Мы начинаем новую серию выпусков из Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, с временной выставки «Святые жены».
Надежда Викторовна Герасименко, заведующая отделом хранения (научно-фондовым) Музея имени Андрея Рублева, кандидат искусствоведения, куратор выставки «Святые жены»:
– Наша выставка посвящена святым женам. Они чтились в различных ликах святости: праведные, пророчицы – жены Ветхого Завета, прославившиеся и упоминавшиеся в Новом Завете равноапостольные святые жены, мученицы, великомученицы, преподобные, царицы и благоверные княгини, а также блаженные и юродивые.
Они пользовались почитанием не только у женщин. Нельзя говорить о гендерном аспекте этой выставки. Святые жены прославлялись и как покровительницы городов, и как заступницы в несчастьях и бедах, и как предстательницы женщин во всех трудах. Они почитались и за проявление государственной мудрости, и за просвещение целых народов. Наша выставка привлекла внимание более 30 участников. Для выставки дали экспонаты семь различных музеев (как частных, так и государственных) и 24 частных коллекционера. Здесь представлены экспонаты нашего Музея имени Андрея Рублева, Государственной Третьяковской галереи и Исторического музея. Мы очень благодарны всем нашим коллегам и коллекционерам, которые постоянно принимают участие во многих наших выставках, потому что для посетителей это возможность увидеть те экспонаты, которые недоступны в обычное время.
Самые древние памятники принадлежат XV веку. На выставке вы можете увидеть не только иконы. У нас в музее хранятся фрески, которые были сняты с разрушенных церквей. Также можно увидеть изображения святых жен в графике, в медном литье, в небольших эмалевых медальонах.
Особо чтились великомученицы. Как заступницы при исходе души в различные эпохи вспоминались Екатерина, Варвара и Евдокия. Великомученица Параскева почиталась как заступница невест и женщин во всех трудах, а также – как покровительница торговли. Особым почитанием пользовалась Анастасия. С греческого языка это имя переводится как «воскресение», «воскресшая», поэтому оно ассоциировалось с воскресением и с Днем Господним. Так же, как имя греческой святой Кириакии. Оно было не очень известно на Руси, но тоже переводится как «День Господень». Святая пользовалась почитанием прежде всего на Балканах, в Греции и Болгарии. Ее икона тоже есть на нашей выставке. Многие мученицы имели особое почитание на Руси. Это зависело от региона и от периода.
Среди святых ветхозаветного времени на выставке присутствуют изображения праведных Руфи, Юдифи, пророчицы Мариам. Особую редкость представляет иконописное изображение Евы – праматери всего человечества. Оно большого масштаба и происходит из иконостаса. Эта икона начала XVIII в., вероятно, созданная в Костроме или в близлежащих к Костроме землях. С XVII в. такие изображения Евы, а также праматери Сарры включались в ряд иконостаса, но они представляют большую редкость, тем более такое значимое произведение, как эта икона.
Церковь удостаивает особого почитания женщин, пришедших с миром на следующий день после погребения Христа к Его гробнице. Они получили наименование «жены-мироносицы». В честь их установлен праздник – Неделя жен-мироносиц. На нашей выставке их изображение присутствует в гравюрах, и одно изображение – иконописное. Оно как раз представляет тот момент, когда святые жены посетили гробницу Христа, обнаружили, что она уже пуста, и ангел, сидящий около гробницы, сообщил им, что Тот, Кто был там, – воскрес. В Евангелии называется различное число святых жен-мироносиц. На нашей выставке также присутствует изображение Марии Магдалины, которая особо чтилась в чине равноапостольной, потому что после Воскресения Христова она проповедовала Евангелие (указываются регионы: как Рим, так и Иерусалим). С ней связано предание о том, что в ее руках в знак Воскресения Христова окрасилось яйцо, преподносимое императору Тиберию. С этого момента пошла традиция дарить на Пасху окрашенные яйца.
Равноапостольными назывались жены, которые прославились своей проповедью Евангелия, а иногда – и просвещением целых народов. К таким святым женам принадлежит мать императора Константина царица Елена. Как равноапостольная почитается просветительница Грузии Нина. По житию известно, что еще в раннем детстве она узнала о том, что ризы Спасителя были перевезены в Иверию (так тогда называлась Грузия). Достигнув совершеннолетия, она вместе с другими девами отправилась в далекое путешествие, которое пролегало через Армению. Многие святые девы остались там. Одна из них была Рипсимэ – особо чтимая святая Армении. А Нина оказалась в Грузии. Сначала ее проповедь не была принята царем, и даже последовали гонения на нее. Но затем (и тут одним из поворотных моментов стало исцеление царицы Наны) святая Нина стала пользоваться уважением среди местного населения, прославилась как целительница. Благодаря этому к христианству обращалось большое число людей. И позже она стала почитаться как равноапостольная и просветительница Грузии.
Изображения святой Нины в русском искусстве существовали еще в домонгольский период; например, их можно увидеть на фресках Софии Киевской XI века. Но наибольшее количество изображений принадлежит XIX веку, когда Грузия вошла в состав Российской империи и именами Нины и Тамары стали называть русских девочек, а не только урожденных грузинок. Отличительной чертой ее иконографии стали перевязанный крест на длинном древке, который она сделала сама из стеблей винограда, и Евангелие. Евангелие является отличительной чертой многих равноапостольных жен. Оно подчеркивает, что они прославились именно своей проповедью, как и апостолы.
Ведущая Елена Чач
Записала Анна Купцова
Мы продолжаем серию выпусков с выставки "Новодевичий монастырь. Вехи истории", работающей в Государственном историческом музее. Научный сотрудник научно-экспозиционного отдела музея, куратор выставки Александр Юрьевич Чернов рассказывает о тесной связи с монастырем жизни и деятельности царевны Софьи Алексеевны, о предметах ее эпохи, а также судьбе царицы Евдокии Лопухиной и принадлежавших ей иконах.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
ЗА ДРУГИ СВОЯ: С БОГОМ В РАЗВЕДКЕ. Леонид Петрович Решетников. 4 часть
СОЮЗ-ОНЛАЙН с АРХИПАСТЫРЕМ: митрополит Викентий — О ВНИМАТЕЛЬНОЙ МОЛИТВЕ И РАЗУМЕ ХРИСТОВОМ
ЗА ДРУГИ СВОЯ: С БОГОМ В РАЗВЕДКЕ. Леонид Петрович Решетников. 3 часть
ЗА ДРУГИ СВОЯ: С БОГОМ В РАЗВЕДКЕ. Леонид Петрович Решетников. 2 часть
СОЮЗ-ОНЛАЙН С АРХИПАСТЫРЕМ: митрополит_Кирилл — О СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ И ТАЙНЕ
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!