Хранители памяти. Марфо-Мариинская обитель милосердия. Часть 4

22 августа 2023 г.

Мы продолжаем серию выпусков из Марфо-Мариинской обители милосердия. О храме Покрова Пресвятой Богородицы, его истории и внутреннем убранстве рассказывает пресс-секретарь Марфо-Мариинской обители милосердия Марина Витальевна Бондаренко. В нашей программе Вы сможете увидеть не только основное пространство храма, но и закрытую для посетителей крипту этого собора, где сохранились фрески, написанные в начале XX века известным художником и иконописцем Павлом Кориным.

– Мы продолжаем рассказ из Марфо-Мариинской обители милосердия. Наш сегодняшний выпуск будет посвящен Покровскому храму.

Пресс-секретарь Марфо-Мариинской обители милосердия Марина Витальевна Бондаренко:

– Покровский храм Марфо-Мариинской обители милосердия является центральным собором. Он посвящен празднику Покрова Божией Матери и был построен по проекту архитектора Алексея Викторовича Щусева. Как известно, расписывал Покровский храм Михаил Васильевич Нестеров. Храм создан в псковско-новгородском стиле с элементами модерна. Мы можем видеть различные растительные декоративные элементы, что соответствует принципам модерна.

Также некоторые росписи, возможно, выполнял Павел Дмитриевич Корин. Под Покровским храмом находится храм-усыпальница, крипта во имя Сил Небесных и всех святых, росписи которой полностью принадлежат кисти Павла Дмитриевича Корина.

Сейчас мы находимся в трапезной части Покровского храма. Она вмещает до 2000 человек. Елизавета Федоровна задумывала это пространство как место не только для соборной молитвы, но и для проведения духовно-просветительских мероприятий. Собственно, и по нынешний момент эта традиция поддерживается: в Покровском храме Марфо-Мариинской обители читают лекции на различные темы.

При строительстве храма использовались самые передовые на тот момент технологии. Также надо сказать, что росписи выполнены Михаилом Васильевичем Нестеровым не по штукатурке, как в большинстве храмов, а на медных листах. Это обусловлено тем, что в храме во время строительства была высокая влажность. И даже был такой печальный инцидент: когда Михаил Васильевич закончил работу над картиной «Путь ко Христу», на ней выступили черные маслянистые волдыри. Это произошло практически перед самой сдачей работы. Мастеру пришлось счищать роспись и выполнять ее заново, учитывая обстоятельства.

Храм был построен достаточно быстро, строительство завершилось в 1910 году.  К 1912 году была закончена работа над внутренним убранством. И в этом же году храм освятили.  

Великая княгиня тщательно подбирала мастеров, которые трудились над созданием храма. Она искала людей, которые были бы близки ей по духу, которые могли бы понять ее настрой, как она видит храм. Так как мастера были подобраны хорошо, она им полностью доверяла; и хотя, конечно, контролировала процесс, но в целом предоставляла им творческую свободу.

Алексей Викторович Щусев опирался на образцы псковско-новгородского зодчества, но при этом добавлял элементы модерна в архитектурный ансамбль. Покровский храм – это законченный проект, который полностью реализовывался Алексеем Викторовичем Щусевым и Михаилом Васильевичем Нестеровым. Все элементы декора проектировал и выполнял Щусев, а Нестеров создавал стенные росписи и писал иконы, которые находятся в иконостасе.

Марфо-Мариинская обитель была передана Церкви в начале 2000-х годов. С этого же времени началась реставрация, что впоследствии позволило возобновить богослужения.

В нынешний момент в Покровском храме находится частица мощей великой княгини Елизаветы Федоровны, основательницы обители. Также одна из реликвий храма – это полумантия, которая предположительно принадлежала преподобному Серафиму Саровскому.

В советский период в пространстве Покровского храма располагались реставрационные мастерские Грабаря. Именно этот факт позволил сохранить росписи в целости. Люди, которые работали здесь, признавали как минимум культурную ценность этих работ.

Я бы хотела сказать несколько слов о смысле этих росписей, почему именно они нашли здесь свое воплощение.

В трапезной части храма находится роспись «Путь ко Христу». Мы видим, как к Нему тянется большое количество людей. По их одеждам мы можем понять, что это люди, которые принадлежат к абсолютно разным сословиям. Среди них есть сестры милосердия. В этой росписи содержится основной смысл Марфо-Мариинской обители, а именно – приведение людей ко Христу с помощью дел милосердия.

На северной и южной стенах Покровского храма расположены росписи: евангельский сюжет «Христос у Марфы и Марии», а также триптих «Воскресение Христово». В образе евангельских сестер Марфы и Марии содержится одно из духовных оснований обители. Люди, приходящие сюда, чтобы послужить Богу и людям (сестры милосердия), были призваны к двум типам служения: к деятельному, которое воплощала собой Марфа, и духовно-молитвенному, которое воплотилось в Марии.

В храме-усыпальнице в честь Сил Небесных и всех святых с приделом в честь Серафима Саровского по своему духовному завещанию хотела быть похоронена великая княгиня Елизавета Федоровна. Собственно, с этой целью она и задумывала эту крипту. Но так случилось, что ее мощи сейчас находятся в Иерусалиме.

В крипте сохранились подлинные росписи Павла Дмитриевича Корина. Сейчас идут работы по сохранению и реставрации их состояния. В левом крыле крипты находится большая роспись Павла Дмитриевича Корина, которая называется «Путь праведников ко Господу». В этом пространстве есть особое слуховое окно, которое позволяет слышать все богослужение, идущее наверху, в Покровском храме. Великая княгиня Елизавета Федоровна нередко уединялась здесь для молитвы во время богослужения.

Так как крипта является храмом-усыпальницей, здесь сохранились захоронения некоторых монашествующих сестер обители.

– Мы еще вернемся в Марфо-Мариинскую обитель милосердия.

Ведущая Елена Чач

Записала Анна Вострокнутова

Показать еще

Время эфира программы

  • Вторник, 07 мая: 13:15
  • Суббота, 11 мая: 06:15
  • Суббота, 11 мая: 16:05

Анонс ближайшего выпуска

Завершаем серию выпусков о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н. Овчинникова». Рассказывает заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать