– Мы находимся на территории Зарайского кремля. Позади меня здание собора в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, где находится чудотворная икона святителя Николая Мирликийского – образ «Никола Заразский». О храмах Зарайска и пребывающих в них святынях в нашем сегодняшнем выпуске передачи «Хранители памяти».
– На территории кремля находятся два храма. Первый – белый пятиглавый Никольский собор – был построен одновременно с кремлем по приказу Василия III. В «Лицевом летописном своде» его сына Ивана Грозного мы читаем, что «приказал великий князь поставить город каменный», то есть кремль, «и церковь каменную Николе Чудотворцу Заражскому».
Но Никольский собор дошел до нас не совсем в том виде, он был перестроен. В 1681 году сюда приезжает царь Федор Алексеевич и отдает интересное распоряжение: разобрать Никольский собор и собрать его заново. Такой необычный приказ царя, скорее всего, связан с его желанием сделать храм более вместительным.
В отличие от традиционной крестово-купольной архитектуры, когда есть четыре опорных столба и на подпружных арках держится купол и своды, это бесстолпный храм, внутри цельное зальное пространство, перекрытое единым сводом, у него глухие барабаны (без окон), освещение идет через окна в стенах, стены тонкие.
Храм действующий. В последнее время, до того как его закрыли на реставрацию, в нем иногда проходили богослужения. Но он летний, то есть зимой его невозможно протопить. Интересны кресты, которыми увенчан Никольский собор. У них наверху установлены маленькие царские короны. Такие кресты с коронами ставили только на те храмы, которые возводились непосредственно по царскому распоряжению.
В советское время храм был закрыт. В 1920-е годы, когда в Зарайске открылся музей, этому музею был передан комплекс Зарайского кремля вместе с находящимися внутри соборами. Интересно, что тогдашние сотрудники музея хотели спасти церковную утварь любой ценой, пусть даже и ценой превращения ее в музейные предметы, чтобы она хотя бы так сохранилась.
В экспозиции нашего музея есть редкая фотография со стеклянного негатива – он даже расколот в одном углу. Это как раз интерьер Никольского собора, от которого в итоге ничего не сохранилось. И на фотографии мы видим: уже стоят шкафы, в которых выставлена богослужебная утварь, что-то уже с табличками, инвентарными номерами. Все это записывалось в учетные книги. Учетные книги с той поры у нас остались, а сами предметы в итоге тоже были вывезены.
В 1930-е годы музей переводят с территории кремля в здание Троицкой церкви, находящееся на центральной площади. Сейчас эта церковь закрыта – там готовятся к возобновлению богослужений. В Троицкой церкви музей пробыл довольно долго. Соответственно, большинство ценностей внутри кремля остались фактически без присмотра.
Икона Николы в музее была. Еще небольшое количество древних икон – сейчас у нас их в экспозиции нет, но они есть в собрании музея. Но о ценностях, находящихся в интерьере соборов, что-то сказать сложно. И сам интерьер с барочной лепниной, с пышным алтарем до нас тоже не дошел – мы можем судить о нем только по фотографиям.
Уже после выдворения музея из кремля Никольский собор был закрыт. То есть там вроде бы какое-то время находился архив, были какие-то складские помещения. Но, по сути, храм был разорен – назовем вещи своими именами. Затем он стоял просто заброшенным. И сейчас его реставрируют. Осталось еще внутри сделать роспись – после этого его откроют.
Рядом большой желтый Иоанно-Предтеченский собор. Не самое распространенное посвящение – в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Этот храм связывают с приездами в Зарайск царя Ивана Грозного, который бывал здесь четыре раза. И вот к его первому приезду был возведен сперва деревянный Иоанно-Предтеченский храм, посвященный небесному покровителю царя.
Впоследствии Иоанно-Предтеченский собор много раз перестраивался. Здание, которое мы сейчас видим, построено в 1904 году на средства купцов, промышленников, меценатов братьев Бахрушиных, которые ведут свой род из Зарайска. Хотя коммерческого успеха они добились уже спустя поколение в Москве, но семья была очень благочестивой и не забывала свой родной город. Бахрушины много жертвовали на благотворительность, городское строительство. В том числе и Иоанно-Предтеченский собор был поновлен на их средства.
По документам кресты, установленные над могилами рязанских князей, изначально находились в алтаре Иоанно-Предтеченского собора. Но впоследствии в ходе перестроек он сдвигался на запад. До 1930-х годов между сенью с крестами и алтарем собора располагалась высокая и пышная колокольня. Но в 30-е годы эту колокольню, как и половину зарайских храмов, которых до революции было 14 на 9 тысяч населения, то есть в целом немало, сровняли с землей. Сейчас на этом месте просто пустырь.
А изначальные кресты сотрудники музея, открывшегося в Зарайске в 1918 году, спилили и спрятали в фондах, чтобы хотя бы таким образом их сохранить. Памятник, который там стоит сейчас, – это уже памятник, воссозданный в 2002 году.
Иоанно-Предтеченский собор ныне действующий. В советские времена он тоже был закрыт. Там был городской кинотеатр. Но уже в конце 90-х начались работы по восстановлению храма. В настоящее время он полностью расписан. И там находится в том числе и та самая икона Николая Чудотворца начала XVI века, которая является главной городской святыней.
Мы с вами находимся внутри Иоанно-Предтеченского собора возле образа «Никола Заразский». Это список 1513 года – древний, почитаемый. Стоит сказать пару слов про саму иконографию. До принесения на Русь этот образ назывался «Никола Корсунский», но впоследствии его стали называть «Никола Заразский».
Святитель изображен здесь в позе «оранта» – это поза напряженной молитвы с распростертыми руками, подчеркнуто нефункциональная, обозначающая особую духовную силу и особую силу молитвенной защиты. Сама икона трактована достаточно условно, мы там видим много плоскостного орнамента, силуэт тяготеет к симметрии. И в целом это памятник, производящий достаточно умиротворяющее впечатление.
До революции икона находилась здесь – сперва в Никольском соборе, потом в Иоанно-Предтеченском, когда его так красиво перестроили. Затем она попадает в собрание музея. Но в 1960-е годы ее увозят из Зарайска в Москву в Музей имени Андрея Рублева, так как она, по мнению советских искусствоведов, требовала срочной реставрации. И вот на реставрации она довольно долго содержалась.
В Зарайск она вернулась только в 2013 году с большими почестями, с приездом Патриарха, и с тех пор находится в соборе, но уже как музейный предмет. То есть она на самом деле стоит на музейном учете, у нее на обороте инвентарный номер, она в специальном вакуумном саркофаге внутри киота, чтобы было меньше перепадов температурно-влажностного режима. И даже лампадки по требованию главного хранителя заменили на светодиодные. Однако сейчас эту икону увидеть можно именно здесь, в стенах храма.
Также внутри собора находится еще одна музейная икона – Иверская икона Божьей Матери XIX века, примечательная тем, что освящена была святым Иоанном Кронштадтским. Эта икона требовала очень сложной реставрации. Это был наш совместный проект с Зарайским благочинием.
У нее до реставрации разошлись доски, потому что нижняя была горизонтальной, а три верхние – вертикальными. И когда они стали усыхать, трещины пошли как раз по ликам. Там уже было некоторое количество поновлений. В итоге реставраторы очень аккуратно раскрыли все, что можно было показать, и сейчас эта икона находится в соборе.
– Дорогие телезрители! Мы еще вернемся в Музей-заповедник «Зарайский кремль». А сегодня время нашего эфира подошло к концу. Всего вам доброго! До новых встреч!
Ведущая Елена Чач
Записал Игорь Лунёв
Продолжаем рассказ о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н. Овчинникова». На этот раз заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова обратит наше внимание на копии древних росписей грузинских храмов.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 2 мая. Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери
Евангелие 2 мая. И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое
Читаем Апостол. 2 мая 2024
День ангела. 2 мая
Этот день в истории. 2 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!