– Мы продолжаем говорить на тему христианских добродетелей: веры, надежды, любви. Прошлая программа была посвящена вере, а сегодняшняя – надежде. Они тесно связаны друг с другом. Если вера – это уверенность в невидимом, то надежда –это уверенность в ожидаемом? Что дает христианину надежда и на что она опирается?
– Эти добродетели перечислены в Священном Писании именно в таком порядке. И даже есть традиция, которая до сих пор сохраняется, когда в семье одна за другой рождаются дочери, их называют Вера, Надежда, Любовь.
Надежда базируется на вере. Сначала человек просто верит в Бога, но этого мало. Вера должна реализовываться, а для этого человек должен на Него надеяться. Эта надежда дальше выстраивает всю жизнь человека. Он надеется, что Господь его спасет, и поэтому он предпринимает столько усилий, чтобы идти Ему навстречу. Если идут, например, два альпиниста или разведчика, они должны доверять друг другу и надеяться, что в случае чего друг не бросит и выручит.
Но нельзя надеяться на свои собственные силы, даже на людей, друзей, начальников, на власть имущих, потому что это всегда будет в ущерб надежде на Бога, это будет недостатком в духовной жизни.
– Святой Исаак Сирин пишет: «Человек не может стяжать надежды на Бога, если прежде в большой мере не исполнял воли Его. Ибо надежда на Бога и мужество сердца рождаются от свидетельства совести, и только при истинном свидетельстве ума нашего имеем мы упование на Бога». Что это значит?
– Человек должен предпринимать усилия и надеяться, что Господь придет на помощь и спасет его. Это реализация нашей веры. Нужно делать то, что должны, а уповать на Бога. И не только в деле глобального жизненного спасения, а в любом мероприятии, увлечении. Мы должны пойти к врачам и исполнить их предписание, но надежду возлагать на Божью помощь. Если предстоят труды, мы должны от себя потрудиться, но надеяться на Бога. Есть много поговорок в русском языке об этом, например: «Боже-то поможи, да и сам на печи не лежи». Нужно прилагать свои усилия. Это дает основание верить в Божью помощь.
– Святой подчеркивает, что человек не может обрести надежды на Бога, если в своей мере не исполнил волю Его.
– У нас от Бога есть силы: телесная, душевная, интеллектуальная. Это наша мера. Все их вместе мы должны использовать для исполнения воли Божией, то есть Его заповедей. И только тогда мы можем надеяться на Бога.
– Воля Божья – это Его заповеди. То есть мы должны им следовать и тогда сможем обрести надежду на Бога?
– Да.
– Исаак Сирин пишет: «Надежда на Бога обнаруживается в злострадании за добродетели в христианском подвиге». Поясните, пожалуйста.
– Кроме того, что мы должны потрудиться, надо еще потерпеть скорби. Это необходимо. Господь сказал: Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Мы должны исполнять заповеди. Это наши труды. Но этого недостаточно, нужно еще претерпеть злострадания, то есть какие-то скорби. В этом тоже выказывается наше доверие Богу: что Он не попустит больше меры, что Он даст силы преодолеть искушение. В преодолении и терпении скорбей очень сильно проявляется наша надежда на Бога.
– Но в этом терпении страданий надежда может и потеряться. А потеряв ее, человек испытывает нетерпение, отчаяние, малодушие. Или бывает, что человек вообще перестает чего-либо бояться, становится самонадеянным, приобретает дерзкое упование: «Начну, не соразмерив свои силы, какое-то дело, Господь все равно Сам все управит». Появляется излишняя самонадеянность и склонность к риску. Как нам не уклониться от доброго пути в ту или другую сторону?
– Нужно жить в послушании. Мы говорим не о том, когда приказали садить саженцы капусты корнем вверх. У каждого христианина должен быть свой духовник, которому нужно задавать вопросы и придерживаться его советов. Так человек проявляет смирение, не надеется на свой разум. Сейчас крайне мало духоносных старцев, поэтому нужно быть осторожнее. И как говорил Нил Сорский, полученный ответ всегда можно сверить со Священным Писанием. Действуем осторожно, если есть какие-то смущения, то нужно со смирением о чем-то переспросить духовника.
Если кто-то обратится к батюшке: «Я бы хотел уйти в отшельничество», то для него будет очевидно, что это не мера этого человека, и тот скажет: «Нет, сначала прочитай двенадцать томов житий святых». Он будет давать ему послушания по силам, и тогда не будет надрыва. А еще духовник помолится за этого человека и испросит Божией помощи, чтобы тот все делал со смирением.
– А если человек начинает сомневаться: «А действительно ли эти скорби – Божья воля?» А духовника, допустим, у него нет. И начинаются духовные метания. Как ему снова обрести надежду?
– Старец Паисий Святогорец приводит греческую пословицу: надо искать проблему там, где протекает. Если человек плывет на корабле или лодке и где-то случилась пробоина, то не нужно в это время чинить паруса, нужно устранять первоисточник проблемы. Когда человек начинает терять веру, у него наступает какое-то охлаждение, то надо задуматься, что в нашей жизни происходит не так с нашей стороны: может, мы где-то ослабили молитву, стали реже ходить в храм, забросили чтение Священного Писания, перестали исповедоваться и прочее. Нужно найти причину охлаждения. Сложно представить такое состояние, когда совсем нет духовных людей вокруг. Как говорит один современный подвижник: если нет профессоров, можно учиться у простых учителей. Нужно пойти к простому священнику и попросить совета.
– Для человека, который постоянно ходит в храм, очевидно, что такие люди есть. Но некоторые редко приходят в храм и вроде бы обращаются к Богу, но где-то теряются. А возможно они стесняются подойти к священнику и что-то спросить. Или находятся в такой ситуации, из которой, кажется, нет выхода.
– Храмы и священники сейчас доступны. Нужно посоветоваться с человеком, который служит Богу и имеет некий опыт. Сейчас есть и телекоммуникации, можно связаться и по Интернету.
– Исаак Сирин говорит о свидетельстве совести. Может ли она выступать советчиком?
– Она нам для этого и дана, чтобы помогать определяться, где Божья воля, а где нет, где добро, где зло. Но сама совесть тоже пострадала во время грехопадения. Она нам досталась в испорченном состоянии, поэтому ее нужно очищать исповедью, молитвой, беседами, чтением и сверкой со Священным Писанием.
– Человек, который уповает на Бога, всегда благодушен. Как же в повседневной жизни, когда все идет не так, как нам хотелось бы, практиковаться в сохранении упования на Бога каждый день?
– В утренних молитвах мы просим Бога благословить сегодняшний день, привести наши усилия к хорошему результату, исправить наши отклонения от Его воли. Каждый день проходит в заботах. И в течение дня у каждого человека есть какая-то деятельность, в процессе которой нужно взращивать в себе надежду на Бога. Для этого перед началом доброго дела надо помолиться. Хотя бы пропеть молитву «Царю Небесный», в ней уже есть прошение: «Господи, Ты – сокровище всех благ, вселись в нас, помилуй нас». То есть перед началом дел нужно возложить надежду на Бога. В процессе труда возникают какие-то трудности или успехи, и нужно снова сказать: «Господи, помоги нам». Завершение дел может быть удачным или неудачным. В случае удачи нужно поблагодарить Бога и попросить принять наши труды и развить их к благому. В случае неудачи нужно попросить у Него прощения, помолиться, возложить надежду на то, что Он все исправит и приведет к лучшему. Это ежедневное стремление человека жить перед Богом и надеяться на Него.
– Это добродетель, в которой можно упражняться.
– Это необходимо.
– Когда мы возносим молитву и просим Бога в чем-то нам помочь, то всегда нацелены на положительный результат. И если его не получаем, то в душе появляется разочарование. Откуда оно? Значит, мы все-таки не возложили на Бога надежду?
– В тот момент, когда мы планировали работу и мероприятие, нам казалось, что так и нужно сейчас поступить. Если мы не достигли желаемого, но искренне стремились и старались благочестиво молиться, нужно считать, что Божий Промысл гораздо мудрее, Господь Сам все управит. Это тоже возложение упования на Него. В молитвах мы возлагаем упование и на Божью Матерь, что Она покроет нас Своим покровом, омофором. Нам необходимо в каждой добродетели сторониться всего, что противоречит ей, и делать все, что ее взращивает и подкрепляет.
Ведущая Ирина Данило
Записала Анна Вострокнутова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Православный словарь. Нравственный идеал
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 10 мая 2024
Благая часть. 10 мая 2024
Читаем Добротолюбие
Читаем Добротолюбие
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!