Евангелие от Марка, глава 2, стихи 23–28; 3, 1–5
Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Сегодня, в субботу, Православная Церковь чтит память святого великомученика Феодора Тирона, предлагая для нашего назидания отрывок из Евангелия от Иоанна (Ин. 15, 17; 6, 2). А также на сегодня переносится память сорока святых мучеников Севастийских, в честь которых читается Евангелие от Матфея (Мф. 20, 1–16). Мы же с вами обратим наш мысленный взор на рядовое воскресное чтение – это отрывок из Евангелия от Марка (Мк. 2, 23–28; 3, 1–5).
2.23. И случилось Ему в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья.
2.24. И фарисеи сказали Ему: смотри, что́ они делают в субботу, чего не должно делать?
2.25. Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что́ сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним?
2.26. Как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним?
2.27. И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы;
2.28. посему Сын Человеческий есть господин и субботы.
3.1. И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку.
3.2. И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его.
3.3. Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину.
3.4. А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали.
3.5. И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая.
(Мк. 2, 23–28; 3, 1–5)
На обратном пути в Галилею, в одну из суббот, Господь проходил со Своими учениками через засеянные поля. Ученики, чувствуя голод, начали срывать колосья.
Если бы ученики сделали это в обычный день, то в этом не было бы ничего предосудительного и запретного: коль скоро путник не заносил серп на чужую ниву, он мог свободно срывать колосья (см. Втор. 23, 25). Но в данном случае все происходило в субботу, а суббота была ограждена в буквальном смысле тысячами особых норм и правил: была запрещена всякая работа.
Вся работа была разделена на тридцать девять видов, и среди них были четыре: жать, сеять, молотить и приготавливать муку. Своими действиями ученики нарушили практически все эти четыре правила и должны были считаться нарушившими закон. Нам это может показаться чудовищным, но в глазах раввинов это был смертный грех.
А потому фарисеи, почти везде и всегда следовавшие за Христом, отслеживая каждый Его шаг и придираясь ко всякому нарушению их обычаев и преданий, тотчас же заметили: смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать? (Мк. 2, 24).
Иисус в ответ на это обличение процитировал им событие из Ветхого Завета, изложенное в 21-й главе Первой книги Царств и повествующее о том, как Давид и его спутники, гонимые Саулом, пришли в Номву к священнику Ахимелеху и просили у него хлеба для утоления голода. У священника не было простого хлеба, и потому он дал Давиду хлебы предложения. Хлебами предложения назывались двенадцать хлебов, которые клались каждую субботу на особом столе из массивного золота, сначала в скинии, а после в Храме пред Господом от сынов Израилевых (Лев. 24, 8).
Эти хлебы как бы предлагались Богу, перед Которым были положены, и потому получили название хлебов предложения. Каждую субботу их заменяли новыми хлебами, а снятые должны были есть священники на том святом месте, где они были положены (см. Лев. 24, 9).
Борис Ильич Гладков замечает: «Если мучения голода, которые испытывал Давид, заставили первосвященника нарушить закон о хлебах предложения, – если, таким образом, помощь ближнему в нужде выше соблюдения буквы закона, как милость выше жертвы, – то и ученики Иисуса, утоляя свой голод зернами из срываемых колосьев, могли нарушить закон субботнего ничегонеделания в том его виде, как понимали фарисеи».
Как видно, все внимание фарисеев было направлено на одни только жертвы и установленные преданием обычаи. Фарисеи перестали понимать, что суббота дана человеку для достижения высших нравственных целей, для проявления своей любви к ближним, для совершения добрых дел.
Спаситель снова приходит в синагогу, где, по обыкновению, учит в субботний день, а книжники и фарисеи пришли наблюдать, не исцелит ли Он кого-то, чтобы обвинить Его в нарушении субботы.
Господь, желая показать фарисеям, что дела милосердия гораздо важнее, чем соблюдение закона о субботнем покое, приказывает человеку, имеющему иссохшую руку, стать посреди синагоги, чтобы все могли видеть его, и задает фарисеям вопрос: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? (Мк. 3, 4).
Христос не стыдится и не страшится исповедовать истину благодати и милости и, чтобы доказать фарисеям, что должно творить добро в субботу, тотчас же всенародно исцеляет сухорукого одним Своим словом. Тем самым Спаситель обозначает важный принцип: независимо от правил и установлений сделавший доброе дело в субботу поступает правильно.
Евангельское чтение сегодня призывает нас задуматься о следующем: можно, оказывается, усердно читать Священное Писание, знать его наизусть, но не понимать его истинного смысла. Нам же, дорогие братья и сестры, остается помнить, что добрые поступки, проявление милосердной и сострадательной любви и служение ближнему превыше всего.
Помогай нам в этом Господь!
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Добротолюбие. «Память Божья». Священник Константин Корепанов
Литературный квартал. Пасхальные рассказы. Людмила Васильевна Камедина
Православная азбука. Что такое Церковь. Беседа с протоиереем Владимиром Пархоменко. Часть 1
О земном и о небесном. Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Хлеб жизни. 13 мая 2024. Новости Ейской епархии
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!