даже летом, забираясь на колокольню, понимаешь, что там прохладно, ветрено и стоит надеть курточку. А как же вы зимой работаете на колокольне?
– Мы утепляемся.
– Вообще это очень непросто.
– Это некий подвиг, послушание. Нельзя сказать, что звонить в колокола – это работа. Это некое служение, как и пение, и алтарничество. Звонарь перед своим звоном должен помолиться, настроиться, он должен получить благословение батюшки. То есть важно понимать, что он выполняет некую миссионерскую функцию: созывает на богослужение верующих и даже тех, кто ни разу не был в храме.
Если посмотреть с этой точки зрения, то у звонаря очень серьезная, ответственная миссия, потому что он должен зажечь искорку веры в том, кто ни разу не был в храме. По традиции, если мы слышим колокольный звон, то должны остановиться, перекреститься, помолиться и как бы стать сопричастниками тому действу, которое происходит в храме.
– Надо сказать, что колокольный звон слышен на всех близлежащих улицах. Как не потерять слух, находясь на колокольне? У многих возникает такой вопрос.
– Слух не теряется. Конечно, когда проводим обучение в помещении школы звонарей, мы находимся в наушниках. А на колокольне звук распространяется в окна, он не отражается от стен, и поэтому какого-то сильного звукового давления, которое оказывало бы отрицательное влияние на слух, там нет.
Возможно, когда вы впервые поднялись на колокольню, какой-то дискомфорт и ощущается, но после второго, третьего, четвертого звона вы уже привыкаете.
– То есть слух уже портится, и мы привыкаем?
– Нет, слух не портится, и мы привыкаем.
– Илья, Вы уже несколько лет проводите фестиваль колокольного звона. Расскажите, пожалуйста, об этом проекте. Как он называется?
– Мы и сами проводим фестиваль, и являемся участниками других фестивалей. Начиная с 2005 года, уже 16 лет, мы проводим фестиваль «Перезвон». Он проходит в Москве, и его участниками становятся наши выпускники и наши ученики.
В этом году прошел фестиваль колокольного звона «Архангельский глас», организованный Фондом Архангела Михаила. Нас пригласили, и мы стали соучастниками этого действа. Мы участвуем в фестивалях по всей России и даже за рубежом.
– А много проводится «колокольных» фестивалей?
– Обычно фестивальная пора начинается после Пасхи, в теплое время, и заканчивается где-то к Рождеству Богородицы. Последний фестиваль колокольного звона в году проходит в Раменском районе в селе Зюзино. А всего в России проводится 20-30 фестивалей колокольного звона.
– Они проходят ежегодно?
– Да.
– А какие требования к участникам? Ведь там должна быть какая-то программа.
– Надо отметить, что формат бывает разный. Бывает концертная форма, где проводится отбор участников, где есть ведущий, который рассказывает о разных звонах. В таких фестивалях принимают участие звонари более маститые, и со стороны туда попасть невозможно. А есть фестивали на престольные праздники. Например, на фестивале в том же Зюзино может подняться на колокольню любой желающий.
– И поделиться своей радостью.
– Да. Как на Пасху, на Светлой седмице и в престольные праздники.
– Русский народ с давних времен относится к колокольному звону с любовью и почитанием, считая его спасительным и целительным. Действительно ли имеют место необыкновенные свойства колокольного звона?
– Конечно, над колоколом совершаются особые молитвы – у нас есть чин освящения колокола. Когда батюшка освящает колокол, то испрашивается сугубая благодать. Колокольный звон отгоняет «злорастворенные воздухи», отгоняет бесов и побуждает человека к молитве. Из истории мы знаем, что много колоколов отливалось во время эпидемий, в первую очередь, чумы. И по всей Руси звонили в колокола, чтобы отогнать этим звоном различные эпидемии.
– Злые поветрия.
– Да, злые поветрия.
(Звучит колокольный звон в исполнении Ильи Дроздихина.)
– В заключение программы короткий блиц. Три любимых музыкальных произведения?
– Римский-Корсаков «Шехеразада», колокольный звон Троице-Сергиевой лавры и песни группы ABBA.
– Прекрасно. Продолжите: «Главное в моей профессии…»
– …послушание.
– «Когда я на колокольне, я…»
– …на небесах.
– «Больше всего в людях я ценю…»
– …честность.
– «Я счастлив, когда…»
– …все живы.
– «Бог – это…»
– …Любовь.
Ведущий Александр Крузе
Записала Людмила Белицкая
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Санкт-Петербург. Сбор пасхальных подарков для подопечных епархиального центра милосердия
Акция «Красное яичко»
Челябинск. Пасхальный фестиваль
Вторая половина. Матушка Анна Набокова
Льюис. Аскетические перевёртыши. Часть 36. Священник Константин Корепанов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!